Теория разделения властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является характеристика основополагающих принципов теории разделения властей.
Соответственно в первой главе будут рассмотрены исторические предпосылки возникновения теории и практики разделения властей, охарактеризованы те функции государственной власти, которые лежат в основе разделения власти на относительно самостоятельные ветви власти, а также вопросы единства и взаимодействия ветвей власти.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Появление и становление концепции разделения властей……………5
Теория разделения властей……………………………………………...11
Законодательная власть…………………………………………….11
Исполнительная власть……………………………………………...16
Судебная власть……………………………………………………..20
Взаимоотношение законодательной, исполнительной и судебной власти между собой……………………………………………………...29
Заключение………………………………………………………………………32
Список используемых источников…………………………………………….33

Работа содержит 1 файл

теория разделения властей.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

   Социальное назначение судов - обеспечение надлежащего правового режима во всех областях общественной жизни. По своим задачам суды - правоохранительные органы, и им принадлежит ведущее место среди других органов государства, деятельность которых направлена на укрепление законности и правопорядка.

   Ни одному государственному органу: Правительству, Парламенту либо общественной организации, партии не позволено вмешиваться в осуществление правосудия. В равной степени это запрещено делать и высшим судебным инстанциям: Конституционному Суду, Верховному Суду, Высшему Хозяйственному Суду. Они вправе лишь в пределах своей компетенции пересмотреть вынесенное решение (приговор), отменить его, вынести новое. Однако вмешательство даже этих высших судебных инстанций в конкретное рассмотрение гражданского, уголовного или хозяйственного дела, какое-либо воздействие в прямой или косвенной степени на судью, рассматривающего дело, запрещено. [2, с. 54]

   Об этом свидетельствует статья 110 Конституции, в которой провозглашается принцип независимости судей и подчинения их только закону. В законе “О судоустройстве и статусе судей” закреплены основные гарантии судейской независимости. Судьи разрешают переданные им дела самостоятельно, беспристрастно, без какого-либо постороннего влияния при соблюдении тайны совещательной комнаты.

   Однако, в любом демократическом государстве суды не могут быть совершенно независимы ни от кого и ни от чего. Суды зависят, прежде всего, от законов страны, законодательства вообще и, конечно же, Конституции этой страны. Любой судебный вердикт должен быть основан на праве, действующем в конкретном государстве.[8]

    В соответствии с Конституцией Республики Беларусь судебная власть принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной, исполнительной властей. Судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законами Республики Беларусь. Суды обеспечивают осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, хозяйственного, уголовного и административного судопроизводства, действуя на основе единых конституционных принципов правосудия. [2, с. 45]

   Согласно ст.109 Конституции система судов в Беларуси строится на принципах территориальности и специализации. Образование чрезвычайных судов запрещается.

   Статья 111 Конституции закрепляет принцип недопустимости совмещения судебной работы с предпринимательской деятельностью. Судьям не разрешается также выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской, не связанной с занятием штатной должности, быть депутатом.

   Конституцией установлен также принцип деполитизации и департизации судей. Согласно статьи 36 судьи не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели. [3.ст 88]

   Согласно Закону от 29 июня 2006 г. "О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь" судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законами Республики Беларусь. К общим судам относятся: Верховный суд, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды (Белорусский военный суд, межгарнизонные военные суды). Система хозяйственных судов включает: Высший хозяйственный суд, хозяйственные суды областей и приравненные к ним суды, хозяйственные суды городов и районов. В системе общих и хозяйственных судов допускается образование специализированных коллегий, а в случаях, предусмотренных законом, - специализированных судов: по делам несовершеннолетних, по семейным делам, судов административных, земельных, налоговых и иных. [3, ст. 34]

    Районные (городские) суды состоят из председателя суда, судей и судей по административным делам и исполнительным производствам. Районный (городской) суд рассматривает все гражданские, уголовные и административные дела, за исключением отнесенных законом к компетенции иных судов.

