Теория разделения властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является характеристика основополагающих принципов теории разделения властей.
Соответственно в первой главе будут рассмотрены исторические предпосылки возникновения теории и практики разделения властей, охарактеризованы те функции государственной власти, которые лежат в основе разделения власти на относительно самостоятельные ветви власти, а также вопросы единства и взаимодействия ветвей власти.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Появление и становление концепции разделения властей……………5
Теория разделения властей……………………………………………...11
Законодательная власть…………………………………………….11
Исполнительная власть……………………………………………...16
Судебная власть……………………………………………………..20
Взаимоотношение законодательной, исполнительной и судебной власти между собой……………………………………………………...29
Заключение………………………………………………………………………32
Список используемых источников…………………………………………….33

Работа содержит 1 файл

теория разделения властей.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Появление и становление концепции разделения властей……………5
  2. Теория разделения властей……………………………………………...11
    1. Законодательная власть…………………………………………….11
    2. Исполнительная власть……………………………………………...16
    3. Судебная власть……………………………………………………..20
  3. Взаимоотношение законодательной, исполнительной и судебной власти между собой……………………………………………………...29

Заключение………………………………………………………………………32

Список используемых источников…………………………………………….33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    В середине 80-х годов XX  века  Беларусь  вступила в период реформ,  которые, коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах изменились многие принципы жизни общества, появились новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства. Одной из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в качестве основы конституционного строя Республики Беларусь в Конституции 1994 года. 

   Актуальность курсовой работы связана в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема  не находила своего отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. С коренной реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшийся на рубеже 80–90-х годов ХХ века в Беларуси, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели  — создания правового государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве, его проблематика, приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права.   
    Основной целью данной курсовой работы является характеристика основополагающих принципов теории разделения властей.  
Соответственно в первой главе будут рассмотрены исторические предпосылки возникновения теории и практики разделения властей, охарактеризованы те функции государственной власти, которые лежат в основе разделения власти на относительно самостоятельные ветви власти, а также вопросы единства и взаимодействия ветвей власти.  
Вторая глава будет посвящена анализу  составных частей аппарата (механизма) государства – органов законодательной, исполнительной и судебной власти. 

     В третьей главе содержится взаимоотношение законодательной, исполнительной и судебной власти между собой.

    И в четвертой главе говорится про президента Республики Беларусь и судебную власть.

 

 

 
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Появление и становление концепции разделения властей

    Одной из важнейших проблем, относящихся к организации государственной власти, в течение нескольких столетий является вопрос о единстве и разделении властей.

    Разделение власти - одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти. [18, с. 329]

  Разделение  власти исторически сложилось  на самых ранних этапах формирования  государства и вылилось в специализацию  власти разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность. Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть уже разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними с другой. [7, с. 272]

  Разделение  властей - это одна из основных  черт современного правового государства. Институт разделения властей, как и институт самого права, стал зарождаться с древнейших времен. Если не учитывать общество при военной демократии, то уже и в Афинской и в Римской республиках граждане стремились не допустить концентрации власти в одних руках. [23, с 191-194]

   Так в  Греции существовало несколько  политических институтов, которые  не должны были позволить сосредоточения  власти в одних руках. Таким  образом, после реформ Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла  в стране образовались следующие взаимодействующие друг с другом органы. Народное собрание, обладающее законодательной инициативой. За ним следил суд Гелиэя, который к тому же обладал правом толкования законов. Исполнительную власть делили совет 500 и две коллегии - стратегов и архонтов. Контроль за всеми органами власти осуществляло так называемое особое народное собрание, которое собиралось раз в месяц и занималось проверкой деятельности властей и была ли эта деятельность правильной. [11, с. 37]

