Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 13:31, шпаргалка
Ответы на 32 вопроса.
Если обобщить, то право формируется либо непосредственно государством, либо иными социальными организациями и под их контролем; право является выражением воли и баланса общественных корпоративных и личных интересов членов общества; право получает свое внешнее выражение и закрепление в виде различного рода нормативных актов, прецедентов, договоров с нормативным содержанием, правовых обычаев; право обеспечивается специально созданным аппаратом принуждения, организационной и экономической мощью всего государства.
Причины и условия возникновения права - между мононормами первобытного общества и нормами права - глубокая преемственность. Обычаи, расценивались как данные свыше, наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).
Появление права связано с отделением индивида от коллектива, с осознанием им своей обособленности, свободы. Право выражает меру свободы и ответственности в обществе. Лица-обладатели частной собственности стремятся к установлению определенных правил, защищающих их права и интересы. Эти вопросы должно решать право как особая система формализованных общеобязательных норм, которые бы поддерживались от нарушений достаточно действенными средствами принуждения.
Госуда́рство —
это особая политическая организация общества, которая распространяет
свою власть на всю территорию страны
и её население, располагает для этого
специальным аппаратом управления, издаёт
обязательные для всех веления и обладает
суверенитетом
Понятие государство
обозначает политическую
систему власти, установленную
на определённой территории, особого
рода организацию
Сущность — это главное в предмете, то, что характеризует его на протяжении всего его существования.
Любое государство занимается общественными делами, защищает общественные интересы (например, борьба с преступностью, эпидемиями, стихийными бедствиями и др.).
Любое государство служит: 1) обществу в целом; 2) определенным социальным силам. Это соотношение в разные периоды истории различно.
Современное демократическое государство служит в первую очередь всему обществу. Оно является средством разрешения социальных противоречий и средством достижения социального согласия.
11. Типология
государства (формационный и
ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВ
Типология - греческое
слово, в переводе на русский язык
означает учение о форме, идеале, образце,
эталоне. Типология государства неразрывно
связана с учением о форме государства
Государство, по утверждению Ф. Энгельса, - это машина для подавления одного класса другим. Той же точки зрения придерживался В. И. Ленин. Государство, есть орган господства определенного класса, который не может быть примерен со своим антиподом.1
В общем именно из этих положений вытекают признаки государства.
В формационном подходе определение типа государства означает определение и конкретизацию его экономической основы, т. е. основы хозяйства и способа производства, классовой сущности государства, а так же его социального назначения. Проще говоря нужно дать лишь три характеристики государства:
По этим параметрам выделяется четыре типа государств: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и социалистическое. Причем последний тип государства уже не является государством в общепринятом смысле этого слова. Это конечная стадия развития государства и общества в целом. Когда государство наконец-то становиться действительно представителем всего общества, тогда оно само себя делает излишним. Государство не отменяется, оно отмирает. По марксистскому учению упразднение общественных классов в социалистическом государстве делает само государство излишним. Отсутствие классов в обществе предполагает отсутствие государства.
Вообще
формационный подход выделяет наиболее
существенные признаки присущие государствам,
принадлежащим к одной
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ
ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ
ТИПОЛОГОИИ ГОСУДАРСТВ
В отличие от формационного подхода, цивилизационный подход содержит большое количество различных теорий. Здесь и теории экономического роста, и так называемые теории вызова, теории сближения капиталистических и социалистических систем.
Теории экономического роста чем-то напоминают марксистский подход, однако рассматривают государство не просто как экономическую формацию, а как сложную развивающуюся систему включающую в себя много различных факторов в той или иной мере действующих на нее. ( Религия, уровень техники, науки, и т.д.) Эту теорию поддерживал У. Ростоу. Он выделял пять стадий экономического развития, и каждое существующее и существовавшее общество можно отнести к одной из них. Первой ступенью развития является традиционное – первобытное общество, за тем следует переходное общество, далее общество находящееся в процессе сдвига, созревающее общество и общество достигшее высокого уровня потребления. Каждое из этих обществ имеет свои свойства и характеристики, отличающиеся друг от друга.
К теориям экономического роста тесно примыкают теории менеджеризма и теории единого индустриального общества. Согласно им научная революция несет все необходимые социальные преобразования, не затрагивая при этом основы государственного строя. (Это противопоставление марксистскому учению.) Вообще многие теории цивилизационного подхода «призваны бросить вызов марксизму и вытеснить его как метод рассмотрения современной истории».
Другой подход в рамках цивилизационного заключается в том, что каждое общество представляет собой замкнутое образование со своими особенностями экономики, культуры, религии, психологии и т.д. Эти теории разрабатывали А. Тойнби, Л. Н. Гумилев.
Существует так же теория сближения социалистической и капиталистической систем. Так А. Д. Сахаров считал, что эти две системы должны слиться во едино, перенимая друг у друга все лучшее и отбрасывая недостатки.
В цивилизационном
подходе существуют и иные теории,
отличающиеся дуг от друга методами и
критериями изучения, но все они в определенной
степени примыкают к теориям вышеперечисленным.
Рабовладельческий
тип государства – исторически
первая государственно-классовая организация
общества. По своей сущности рабовладельческое
государство – организация политической
власти господствующего класса в рабовладельческой
обшественно-экономической формации.
Важнейшая функция этих государств –
защита собственности рабовладельцев
на средства производства, в том числе
на рабов.
Феодальный тип
государства – результат гибели
рабовладельческого строя и возникновения
феодальной общественно-экономической
формации. Такое государство, согласно
марксистский теории, есть оружие классового
господства крепостников – помещиков,
главное средство защиты сословных привилегий
феодалов, угнетения и подавления зависимого
крестьянства.
Буржуазный тип
государства приходит на смену феодальной
государственности. Данный тип государства
функционирует на базе производственных
отношений, основанных на капиталистической
частной собственности на средства производства
и юридической независимости рабочих
от эксплуататоров.
Социалистический
тип государства возникает в
результате социалистической революции,
которая ниспровергает отношения частной
собственности и основанную на данных
отношениях государственную машину. Социалистическое
государство – орудие политической власти
трудящихся масс (классов), выражает интересы
трудового народа, обеспечивает защиту
и развитие социалистического общества.
14. Политическая система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.
Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчиненных, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений — государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие политическая система обозначает характерные для определенного общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.
Политическая система общества - это совокупность государственного аппарата, социальных объединений и отдельных граждан, принимающих участие в политической жизни общества.
Основной функцией политической системы общества - это организация в обществе эффективного механизма государственного и общественного управления. На первом месте здесь всегда стоит вопрос о государственной власти, ее завоевании, удержании и осуществлении.
Политические отношения - это отношения по поводу государственной власти. Большое значение придается общественному контролю за деятельностью государственного аппарата, оказанию ему содействия, общественной поддержки.
К функциям политической
системы относятся также