Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 13:31, шпаргалка
Ответы на 32 вопроса.
Жизнь в первобытном обществе (добыча пищи, брачно-семейные и иные отношения между людьми) не была хаотичной, она подчинялась определённым обычаям и традициям, в которых закреплялись ритуалы, обряды, табу (запреты совершать определённые действия) и другие правила поведения людей в определённых жизненных ситуациях[.
Эти нормы, как правило, выполнялись добровольно: по привычке, в рамках подражания другим членам общества или в силу их полезности. Тем не менее, нарушение этих норм могло повлечь наказание, вплоть до изгнания из общины (которое практически неминуемо приводило к смерти изгнанного)[ .
Российские учёные
не считают, что эти традиции и
правила образуют какую-либо правовую
систему;
учёные других стран рассматривают эту
нормативную систему как право или протоправо.
Существует множество теорий происхождения государства и права, они неразрывно связаны с историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира и другими причинами. Коротко останавливаясь на каждой теории можно заметить множество сходств и столько же различий, но выделим основное.
Данная теория была одной из первых теорий происхождения государства. Её представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы. Это Фома Аквинский –13 век, в дальнейшем эту теорию развили представители ислама и современной католической церкви – это Жак Маритен, Мерсье. Государство, по мнению представителей данной теории, – это продукт божественной воли. Теория показывает, что государство вечно и незыблемо, и все должны подчинятся государственной воле – воле Бога. Которая в государстве реализуется через представителей церкви и другие религиозные организации.
Данная теория в принципе недоказуема, так как построена на вере людей в Бога как высшего разума. К недостаткам данной теории можно отнести то, что она не позволяет определить, как совершенствовать формы государства, государственное устройство общества, право и многое другое.
Эта теория также возникла в древности. Основателем ее был Аристотель (3 век до нашей эры), его идеи подхватили Фильмер, Михайловский и другие представители более современного периода. Смысл данной теории состоит в том, что государство – это разрастающаяся из года в год семья. Во главе этой семьи стоит монарх – глава государства – отец семейства, заботившийся о членах своей семьи, в руках которого сосредоточена вся государственная власть.
В данной теории упрощен процесс происхождения государства, по мнению историков, нет ни одного исторического свидетельства такого способа возникновения государства. Установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в результате разложения первобытнообщинного строя.
Гаммер.
Государство произошло от права
собственности на землю
Эта теория возникла во второй половине 19 века, это было связано со значительными успехами в естествознании, которые коснулись и общества в целом. Представителями данной теории были Г. Спенсер, Вормс, Прейс и другие. Государство – это биологический организм, в котором правительство выполняет функцию мозга, управляет всем организмом (подданными). Государство согласно данной теории подобно живому организму рождается, растет, стареет и умирает. Выживают только сильные государства в процессе естественного отбора, войн, борьбы. Из этого следует, что полностью отрицать данную теорию нельзя, так как люди являются не только биологическими организмами, но и одновременно социальными. Однако нельзя проблемы социальные сводить только лишь к биологическим. Они, вместе взятые, отражают различные уровни жизни общества.
Представителями данной теории были Г. Тард, Л. Петражицкий, З. Фрейд. Они объясняли, что государство возникло на основе свойств человеческой личности, его психики и потребности людей жить в коллективе, подчинятся авторитетам, указаниями которых можно руководствоваться в повседневной жизни, подражать. Обосновывая данную теорию её сторонники опираются на исторический опыт зависимости людей, их сознания от авторитетов вождей, жрецов, шаманов, царей, религиозных и политических деятелей. Государство, по мнению сторонников этой теории, – это продукт психологических противоречий между двумя типами личности: активными, способными к принятию решений и пассивными, способными выполнять данные решения, а иногда и подражать.
Бесспорно, психологический фактор в образовании государства отрицать полностью нельзя, так как человеческая психика формируется под влиянием определённых условий, таких как экономические, социальные, военные, политические и др.
Основоположники этой теории Г. Гроций, Т. Гоббс, Д. Локка, Ж–Ж. Руссо, А. Радищев. Государство возникло на основе заключения между людьми договора о создании государства, при этом люди добровольно передают государству часть своих прав.
Так в декларации независимости США (1776 г.) говорится: ”Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определёнными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечению этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых”.1
Государство обязуется отстаивать интересы общества, защищать права человека, его собственность, принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников, защищать свою территорию, однако если условия договора нарушаются, то народ приобретает право на революцию, то есть смену общественного строя
Эта теория позволила расширить знания о государстве и правах человека, она обосновала право народа на свержение власти неугодного правителя вплоть до революции или восстания.
Она
утверждает, что практически все
общественные процессы, в том числе
и образование государства, обусловлено
ростом населения.
Основоположники Е.Дюринг, К. Каутский, Л. Гумплович. По их теории государство это результат войн, насилия, т.е. завоевание одних племен другими, принуждение их для управления завоеванными народами и территориями. Войны способствовали образованию классов, завоеватели превращали пленников в рабов. Данная теория была использована нацистской Германией в качестве основной идеологии. Опираясь на исторические данные эту теорию, полностью отвергать нельзя, следовательно, насилие это одно из причин возникновения государства.
(Л. Морган, К. Маркс, Ф. Энгельс.)
Государство
возникает как результат
Государство этот продукт образования классов, подавления господствующим классом других классов, продукт классовой борьбы между ними. Эта теория охватила многие социальные и экономические стороны государства, классовые противоречия в обществе, однако в стороне остались такие вопросы как национальные, религиозные, психологические, военно-политические и другие, влияющие на процесс образования государства.
В современной науке существует три точки зрения по поводу причин и закономерностей возникновения права:
1. Право возникло с появлением человеческого общества, т.е. те нормы поведения, которые существуют в первобытном обществе, это и есть право. Так как первобытные люди считали эти нормы поведения единственно правильными и справедливыми.
2. Право возникло не сразу с обществом, а в период разложения первобытнообщинного стоя, но раньше, чем Г. Основной причиной послужило появление частной собственности, которая потребовала правовых норм. Появление этих норм вызвало появление государства, потому что эти нормы нуждались в защите. Такую защиту родоплеменная организация дать не могла, это могло сделать только государство (аппарат принуждения).
3. Право возникло одновременно с государством и причины его возникновения те же, что причины возникновения государства. Это упирается в понимание права. Говоря о происхождении права необходимо различать возникновение права и возникновение позитивного права (позитивное право - нормы и правила поведения, которые устанавливаются государством). Право возникает раньше, чем государство, возможно одновременно с обществом. И возникает оно в виде норм поведения первобытного общества. Нормы поведения первобытного общества называют обычай. В тоже время некоторые исследователи полагают, что кроме обычаев существуют другие нормы поведения в первобытном обществе (ритуалы, обряды, мифы, религиозные и нравственные нормы, нормы этикета). В первобытном обществе действуют самые различные нормы поведения, которые регулируют общественные отношения - эти правила поведения, некоторые современные исследователи называют правом. Что же касается позитивного права, оно возникает одновременно с государством, т.к. позитивное право это нормы правила поведения, которые устанавливаются или санкционируются государством. Первоначальной формой позитивного права стали первобытные обычаи, которые органами государства (судами) санкционировались в качестве правовых норм. Значительно позднее государство само стало создавать нормы права.