   В Римской республике положение было очень схоже с Афинской. Главным государственным органом в Риме были сенат, обладающий правом толковать законы, а также накладывать вето на некоторые решения народного собрания. Ко всему прочему из числа сенаторов выбирались народным собранием лица, которые должны были занимать государственные должности. Не будучи судебным органом, сенат мог назначать судебные коллегии и давать указания о производстве расследования. Второй по значимости государственный орган в Римской республике - это народное собрание. Перед народным собранием отвечали все государственные служащие. Народные собрания избирали коллегии, которые осуществляли правительственную власть. Народное собрание обладало правом принятия законов. Особое положение занимали плебейские трибуны. Они имели право запрещать исполнение любых приказов (за исключением приказов диктаторов). Они могли налагать вето на постановления сената. Судебные функции в Риме были возложены на восьмерых преторов, избираемых сенатом. [12, с. 35]

  В средние  века роль противовеса неограниченной власти монарха частично выполняла церковь. Будучи духовным учреждением, церковь нередко вмешивалась в светские дела. Клятвы, обязательства, обещания, которые монарх давал на кресте, нередко обязывали его к обязательному выполнению их. Так же церковные нормы нередко регулировали отношения и в обыденной жизни. Церковные труды являлись одно время источником права. Позже, конечно, церковь утратила свое значение, но в определенное время развития истории влияние церкви и церковных догм было велико. Помимо церкви ограничить власть правителя пытались и его подданные того или иного государства. В результате таких попыток в Англии, а позже и во Франции появились сословно-представительные институты. [21, с. 84-85]

“Разделение властей”, теория о соотношении властей в государстве, впервые выдвинутая Дж. Локком и затем развитая Ш. Монтескье, связана со школой естественного права и сыграла прогрессивную роль в борьбе против абсолютизма. Предполагается, что для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная, судебная. В настоящее время по принципу разделения властей построены конституции многих государств.

    Дж. Локком  были развиты основные положения:  об осуществлении законодательной власти через выборный представительный орган, о недопустимости представительному органу заниматься исполнением законов, о создании в связи с этим постоянно действующего органа и др. Он писал, что в конституционном государстве может быть всего одна верховная власть - законодательная, которой все должны подчиняться. Король, как глава исполнительной власти, призван был “употребить силу государства для сохранения сообщества и его членов”. Его деятельность строго регламентировалась законами, подчинение которым являлось его первейшей обязанностью. Министры, управляющие страной, должны были нести ответственность перед парламентом. Судьи, как стражи законов, признавались независимыми от воли правителя. Именно в правлении законов виделась гарантия безопасности государства в целом и каждого отдельного человека. Законодательная и исполнительная власти в своей деятельности независимы, но обе эти власти имеют над собой высшего судью в лице народа, обладающего правом требовать к ответу всякую власть. Законодательной власти в лице народа принадлежит исключительное право издавать законы, обязательные для всех. [15, с. 312]

  Свой классический  вид доктрина разделения властей  приобретает в теории Ш. Монтескье.  Он уже не выделяет законодательную  власть как основную, он подчеркивает разделение трех властей, каждую из которых образуют различные группы людей. Развив теоретические основы доктрины разделения властей, Ш. Монтескье выдвинул идею о “равновесии” и взаимных “сдержках” властей, а также высказал мысль о том, что в органах государственной власти должны быть представлены все сословия общества. Разумное государство, по Ш. Монтескье, теоретически должно основываться на принципах разделения властей, взаимного сдерживания властей от произвола, распределения верховной власти между различными социальными слоями общества. Ш.-Л. Монтескье придал теории разделения власти вполне завершенный и стройный вид. И, что не менее важно, в его интерпретации концепция разделения властей получила свое отражение и закрепление в конституционных актах, многие из которых сохраняют свое действие и по сегодняшний день. [16, с. 290]

  Среди этих  актов особое место занимают  два: Декларация прав независимости  Североамериканских Соединенных  Штатов от 4 июля 1776 г. И Французская  декларация прав человека (1789 г.)

  Впервые  концепция разделения властей  получила законодательное закрепление  в конституции США 1787 года, действующей  до сих пор.