   Областной, Минский городской суды состоят из председателя, его заместителей, судей и действуют в составе судебных коллегий и президиума суда. Эти суды рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; осуществляют надзор за судебной деятельностью районных (городских) судов, оказывают им помощь в применении законодательства; изучают и обобщают судебную практику.

   Верховный суд осуществляет правосудие и надзор за деятельностью общих судов Республики. Он состоит из председателя, первого заместителя, заместителей председателя, судей Верховного суда и действует в составе: судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда; судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда; военной коллегии Верховного суда; судебной коллегии по патентным делам Верховного суда; Президиума Верховного суда; Пленума Верховного суда. [3, ст .45]

   Верховный суд рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке надзора, по вновь открывшимся обстоятельствам, а также в качестве суда первой инстанции - в случаях, предусмотренных законом; изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает разъяснения по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел. Разъяснения Пленума Верховного суда обязательны для судов, иных органов и должностных лиц, применяющих закон.[14, с. 49] Судьи Верховного суда назначаются на должность Президентом Республики с согласия Совета Республики и исполняют свои обязанности бессрочно.

   Хозяйственные суды осуществляют правосудие в области экономических отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц. Их организация и полномочия определены Законом "О хозяйственных судах в Республике Беларусь" от 9 декабря 1998г. Согласно этому Закону (ст.2) единую систему хозяйственных судов составляют: Высший хозяйственный суд Республики Беларусь; хозяйственные суды областей, хозяйственный суд города Минска, а также специализированные хозяйственные суды (по банкротству, земельные, налоговые и иные), образуемые при необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению председателя Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь. [5, ст 56]

   Высший  хозяйственный суд Республики  Беларусь состоит из председателя Высшего хозяйственного суда, первого заместителя и заместителей председателя и других судей. Он действует в составе: Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь; Президиума Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь; коллегии по проверке законности решений хозяйственных судов; судебных коллегий по разрешению отдельных категорий споров. [5, ст. 65]

    Судьи Высшего хозяйственного суда назначаются Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания и исполняют свои обязанности бессрочно.

    Согласно ст.151 Закона « О судоустройстве» высшим органом самоуправления судей Республики является съезд судей. Съезд осуществляет свои полномочия в составе судей Конституционного Суда, общих и хозяйственных судов Республики Беларусь. Съезд судей рассматривает вопросы функционирования судебной системы; обсуждает вопросы судебной практики и в необходимых случаях вносит предложения субъектам, обладающим правом законодательной инициативы; обсуждает проекты законов и иных нормативных актов, касающихся статуса судей, кадрового, организационного, материально-технического обеспечения работы судов и других вопросов их деятельности; представляет интересы судей в государственных органах, общественных объединениях и международных организациях; избирает Республиканский совет судей в составе, определяемом съездом. Съезд созывается Республиканским советом судей не реже одного раза в 4 года. В период между съездами данные полномочия осуществляет Республиканский совет судей. [3, ст. 45]

   Важнейшим правоохранительным институтом в Беларуси остается прокуратура, на которую Конституция (ст.125) возлагает надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов.[8, с. 67] Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, за соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах. Единую и централизованную систему органов прокуратуры возглавляет генеральный прокурор, назначаемый Президентом с согласия Совета Республики. Нижестоящие прокуроры назначаются генеральным прокурором. [8, с. 43]

   Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь (ст.116 Конституции РБ). Компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определяются Законом Республики Беларусь « О Конституционном Суде Республики Беларусь» от 30.03.1994 г. [4, ст. 67]

    Конституционный Суд Республики Беларусь - это особый судебный орган, осуществляющий функции конституционного правосудия и одновременно выступающий в роли одного из высших органов государственной власти, обладающий полномочиями по проверке конституционности нормативных актов всех государственных органов. Правовое положение Конституционного Суда Республики Беларусь закреплено в главе "Суд" Конституции Республики Беларусь, что фиксирует принадлежность Конституционного Суда к судебной власти - самостоятельной ветви государственной власти.

