Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 17:51, реферат
Целью данной курсовой работы является изучение теории бюрократии М. Вебера, её анализ и возможности её применения. Важнейшими моментами будет изучение и рассмотрение двух бюрократических концепций, предложенных М. Вебером.
Для этого были решены следующие задачи:
1. Изучить работы М. Вебера и других исследователей по данной теме.
2. Рассмотреть бюрократию как один из типов господства и провести сравнительный анализ теорий патримониальной и рациональной бюрократии.
3. Рассмотреть роль бюрократии в общественной жизни и управлении государством.
7) должность
рассматривается как
8) существует
система служебного
9) чиновник
отделен от владения
10) он
подчинен в своей деятельности
жесткой и систематической
С
точки зрения Вебера, рациональная
бюрократия не тождественна легальному
господству. С одной стороны, легальное
господство может осуществляться и
небюрократическими (например, коллегиальными)
органами управления. С другой стороны,
бюрократический
Как указывает
Вебер, при чистом типе традиционного
господства в управленческом персонале
полностью отсутствуют такие
черты бюрократической
Вебер
выделил специфические черты
рациональной бюрократической администрации,
проводя сопоставление
Наряду
со специализацией чиновников, важным
отличительным признаком
Важным моментом Масловский считает то, что Вебер особо подчеркивает контрактно-договорный характер отношений между отдельным чиновником и организацией в современной рациональной бюрократии. Он отмечает также роль образовательной подготовки чиновников, уровень которой должен проверяться экзаменами или удостоверяться соответствующим дипломом, что в значительной мере определяет рациональный характер бюрократии. С точки зрения Вебера, специфическую рациональность придает бюрократии то, что она действует в соответствии с четко сформулированными правилами и обладает специальными знаниями, которые применяются ею в процессе управления. Кроме того, следует отметить, что бюрократия представляет собой иерархию чиновников, назначенных на их должности вышестоящими органами. Организация, состоящая из выборных чиновников, не является, согласно Веберу, бюрократической в строгом смысле слова. Таких чиновников, имеющих свой собственный источник легитимности вне организации, невозможно подчинить дисциплине, отличающей подлинную бюрократию. Важной особенностью бюрократического управления является то, что глава организации всегда может быть уверен, что его распоряжения будут переданы по каналам коммуникации и исполнены в соответствии с существующими формальными правилами. Бюрократическую организацию отличает строгая дисциплина. Именно объединение специальных знаний и дисциплины образует основу бюрократической администрации 23.
Как полагал Вебер, бюрократические организации, в большей или меньшей степени приближающиеся к чистому типу, можно обнаружить в самых различных сферах жизни современного общества: в аппарате государственного управления и в политических партиях, в университетах и больницах, в армии и на крупном капиталистическом предприятии. Но наибольшее развитие бюрократизация получает в государстве и массовой политической партии.
Повсеместное
распространение бюрократии вызвано
прежде всего тем, что она оказывается
более эффективной, чем любая
другая форма управления. Все это
делает бюрократию совершенно незаменимой
в современном обществе. Развитие
современных форм организации, как
считает Вебер, практически совпадает
с распространением бюрократического
управления. Превосходство бюрократии
над иными формами управления
обусловлено главным образом
тем, что она выступает носителем
специальных знаний, которые необходимы
для нормального
С
точки зрения Вебера, современная
бюрократия, подобно чиновничеству
прошлых эпох, образует особую статусную
группу, занимающую привилегированное
положение в обществе. Этому нисколько
не противоречит тот факт, что бюрократия
подчинена в своей деятельности
централизованному контролю и дисциплине.
Вебер утверждает, что осознание
чиновником своего высокого статуса
не только совместимо с его готовностью
подчиняться вышестоящим, но и исполняет
функцию компенсации, позволяя ему
сохранять самоуважение. Статусные
группы отличает особый образ жизни,
в котором находит отражение
социальный престиж их членов. В
большинстве случаев статусные
группы стремятся к монополизации
тех или иных материальных либо культурных
ценностей, а также к ограничению
доступа в свои ряды. Как отмечал
Вебер, установление разного рода ограничений
на допуск в ряды чиновников особенно
характерно для патримониальных
бюрократий, но эта тенденция не
исчезает и в современных
Хотя
рациональная бюрократия неизменно
функционирует в соответствии с
объективно установленными правовыми
нормами, которые определяют пределы
компетенции органов
Взгляды
и ценности, образующие "кодекс чести"
чиновников, имеют и свою негативную
сторону. Вера чиновников в безусловное
превосходство их профессиональных
качеств соседствовала с
Ценности
статусной группы, занимающей господствующее
положение в обществе, могут оказывать
существенное влияние на другие социальные
слои. В этой связи следует отметить,
что немецкий социолог весьма негативно
оценивал воздействие бюрократических
жизненных идеалов на общество в
целом. В то же время нельзя утверждать,
что его отношение к
Вебер
уделил значительное внимание той роли,
которую взгляды и ценности бюрократии
играли в сфере политики. Его оценка
бюрократической ментальности в
данном случае была неоднозначной. По
мнению Вебера, качества, которыми обладали
чиновники, с одной стороны, являлись
необходимыми для нормального
В этой связи следует, прежде всего, рассмотреть то разграничение, которое Вебер проводил между "чиновником" и "политиком" как двумя во многом противоположными типами государственного деятеля. Чиновник должен действовать в строгом соответствии с формальными правилами в своей определенной сфере компетенции, никак не выражая свои личные взгляды и предпочтения. Если чиновник лишь исполняет спущенные сверху распоряжения и инструкции, то политик должен последовательно добиваться осуществления своих собственных целей. При этом он стремится к тому, чтобы в открытой борьбе завоевать сторонников своего политического курса. Действия политического лидера определяются его собственными внутренними убеждениями и теми ценностями, которые он отстаивает. Различия между чиновником и политиком в характере их деятельности обусловливают те качества, которые требуются для каждого из этих двух типов. Так, например, Вебер подчеркивает языковые различия между данными типами. Если чиновника характеризует точная, объективная манера изложения, подходящая для официальных докладов, то политик должен сражаться с помощью слова. Навыки, необходимые в этом случае политику, можно приобрести, занимаясь адвокатской практикой, но никак не в ходе канцелярской работы. Типы "чиновника" и "политика" противоположны и в том, какую ответственность они несут за свои действия. Как подчеркивает Вебер, чиновник, получивший приказание, которое он считает неправильным, может и обязан высказать свои возражения. Но если вышестоящее учреждение настаивает на исполнении приказания, долг чиновника состоит в том, чтобы исполнить его так, как если бы оно соответствовало его собственному убеждению. По мнению Вебера, без такой "нравственной дисциплины и самоотверженности" чиновников аппарат государственного управления не мог бы нормально работать. Чиновник не несет личной ответственности за принятый политический курс. Что же касается политика, он должен рисковать карьерой, отстаивая собственный курс, и быть готовым уйти в отставку в случае его неудачи.
Только
под влиянием необходимости брать
на себя личную ответственность могут
развиться качества подлинного лидера.
Однако условия, в которых протекает
деятельность чиновников, препятствует
проявлению подобных качеств. Бюрократическая
организация действует в
Таким
образом, с точки зрения Вебера, бюрократия,
которая служит наиболее эффективным
орудием управления в современном
обществе, совершенно не подготовлена
к тому, чтобы исполнять функцию
определения государственной
Однако
бюрократия, которая формально была
подчинена политическому