   Помимо  просто объективных исторических  процессов, существовали также  и теоретические учения о том,  каким должно быть государство, как оно должно строиться и как управляться. Мыслители античности (Сократ, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирования общества той или иной эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма жизни, при которой закон общеобязателен, как для граждан, так и для самого государства. [22, с. 15]

    Государственно-правовые  институты древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.

    В  период разложения феодализма  идеи правового государства изложили  мыслители того времени: Н.  Макиавелли и Ж. Боден. В своих работах они доказывали преимущество республики перед другими формами государства. Главной задачей государства они провозглашают обеспечение прав и свобод граждан.

    Идеи  правового государства нашли  широкое отражение и в русской  политической мысли. Они излагались в трудах Писарева, Герцена, Чернышевского, Радищева (один из приверженцев теории Монтескье), Пестеля, Муравьева. [17, с. 56]

   Теоретическую  завершенность русская концепция  правового государства получила  в произведениях видных правоведов и философов предоктябрьского периода: Котлярского, Новгородцева, Муромцева, Гессена, Шерминевича, Чичерина, Бердяева.

     Почти  во всех современных конституциях  в тех или иных формулировках  говорится и о единстве власти  и о разделении властей, провозглашается власть народа и закрепляется принцип разделения властей. По традиции, идущей от Локка и Монтескье, называются обычно три ветви власти, легализованные конституциями: законодательная, исполнительная, судебная, но в некоторых государствах организационно-правовая сторона этой концепции подверглась модификациям. [10, с. 159-173]

    Конституция  Республики Беларусь, принятая Верховным  Советом 15 марта 1994 года, впервые  в статье 6 закрепила принцип разделения  властей, который выражался в  следующем: "Государство основывается на принципе разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга".

    Но само по себе провозглашение и закрепление в Конституции принципа разделения властей не влечет автоматом его реализацию. Действенное воплощение принципа разделения властей подразумевает создание надлежащего организационно-правового механизма, потому каждый субъект государственной власти включает аппарат соответственного ему уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теория разделения властей

2.1 Законодательная власть

     Согласно Конституции Республики Беларусь, « Парламент  Республики Беларусь -  Национальное собрание – является представительным и законодательным органом. 

   Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики.»

   Состав Парламента Республики Беларусь -174 человека. Из них: 110 -Палата представителей, 64 - Совет Республики. 

   Срок полномочий Парламента-4 года. Срок полномочий Парламента может быть продлен, но только в случае войны [1, ст.93]. 

  По решению Президента Республики Беларусь полномочия Парламента могут быть прекращены досрочно в следующих случаях: 

-при отказе в доверии Правительству; 

- двукратном  отказе в даче согласия на  назначение Президентом Премьер-министра; 

- на основании  Заключения Конституционного Суда  Республики  
Беларусь.  
    Парламент не может быть распущен:

- в период  чрезвычайного или военного положения; 

- в последние 6 месяцев полномочий Президента;  
- в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении и смещении Президента с должности; 

- в течение  года со дня первых заседаний Парламента (в Англии в течение

5 месяцев со  дня первого заседания). 

  «Согласно Декрету № 3 Президента Республики Беларусь от декабря 1996 г., до принятия Закона, определяющего порядок выборов членов Совета Республики Национального собрания, действует Положение о выборах членов Совета Республики. Этот нормативный документ определяет, что от каждой области и г. Минска тайным голосованием на заседаниях депутатов избирается по 8 членов СР. Еще 8 членов назначаются Президентом Республики Беларусь. После опубликования вышеназванного декрета (№ 3) некоторые политики выступили в прессе с утверждением, что этот декрет не является легитимным, поскольку ст. 101 Конституции Республики Беларусь запрещает Президенту издание декретов, предусматривающих изменение порядка выборов Парламента. Палата представителей Национального Собрания Республики Беларусь 17 января 1997 г. приняла постановление, в котором обратилась в Совет Республики с предложением подготовить и внести проект закона, определяющий порядок выборов членов верхней палаты Парламента Республики Беларусь.

Информация о работе Теория разделения властей