Сущность, общие признаки, причины возникновения государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:10, реферат

Описание работы

Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин "государство" обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 48.32 Кб (Скачать)

Научное прогнозирование  развития экономики, динамики населения, создания новых отраслей промышленности и рабочих мест в них, разработка соответствующих планов-прогнозов, сырьевое, техническое, финансовое и  кадровое обеспечение их выполнения. Данный вопрос современное социальное государство решает на основе рыночных отношений путем проведения оптимальной  налоговой политики, дотаций, льготных кредитов, субвенций.

Одновременно социальное государство стимулирует развитие частного предпринимательства, особенно малого бизнеса в сочетании с  репрессивными методами и борьбой  с наркобизнесом, нечестной конкуренцией, монополизмом в экономике.

Перераспределение материальных средств между регионами, направление их на обеспечение достигнутого данной страной среднего уровня жизни  на всей территории страны, недопущения  массовой, стихийной миграции населения  в наиболее обеспеченные районы.

Регулирование уровня жизни различных слоев населения  с помощью налогов, оказания благотворительной  помощи и материальной поддержки  наименее обеспеченным слоям населения.

Создание государственных  гарантий для предотвращения стихийных  бедствий, эпидемий, эпизоотий, техногенных  катастроф, быстрейшего устранения их последствий, оказания помощи пострадавшему  населению.

При проведении социальной политики неизбежно встает вопрос о  социальных приоритетах, то есть задачах, которые на данном этапе должны решаться первыми. Выбор приоритетов, как  правило, протекает на фоне столкновения интересов различных слоев, групп  населения, регионов. Социальная политика предполагает максимальный учет взаимосвязи  этих интересов, определения наиболее важных направлений развития общества, решения самых острых и актуальных задач, предотвращающих социальное напряжение в обществе и возможные  конфликты.

Проведение социальной политики предполагает ее связь с  демократизацией общества, использованием демократических форм и методов  при решении вопросов социальной политики, свободным выражением суждений всеми заинтересованными сторонами, участием их в контроле за реализацией  принятых решений, внесением, в случае необходимости, определенных корректировок.

Социальная политика реализуется через разовые мероприятия  и социальные программы, рассчитанные на длительный срок. государственные  социальные программы разрабатываются, утверждаются, реализуются и финансируются  государством, его соответствующими органами. 

Социальная деятельность государства может осуществляться по-разному в зависимости от форм собственности на материальные и  финансовые ресурсы в социальной сфере, от распределения полномочий в решении социальных вопросов между  различными государственными органами, от участия или неучастия в  социальной деятельности государства  негосударственных структур и формирования социальные государства могут быть разделены на несколько видов.

В зависимости от форм собственности социальные государства  могут быть разделены на государства  основанные на государственной форме  собственности на основные социальные ресурсы и основанные на частной  и государственной формах собственности, являющихся равноправными.

В государствах с  нерыночной экономикой и государственной  собственностью на все материальные и финансовые ресурсы, находящиеся  в социальной сфере, социальное обеспечение  осуществляется в отношении всего  населения и за счет единого государственного бюджета, средства которого государственными органами распределяются централизованно  между регионами, различными слоями и группами населения, в том числе  их пенсионного обеспечения, выдачи пособий, других социальных выплат, предоставления жилья и т.д.

Такая система социального  обеспечения существовала и существует в странах с нерыночной экономикой, где государство определяет величину средств, предназначенных для строительства  жилья, определяет порядок его предоставления различным категориям граждан. Государство  также решает вопросы создания учебных  заведений, порядка приема и обучения в них, виды и размеры пенсий, пособий, характер медицинского обслуживания, создание и деятельность театров, других учреждений культуры. При этом объем и качество социального обеспечения различных категорий граждан зависит от их должностного положения, социального статуса, других критериев.

В условиях существования  различных форм собственности и  рыночных отношений социальные функции  государства, в основном, направлены на социально малообеспеченные слои населения - нетрудоспособных граждан, сирот, инвалидов, многодетных семей, безработных. Остальным слоям населения  социальная помощь государством, как  правило, не предоставляется. Они самостоятельно решают свои социальные вопросы на основе рыночных отношений и не обращаются за помощью к государству.

В зависимости от распределения полномочий в решении  социальных вопросов социальные государства  могут быть разделены на следующие  виды: а) государства в которых  все полномочия в социальной сфере  принадлежат центральным государственным  органам; б) когда эти полномочия распределены между центральными и  местными органами, а в федеративных государствах также и органами субъектов  федерации.

Первый способ решения  социальных проблем характеризуется  тем, что все предназначенные  для социальной сферы материальные и финансовые ресурсы сосредоточиваются  в едином государственном бюджете  и их величина и направления расходования определяются центральными государственными органами из государственного бюджета. Местные органы в решении вопросов социального обеспечения не принимают  участия и только выполняют решения  центральных органов.

Во втором случае определенными полномочиями в решении  социальных проблем обладают и региональные органы. Такое положение имеет  место тогда, когда регионы - субъекты федерации, местные территориальные  образования - имеют право формировать  и распределять собственные бюджеты. В этом случае часть материального  и финансового обеспечения социальной сферы ложится на региональные органы, которые самостоятельно либо по согласованию с центральными органами решают отнесенные к их полномочиям социальные вопросы.

В зависимости от участия в социальной деятельности государства негосударственных  структур социальные государства может  быть разделены на государства, в  которых такое участие имеет  место или не имеет. 

В первом случае наряду со средствами, выделяемыми из государственного или регионального бюджетов, функционирования некоторых структур социальной сферы, например, медицинское обслуживание, профессиональное образование, социальное страхование, оказание материальной помощи малообеспеченным людям может производиться  за счет средств частных предприятий, других частнопредпринимательских  структур, различного рода фондов, общественных формирований. Они создают и финансируют  деятельность медицинских учреждений, жилья для бездомных, приюты для  сирот, другие формы социального  обеспечения населения. 

Во втором случае все социальные проблемы решаются только государственными органами за счет средств  государственного бюджета. Негосударственные, частнопредпринимательные и иные структуры  не участвуют на постоянной основе в решении социальных вопросов. 

В странах с нерыночной экономикой учреждения социальной сферы  могут быть не только непосредственно  государственными, но и находиться на балансе государственных предприятий  и учреждений. Однако средства на их создание, содержание и обслуживание населения выделяются централизованно  из государственного бюджета по решению  соответствующих государственных  органов. Поэтому существование  социальных учреждений при предприятиях является формальным. По существу вся  социальная сфера является государственной. 

Данное различие социальных государств в определенной степени является условным, поскольку  в каждом из названных видов могут  присутствовать элементы других видов. Возможно деление и по другим основаниям. Однако необходимо отметить, что современные  социальные государства во многом отличаются друг от друга по методам, формам и  характеру социальной деятельности, что дает достаточные основания  для их деления на виды.

Информация о работе Сущность, общие признаки, причины возникновения государства