Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:26, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является характеристика основополагающих принципов теории разделения властей.
Соответственно в первой главе будут рассмотрены исторические предпосылки возникновения теории и практики разделения властей, охарактеризованы те функции государственной власти, которые лежат в основе разделения власти на относительно самостоятельные ветви власти, а также вопросы единства и взаимодействия ветвей власти.
Введение…………………………………………………………………………3
Появление и становление концепции разделения властей……………5
Теория разделения властей……………………………………………...11
Законодательная власть…………………………………………….11
Исполнительная власть……………………………………………...16
Судебная власть……………………………………………………..20
Взаимоотношение законодательной, исполнительной и судебной власти между собой……………………………………………………...29
Заключение………………………………………………………………………32
Список используемых источников…………………………………………….33
Действительно, порядок выборов
депутатов и членов Совета Республики
должен регулироваться законом. Однако
в связи с тем, что полномочия Верховного
Совета XIII созыва были прекращены, а в
новом Парламенте была сформирована лишь
Палата представителей, в то время как
в принятии законов участвуют обе палаты,
выход был найден в издании Декрета Президента.
Ст. 101 Конституции Республики Беларусь
предоставляет Президенту право издавать
декреты. При этом Парламент должен принять
закон, делегирующий Президенту такое
право. Следует учесть и то обстоятельство,
что в силу особой необходимости Президент
имеет право на издание временных декретов,
также имеющих силу Закона, которые в трехдневный
срок должны быть представлены для рассмотрения
Палатой представителей, а затем - Советом
Республики. Эти декреты сохраняют свою
силу, если не отменены большинством не
менее двух третей голосов от полного
состава каждой из палат. »
А теперь рассмотрим Порядок принятия
законов в Республике Беларусь.
«Любой законопроект, за исключением
случаев, предусмотренных Конституцией,
становится законом только после принятия
Палатой представителей и одобрения Советом
Республики большинством голосов от полного
состава палат:
- после принятия закона Палатой представителей он в течение 5 дней передается на одобрение в Совет Республики, где должен быть рассмотрен в течение 20 дней, а при объявлении законопроекта срочным
- 10 дней;
- в случае отклонения
Советом Республики
- текст законопроекта,
выработанный согласительной
- если согласительная
комиссия не смогла принять
согласованный текст
- закон, принятый Палатой представителей
и одобренный Советом Республики, в течение
10 дней представляется Президенту на подпись.
Однако, если он в течение 2 недель не возвращает
закон, он считается подписанным. Закон
не считается подписанным и не вступает
в силу, если он не мог быть возвращен в
Парламент в связи с окончанием сессии;
- Президент может наложить «вето» на законопроект.
В частности, при несогласии с текстом
закона Президент со своими возражениями
может возвратить закон в Палату представителей.
В этом случае в течение не более 30 дней
Палата обязана рассмотреть закон заново.
Однако закон принимается уже не арифметическим,
а квалифицированным большинством депутатов
Палаты;
- если законопроект был
принят, то в течение 5 дней
он направляется на
- в результате, если «вето» Президента
преодолевается, то закон представляется
Президенту на подпись, который должен
это сделать в течение 5 дней. Закон вступает
в силу и в том случае, если он не будет
подписан Президентом в этот срок;
- если имеются возражения Президента
лишь на отдельные положения закона, которые
возвращаются для повторного голосования,
то до вынесения окончательного решения
палатами закон подписывается Президентом
и вступает в силу, за исключением тех
положений, относительно которых имеются
возражения Президента;
- как уже отмечалось выше, право законодательной
инициативы в Республике Беларусь принадлежит
Президенту, депутатам обеих палат Парламента,
Правительству и гражданам в количестве
не менее пятьсот тысяч человек. Но законопроекты,
следствием принятия которых может быть
сокращение государственных средств,
создание или увеличение расходов, могут
вноситься в Палату представителей лишь
с согласия Президента, либо по его поручению
- Правительства;
- наконец, законы об основных направлениях
внутренней и внешней политики Республики
Беларусь, о военной доктрине являются
программными и поэтому считаются принятыми
при условии, если за них проголосовало
не менее 2/3 от полного состава палат;
- законы подлежат немедленному опубликованию
после их подписания и вступают в силу
через 10 дней после опубликования, если
в самом законе не установлен срок;
- согласно ст. 104 Конституции закон не имеет обратно силы, за исключением случаев, когда он смягчает наказание или отменяет ответственность граждан.»[1, ст 104]
Декреты Президента Республики Беларусь:
Обе палаты Парламента согласно могут принять закон, принимаемый 50 % голосов депутатов от полного состава палат, и делегировать Президенту полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять как предмет регулирования, так и срок полномочий Президента на издание декретов. Закон принимается по предложению Президента Республики Беларусь. Однако Президенту Республики Беларусь не могут быть делегированы полномочия на издание декретов, предусматривающих:
- изменение и дополнение
Конституции Республики
- толкование Конституции;
- изменение и дополнение программных законов;
- утверждение республиканского
бюджета и отчета о его
- изменение порядка выборов Президента и Парламента;
- ограничение
конституционных прав и свобод
граждан;
- право изменения закона о полномочиях
на издание декретов;
- право принимать нормы, имеющие обратную
силу;
В силу особой необходимости Президент
по своей собственной инициативе, либо
по предложению Правительства Республики
Беларусь может издавать временные декреты,
также имеющие силу законов. Однако эти
временные декреты в 3-дневный срок должны
быть представлены на рассмотрение в обе
палаты парламента. Временные декреты
могут быть отменены депутатами палат
не менее 2/3 голосов от полного состава
каждой из палат.