    В силу того, что Конституционный Суд - это один из государственных органов, осуществляющих специфическую контрольную функцию, направленную на обеспечение верховенства Конституции и иерархической соподчиненности всех нормативных актов, правовая позиция Конституционного Суда должна быть решающей при рассмотрении подобного рода споров, в том числе и в случаях осуществления Министерством юстиции, Министерством иностранных дел правовой экспертизы о соответствии Конституции ведомственных нормативных актов, подлежащих регистрации, при ратификации международных договоров.

   Контрольная функция Конституционного Суда имеет свою специфику. [13]

  Специфическая роль Конституционного Суда Республики Беларусь проявляется и в том, что он дает по предложению Президента заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения Конституции палатами Парламента. Только при наличии соответствующего заключения Конституционного Суда полномочия палат могут быть досрочно прекращены [1 ст.94 и 116]

   Отличительной особенностью Конституционного Суда как органа конституционного контроля является отсутствие у него системы подчиненных ему органов. Осуществление им своих полномочий опирается на авторитет принятого решения, чему способствует его правовая аргументированность, а не политическое обоснование. Исполнение решений, соответственно, зависит от поддержки других властных структур - Президента, Парламента, Правительства, судов, органов прокуратуры, а также общественного содействия.

   Конституционный Суд - единственный орган судебной власти, основные полномочия, порядок формирования и некоторые другие вопросы функционирования которого прямо оговорены в Конституции. Относительно иных судов (общих, хозяйственных) в Конституции сформулированы лишь принципы организации и деятельности и указана их основная функция - осуществление правосудия. При этом компетенция Конституционного Суда, как отмечено в ч.7 ст.116 Конституции, определяется специальным законом о Конституционном Суде.

   Конституционный Суд вправе проверять на соответствие Конституции не только акты общегосударственного уровня, но и законы о ратификации международных договоров, регламенты палат Парламента, в том числе и официально не опубликованные нормативные акты министерств, государственных комитетов, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов.

   В связи с тем, что на Конституционный Суд возложена обязанность осуществлять контроль за конституционностью нормативных актов в государстве, должна возрастать его активность по казуальному толкованию Конституции. Правовая позиция Конституционного Суда имеет принципиальное значение для развития правовой системы, в том числе правоприменительной практики. [4, ст. 50]

   Конституционный Суд формулирует общие принципы права, которые органы государства должны учитывать в своих решениях, то есть его акты оказывают существенное влияние на эволюцию правовой системы. Более того, заключения Конституционного Суда - это источник права. Конституционный Суд выступает в роли "негативного" законодателя, когда, признавая своим решением нормативный акт (отдельные положения) неконституционным, "выводит" его из правовой системы. Безусловно, очень важна "ответная реакция" государственных органов на решения Конституционного Суда.

   Рассмотрение дел в Конституционном Суде, обращения граждан свидетельствуют о том, что актуальной остается проблема судебной защиты. Право на правосудие - неотъемлемое право каждого человека. В то же время оно не должно сводиться лишь к праву на обращение в суд. Сам суд должен быть беспристрастным, компетентным и независимым. Гражданин должен иметь реальную возможность на пользование услугами адвоката, а размер государственной пошлины должен быть приемлемым и не являться препятствием для обращения в суд. Это право не исключает предварительного порядка рассмотрения споров, альтернативного порядка (например, обращение в вышестоящий или иной орган не должно лишать лицо права на обращение в суд). [13, с. 34]

   Для практики важное значение имеет решение вопроса о судьбе уже вынесенных судебных решений, основанных на ином понимании толкуемого акта, чем оно было дано в акте о толковании. Акт толкования может быть предметом рассмотрения в Конституционном Суде. В случае признания его соответствующим Конституции или закону действительно можно допустить, что судебные постановления можно не пересматривать, исходя из целей более полной защиты интересов граждан, юридических лиц. Однако, если акт толкования признан Конституционным Судом не соответствующим Конституции, то судебные постановления подлежат приведению в соответствие с решением Конституционного Суда.[13, с. 45]

Информация о работе Теория разделения властей