Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 13:31, шпаргалка
Ответы на 32 вопроса.
МЕХАНИЗМ
ГОСУДАРСТВА
— совокупность всех структур государства,
реализующих его задачи и функции. Через
М.г. осуществляется систематическое и
непрерывное управляющее воздействие
на общество, поведение и деятельность
людей, реализуется государственная власть,
достигаются государственные цели и задачи.
М.г. — это определяемая целями и задачами
государства внутренне целостная система
органов и учреждений. Она имеет сложное
строение и не сводится к совокупности
органов государства или аппарату государства.
М. г. состоит из органов государства (государственного
аппарата) и иных государственных организаций,
главным образом государственных учреждений.
Государственный аппарат — это возникающая
и функционирующая на основе принципа
разделения властей система органов государства.
Государственные учреждения не обладают
признаками государственных органов и
предназначены для непосредственного
осуществления практической деятельности
по выполнению функций государства. Они
представляют собой разновидность государственных
организаций, которые осуществляют учебную,
научную и иную государственную деятельность
под руководством органов государства.
Разделе́ние власте́й — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Монтескьё (фр. séparation des pouvoirs, лат. trias politica).
В соответствии
с принципом разделения властей
одной из трёх (наряду с законодательной и исполнительной
властью)
ветвей власти является судебная. Органы
судебной власти разрешают правовые споры
(тяжбы) между конкретными лицами, а также
рассматривают дела об оспаривании правовых
предписаний на предмет соответствия
правилам более высокой силы (законов —
Конституции, подзаконных нормативных
актов — законам, так называемый нормоконтроль),
в отдельных случаях дают толкование правовым
нормам (в основном нормам конституции
страны) вне связи с конкретным спором.
Суды также выполняют отдельные удостоверительные
функции (признание фактов, в отдельных
государствах — укрепление прав), когда
для удостоверения требуется доказывание,
по сложности выходящее за компетентность
нотариусов.
Исполнительная
власть — один из видов самостоятельной
и независимой публичной власти в государстве,
представляющий собой совокупность полномочий
по управлению государственными делами,
такими как подзаконадательное регулирование,
внешнеполитическое представительство,
осуществление административного управления.
Таким образом,исполнительная
власть представляет собой систему
государственных органов, осуществляющих
эти полномочия.
Законода́тельная
власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение
властей,
принадлежит отдельному государственному
органу, занимающемуся
разработкой законодательства. В функции законодательных
органов также входит утверждение изменений
в налогообложении, утверждение бюджета
страны, ратификация международных соглашений
и договоров, объявление войны. Общее наименование
органа законодательной власти — парламент.
Государство осуществляет
свою деятельность посредством государственных
органов. Государственный
орган - часть государственного аппарата
(гражданин или коллектив граждан), наделённая
государственно-властными полномочиями,
уполномоченная государством на осуществление
его задач и функций и действующая в установленном
государством порядке. Каждый государственный
орган наделён государственно-властными
полномочиями, правом издавать акты, обязательные
для исполнения. Государственно-властные
полномочия находят выражение в компетенции
государственных органов, которая представляет
собой совокупность предметов их ведения
и полномочий, которыми они наделены.
Виды государственных органов.
Наибольшее значение имеет разделение государственных органов по принципу разделения властей:
Президент РФ занимает
особое место в системе органов
государственной власти, он является
главой государства, гарантом Конституции
РФ, обеспечивает согласованное функционирование
органов государственной власти и вместе
с органами, обеспечивающими его деятельность,
не входит непосредственно ни в одну из
основных ветвей власти. Ни к одной из
основных ветвей власти не относятся также
органы прокуратуры, избирательные комиссии
и некоторые другие государственные органы
с особым статусом.
Под формой государства понимают организацию государственной власти или организацию государства в целом. форма государства является достаточно сложной и раскрывается через характеристику структурных элементов формы государства. Вопрос о структурных элементах формы государства носит дискуссионный характер. Некоторые исследователи формы государства сводят к одному элементу, а именно к политическому режиму. Данная точка зрения не нашла широкой поддержки в юридической науке. Согласно второй точке зрения, именно формы правления и формы государственного устройства составляют форму государства. Эта точка зрения широко распространена в западной науке и частично поддерживается в отечественной науке.
Согласно третьей
точке зрения, форма государства
состоит из 3-х элементов, а именно
– формы правления, формы государственного
устройства и политического режима
– наиболее широко распространена
в отечественной науке. Форма государства
зависит от конкретных исторических условий
его возникновения и развития, решающее
влияние на неё оказывают сущность, исторический
тип государства. Так феодальному типу
государства соответствовала как правило,
монархическая форма правления, а буржуазному
республиканская. Форма государства во
многом зависит от соотношения политических
сил в стране, особенно в период его возникновения.
Ранние буржуазные революции (например,
в Англии) привели к компромиссу между
буржуазией и феодалами, следствием которого
стала конституционная монархия. Конституция
– требование молодой буржуазии, монархия
– уступка феодалам. На форму государства
влияют национальный состав. Исторические
традиции, территориальные размеры страны
и др. факторы. Небольшие по территории
государства обычно являются унитарными.
30.Формы государственного правления
Форма государственного правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов.
Мона́рхия (лат. monarcha от греч. μοναρχία — «единовластие»: греч. μόνος — «одиночный, единый» и греч. ἀρχων — «властитель, правитель») — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану…) и, как правило, передаётся по наследству.
Абсолютная монархия — монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии возможно существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган (в настоящее время Саудовская Аравия).
Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией или неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия (Австро-Венгерская империя 1867—1918 гг., Япония 1889—1945 гг., в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте и, с некоторыми оговорками, также в Монако и Лихтенштейне) и парламентарная монархия (в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция).
Парламентарная монархия — вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться).
Дуалистическая монархия (лат. Dualis — двойственный) — вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений.
Респу́блика (лат. res publica, «общее дело») — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (но не всегда) на определённый срок. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.
Парла́ментская (парламента́рная) респу́блика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом.
Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.
Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — форма государственного правления, которую нельзя считать ни президентской, ни парламентарной республикой.