Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 17:51, реферат
Целью данной курсовой работы является изучение теории бюрократии М. Вебера, её анализ и возможности её применения. Важнейшими моментами будет изучение и рассмотрение двух бюрократических концепций, предложенных М. Вебером.
Для этого были решены следующие задачи:
1. Изучить работы М. Вебера и других исследователей по данной теме.
2. Рассмотреть бюрократию как один из типов господства и провести сравнительный анализ теорий патримониальной и рациональной бюрократии.
3. Рассмотреть роль бюрократии в общественной жизни и управлении государством.
Важно
учитывать также то обстоятельство,
что сословное господство не является
бюрократическим. Полная апроприация
средств управления чиновниками
означает децентрализацию
Парадокс
патримониальной бюрократии заключается
в том, что, коль скоро она представляет
собой централизованную структуру,
она не обладает реальной властью, являясь
послушным орудием
Итак,
понятие "патримониальная бюрократия"
в работах Вебера обозначает, по-видимому,
не идеальный (чистый) тип, а лишь конкретные
примеры управленческих структур, обладающих
определенными рациональными
Историческими
примерами относительно высокоразвитых
форм бюрократического управления в
условиях патримониального государства
служат Веберу бюрократии, существовавшие
в Древнем Египте, в поздней
Римской и Византийской империях,
в Китае, а также в Западной
Европе в эпоху абсолютизма. Однако
основное внимание немецкий социолог
уделял двум последним из этих примеров.
Если в западных государствах произошел
переход от патримониального господства
к легально-рациональной бюрократии,
в Китае, по мнению Вебера, существовал
наиболее типичный образец патримониальной
бюрократии, которая добилась господствующего
положения в обществе, но при этом
не трансформировалась в рациональную
бюрократию современного типа 13.
Понятие
"рационализация" являлось основным
понятием анализа современного капитализма,
предложенного Максом Вебером, обозначая
множество взаимосвязанных
Согласно Веберу, рационализация предполагает следующее:
1. В
области экономической
2. В
религии – развитие теологии
интеллектуальной стратой,
3. В
области права – вытеснение
практики выработки законов на
основании произвольного
4. В
политике – уход в прошлое
традиционных норм
5. В
области морали – больший
6. В
науке – снижение роли
7. В
обществе в целом –
Таким
образом, понятие рационализации являлось
частью веберовской концепции
В
результате в Европе возник новый, никогда
не существовавший прежде и потому
не имеющий аналогий в истории
тип общества, который современные
социологи называют индустриальным.
Все прежде существовавшие типы обществ
в отличие от современного Вебер
называет традиционными. Важнейший
признак традиционных обществ –
это отсутствие в них господства
формально-рационального
В своем учении о формальной рациональности и об отличии именно в этом отношении современного типа общества от традиционных обществ Вебер не оригинален: то, что он обозначил как формальную рациональность, было в свое время открыто Марксом и выступало у него в качестве понятия "абстрактного труда". Правда, это понятие играет в структуре марксовой мысли другую роль, нежели формальная рациональность у Вебера, но влияние Маркса на Вебера в этом в этом пункте не подлежит сомнению. Этого влияния, впрочем, Вебер никогда не отрицал. Более того, он относил Маркса к тем мыслителям, которые наиболее сильно воздействовали на социально-историческую мысль XX века.
Учение о формальной рациональности – это, по существу, веберовская теория капитализма. Необходимо отметить тесную связь между веберовской метрологией, в частности теорией социального действия и выделением типов действия, с одной стороны, и его теорией генезиса капитализма – с другой. На самом деле Вебер подчеркивал, что при создании идеально-типической конструкции исследователь руководствуется, в конечном счете "интересом эпохи", которая и задает ему "направленность взгляда". Эпоха поставила перед Вебером в качестве центрального вопрос о том, что такое современное капиталистическое общество, каково его происхождение и пути развития, какова судьба индивида в этом обществе и как оно реализовало или реализует в будущем те идеалы, которые в XVII и XVIII вв. были провозглашены его идеологами как "идеалы разума". Характер вопроса предопределил методологический инструментарий Вебера. Был создан тип "социального действия", в частности целерационального действия, который послужил точкой отсчета для конструирования других типов действия. Характерно, что сам Вебер считал наиболее чистым эмпирическим образцом целерационального действия поведение индивида в сфере экономической. Не случайно примеры целерационального действия Вебер приводит, как правило, из этой сферы: это или обмен товаров, или конкурентная борьба на рынке, или биржевая игра и т.д. Соответственно, когда речь заходит о традиционных обществах, Вебер отмечает, что целерациональный тип действия там встречается преимущественно в сфере хозяйственной.
Вопрос
о судьбах капитализма
Рациональная
бюрократия характеризуется Вебером
в ходе анализа легального господства.
Отличительной чертой этого типа
господства служит наличие системы
формальных правил, регулирующих деятельность
управленческого персонала. Эти
формальные правила могут быть изменены
в соответствии с принятыми процедурами.
Если при традиционном господстве возможности
создания новых законодательных
норм ограничены священной традицией,
то при легальном господстве не существует
каких-либо ограничений для
Предполагается, что повиноваться следует формальным правилам, а не лицу, обладающему властью. При этом глава политического союза также подчинен формально-правовым нормам. На смену принципу личной преданности, имеющему центральное значение при традиционном и харизматическом господстве, приходит ориентация на безличный порядок. Как отмечает Э. Геллнер: "Лояльный член либерального гражданского общества в известном смысле убежден в его условной легитимности, признает необходимость его защищать и соблюдать установленные в нем законы - даже если он пытается их изменить. Но он не обожествляет структуры власти и не испытывает священного трепета перед теми, кто стоит выше по социальной лестнице"19.
Необходимо отметить, что легальное господство не имеет какого-либо ценностного фундамента, представляя собой чисто "функциональный, то есть свободный от всяких содержательных (ценностных) моментов тип управления" 20. Само по себе легальное господство не обладает в глазах подчиненного ему населения достаточной легитимностью. Поэтому Вебер считал, что этот тип господства должен быть дополнен традиционными или харизматическими элементами. Впрочем, в эмпирической реальности легальное господство и не существует в чистом виде, неизменно проявляясь лишь в сочетании с каким-то иным типом.
Легальное господство обладает рядом отличительных черт, среди которых Вебер особо выделяет следующие:
1) должностные
обязанности исполняются на
2) эти
обязанности разделены между
функционально различными
3) должности
образуют иерархию, в которой
определены возможности
4) правила,
регулирующие деятельность
5) ресурсы
организации отделены от
6) должностное лицо не может присвоить свою должность;
7) управление
основывается на письменных
8) легальное
господство может принимать
При легальном господстве с бюрократическим управленческим аппаратом лишь глава организации занимает свое положение в результате выборов, присвоения или наследования. По мнению М. Масловского этот аппарат состоит из чиновников, действующих в соответствии со следующими принципами:
1) они
лично свободны и подчинены
власти только в том, что
касается их безличных
2) они
организованы в четко
3) каждая
должность обладает строго
4) чиновник
занимает должность на основе
добровольного договорного
5) кандидаты
отбираются на основании их
специальной квалификации и
6) вознаграждением
служит постоянное денежное