Функции исполнительной власти соединены с практической реализацией законов. В этом плане исполнительную власть можно представить как подсистему в системе единой государственной власти. В Республике Беларусь исполнительная власть представлена республиканскими органами исполнительной власти: Советом Министров (правительство), государственными комитетами, министерствами, также органами исполнительной власти регионов (областей) и городка Минска.
Исполнительную власть в Беларуси осуществляет Правительство Совет министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Компетенция, порядок организации и деятельности Правительства определяются на основе Конституции законом « О Совете Министров Республики Беларусь».
Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. [19, ст 123] До сформирования нового Правительства по поручению Президента Правительство, заявившее о сложении собственных возможностей, продолжает свое функционирование. Сложение полномочий Правительства перед вновь избранным Президентом происходит не после объявления результатов выборов Президента, а со времени вступления в должность Главы страны, то есть после принятия им присяги .
Правительств - коллегиальный орган. В его состав входят по должности Премьер-министр, заместители Премьер-министра, Глава Администрации Президента, председатель Комитета государственного контроля, председатель правления Государственного банка, президент Государственной академии наук Беларуси, министры, председатель Комитета государственной сохранности, председатель Государственного комитета пограничных войск, председатель Госкомитета по авиации, председатель Государственного таможенного комитета, председатель правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ.
Постоянно работающим органом Совета Министров Республики Беларусь является его Президиум в составе Премьер-министра Республики Беларусь, его заместителей, Главы Администрации Президента Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля, Председателя Правления Национального банка, министра экономики, министра иностранных дел.
Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей. В случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент Республики Беларусь вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы. [2, с. 245]
Работой Правительства руководит Премьер-министр.
Премьер-министр: осуществляет непосредственное руководство деятельностью Правительства и несет персональную ответственность за его работу; подписывает постановления Правительства; в двухмесячный срок после своего назначения представляет Парламенту программу деятельности Правительства, а в случае ее отклонения представляет повторную программу деятельности Правительства в течение двух месяцев; информирует Президента об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях; выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Правительства. [1.ст 106]
Правительство или любой член Правительства вправе заявить Президенту о своей отставке, если считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них обязанностей. Правительство заявляет Президенту об отставке в случае выражения Палатой представителей вотума недоверия Правительству. Премьер-министр может поставить перед Палатой представителей вопрос о доверии Правительству по представленной программе или по конкретному поводу. Если Палата представителей в доверии отказывает, Президент вправе в десятидневный срок принять решение об отставке Правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов. Президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить от должности любого члена Правительства. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Республики Беларусь по поручению Президента продолжает осуществлять свои полномочия до сформирования нового Правительства.
Правительство Республики Беларусь: руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти; разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации; разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении; обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда; принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью; обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента; отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента. [2, ст.4]
В соответствии со ст. 108 Конституции Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. Премьер-министр издает в пределах своей компетенции распоряжения. [1.ст 108]
Совет Министров Республики Беларусь на основании и во исполнение Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь принимает постановления и контролирует их выполнение.
Распоряжения Премьер-министра издаются по вопросам, входящим в компетенцию Премьер-министра, а также при наличии поручения Правительства Республики Беларусь по входящим в компетенцию, но не относящимся к конституционным полномочиям Совета Министров Республики Беларусь вопросам, если регулирование их не требует принятия решений, носящих нормативный характер.
Проекты постановлений, рассмотренные на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь и его Президиума, в случае необходимости дорабатываются в соответствии с принятыми на заседаниях решениями. Постановления подлежат обязательному официальному опубликованию, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом. Постановления вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в них не установлен иной срок вступления в силу. [2, с. 65]
Постановления, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. При этом постановления публикуются, как правило, после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
В случае разновременного опубликования постановления в нескольких официальных изданиях дата официального опубликования определяются по дате первоначального опубликования.
Распоряжения вступают в силу с момента их подписания, если в них не указан иной срок вступления в силу.
Все конституции мира содержат разделы (главы) о судебной власти. Признание этой ветви власти самостоятельным предметом конституционного регулирования объясняется тем, что судебная власть является составной частью государственной власти.
Конституционные основы судебной власти в Республике Беларусь устанавливаются Конституцией Республики Беларусь, в частности, главой 6, в которой закреплено, что судьи при осуществлении правосудия независимы, и этот принцип неуклонно соблюдается в республике.