Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:26, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является характеристика основополагающих принципов теории разделения властей.
Соответственно в первой главе будут рассмотрены исторические предпосылки возникновения теории и практики разделения властей, охарактеризованы те функции государственной власти, которые лежат в основе разделения власти на относительно самостоятельные ветви власти, а также вопросы единства и взаимодействия ветвей власти.
Введение…………………………………………………………………………3
Появление и становление концепции разделения властей……………5
Теория разделения властей……………………………………………...11
Законодательная власть…………………………………………….11
Исполнительная власть……………………………………………...16
Судебная власть……………………………………………………..20
Взаимоотношение законодательной, исполнительной и судебной власти между собой……………………………………………………...29
Заключение………………………………………………………………………32
Список используемых источников…………………………………………….33
Разрешая каждое дело, Конституционный Суд обращается не только к анализу собственной Конституции, но и к международным правовым документам - международным пактам о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах, Всеобщей декларации прав человека, к различного рода материалам ООН. В силу того, что Беларусь, как это зафиксировано в Конституции (ст.8), признает приоритет общепризнанных принципов международного права, то указанные документы являются обязательными к исполнению: Конституционный Суд их анализирует и ссылается на них. Наряду с этим Конституционный Суд часто обращается и к Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод человека, которой руководствуется в своей деятельности и Европейский суд. По сути, она является международным стандартом в области обеспечения и соблюдения прав и свобод человека, выполнения обязанностей гражданами. Те решения, которые принимает Европейский суд, - это по существу толкование данной Конвенции, разъяснение ее положений и смысла. Можно утверждать, что вердикт Европейского суда является ориентиром и для тех стран, которые не являются членами Совета Европы. [6, ст. 54]
Анализ деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь, сопоставление его деятельности с деятельностью органов конституционного контроля других стран свидетельствуют о том, что государственно-правовая система Республики развивается успешно и динамично. Конституционный Суд занимает подобающее место среди других властных структур, действует строго в рамках предоставленных полномочий, используя в качестве единственного приоритета в своей работе демократическую Конституцию.
Принцип разделения властей объективно выражается в специализации государственных органов по видам деятельности, которые наделяются соответствующей компетенцией, самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий и обладают возможностью сдерживать и контролировать друг друга. При этом не одна из трёх ветвей власти не может принять на себя функции другой, и в то же время ни одна власть не может действовать изолированно друг от друга. Все ветви должны взаимодействовать, образуя единый государственный механизм. Конституционный принцип разделения властей, предлагающий самостоятельность ветвей государственной власти, их взаимодействие, уравновешивание друг друга, предусматривает создание и функционирование механизма сдержек и противовесов. [23, с. 32]
Какими бы ни были разными варианты механизма действия принципа разделения властей теория в основе определяет следующее его содержание. «Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. [21, с. 76] Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти.
Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей.
Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей».[10, с.54]
Таким образом, разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает своё место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции.
Заключение
Разделение властей между государственными органами происходит вследствие разнообразия стоящих перед государством социально-политических, экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государственной власти. При этом за каждым органом закрепляются определенный круг задач государственной власти, соответствующих его компетенции.
Следовательно, одностороннее ослабление
законодательной, исполнительно-распорядительной
или правоохранительной деятельности
с неизбежностью ведет к невыполнению
всего комплекса задач государства.
Непосредственно организация и
деятельность государственного аппарата
осуществляется на основе ряда принципов,
под которыми понимаются руководящие
идеи, начала, лежащие в основе его создания
и функционирования, и проявляющиеся как
в деятельности государственного аппарата
в целом, так и в его отдельных частях,
структурно обособленных единицах. Большинство
данных принципов закреплено в Конституции
страны, либо в иных законах и нормативно-правовых
актах, где они могут быть развиты и дополнены.
Принцип разделения властей существует
не только в теории государства и права,
он реально осуществляется на практике
в различных государствах мира, причём
имеет место в различных формах, вариантах,
не теряя при этом своего содержания. В
Республике Беларусь государственная
власть также строится на основе этого
принципа, хотя при этом имеет свои специфические
особенности.
Таким образом, в заключении можно
сказать, что теория разделения властей
осуществляется прежде всего в плане общего
принципа, руководящего начала, которое
следует иметь в виду при создании структуры
государственных органов и определении
контуров их полномочий. И как идея единства
властей, теория разделения властей не
имеет и, видимо, не может иметь абсолютно
"чистых" форм своего осуществления.
Список используемых источников:
10. Иваненко. В.С. Конституции
государств - участников СНГ и
международное право:
11. Клименко С.В., Чичерин А.А. Основы государства и права.- М., 199
12. Клименко С.В., Чичерин
А.Л. Основы государства и
13. Конституционный контроль и практика правоприменения в Республике Беларусь (Г.А. Василевич, "Журнал российского права", N 1, январь 2001 г.)
14. Коханская А.С. Защита
прав человека посредством
15. Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Т. 3. М., 1988.
16. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955
17. Общая теория государства и права. Комаров С.В., Бездюдов О.А. - Мн., 1997.
18. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993 г.
19. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник. - 3-е изд., перераб. и доп. (Отв. ред. докт. юрид. наук, проф. А.Я. Сухарев.). - М: Издательство НОРМА, 2003 г.
20. Теория государства
и права: Учебник / Под ред.
В.М. Корельского и В.Д.
21. Хропанюк В.Н «Теория государства и права», М., «ДТД», 1996г
22. Черниловский З.М. «Всеобщая история государства и права», М., «Юрист», 1996 г
23. Ясинская-Казаченко
А.В «Конституционное право