Сущность, общие признаки, причины возникновения государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:10, реферат

Описание работы

Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин "государство" обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 48.32 Кб (Скачать)

Начало разработки проблемы соотношения государственной  власти и права положили такие  мыслители древности как Солон, Платон, Аристотель. Так, Солон еще  в VI в. до н. э. говорил о необходимости  соединения силы государственной власти и права. Он полагал, что государство  должно действовать на основе права. 

Платон, разрабатывал теорию идеального государства, писал  о том, что в обществе должно существовать разделение труда между тремя  сословиями - философами, стражами и  ремесленниками. При этом он полагал, что такое государство является законным и что законы должны четко  и детально регламентировать все  стороны жизни членов такого общества и регулировать их деятельность. 

О необходимости  господства справедливых законов в  обществе говорил и Аристотель. Более  того, он как и Платон полагал, что  только при господстве законов возможно существование государства вообще. 

Идея господства права, превалирования его над государством присутствовала и у всех более  поздних мыслителей и ученых философов  и правоведов. Термин "правовое государство" был сформулирован и утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX века в работах  К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др. 

В последующем этот термин получил широкое распространение  в разных странах, в том числе  и в России. Его признавали такие  ученые как Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, П.А. Покровский, В.М. Гессен, П.И. Палиенко и др. Так, В.М. Гессен писал: "Правовое государство в своей деятельности, в осуществлении правительственных  и судебных функций связано и  ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним" В.Гессен. О правовом государстве. В кн. Правовое государство и всенародное голосование. Вып. II. СПб., 1906. С. 11.. 

Одним из главных  идеологов правового государства  был И.Кант. Он разработал его основные черты и характеристики, определил  его соотношение с правом, и  на этой основе - взаимоотношение граждан  и государства. Так, он полагал, что  положительное и справедливое право  существует естественно и априорно, а потому, следуя этому объективному и естественному праву, государство  вместе с гражданами выполняет существующие законы. 

Современные ученые, в том числе и российские, характеризуя правовое государство, также обусловливает  его существование господством  права. Так, В.С. Нерсесянц пишет, что "правовое государство можно определить как правовую форму организации  и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с  индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина" Правовое государство, личность, законность. М., 1997. С. 15.. 

При этом В.С. Нерсесянц  выделяет два уровня в правовом государстве. Первый - это соблюдение законности в деятельности государства и  второй - законность самих законов, наличие правовых законов. "Правовой закон и правовое государство  внутренне взаимосвязаны: в обоих  случаях речь идет о различных  формах выражения (нормативный и  институциональных формах) идеи и  принципа господства права" Там же. С. 14.. 

В истории европейских  стран имеются примеры, когда  государства, отличающиеся по форме  государственного правления, устройства и политического режима объявлялись  правовыми. Так, например, Бисмарк объявлял Германию в период своего правления  правовым государством. Затем Гитлер также утверждал, что Рейх является правовым государством. В настоящее  время в Основном законе ФРГ записано, что немецкое государство - правовое. 

Сравнение немецкого  государства разных исторических периодов показывает, что между ними существовали существенные различия. так, при Бисмарке германское государство было монархическим, во время правления Гитлера - фашистским. В них право не занимало господствующее положение. Государство не было демократическим. Отсутствовали широкие права  и свободы граждан. Главную роль в обществе играло государство. Поэтому  эти государства объективно не являлись правовыми. Современное немецкое государство  может считаться правовым, поскольку  во всех основных сферах общественной жизни и деятельности государственных  органов право является главным  фактором. 

В современной юридической  науке разработаны основные признаки правового государства, характеризующие  его как специфический вид  государства. 

Одним из главных  признаков является отсутствия в  обществе властных структур, стоящих  вне и над органами государственной  власти. Все государственно-властные полномочия должны принадлежать и осуществляться только публичными органами государства. Какие другие органы и организации  не могут быть наделены правом осуществлять публичную политическую власть. 

Кроме того, организация, порядок формирования и полномочия всех государственных органов должны быть урегулированы Конституцией и  законодательством. 

Не может считаться  правовым государство, в котором  высшим по отношению ков сем государственным  органом является, например, партия или религиозные формирования. Так, в условиях Советской власти в  СССР руководящей и направляющей силой была КПСС. Решения ее органов - съездов, Центрального Комитета, Политбюро  являлись определяющими для всех государственных органов, которые  были обязаны их выполнять. При этом партийные органы не несли юридической  ответственности за свои решения. 

Аналогичное положение  существовало и существует в некоторых  странах, например мусульманских, где  действительными руководителями государства  являются служители религии. 

Второй характерной  чертой правового государства является разделение властей. Оно представляет собой средство взаимного контроля за законностью деятельности различных  ветвей власти и недопустимости узурпации  одной ветвью всей полноты власти в государстве. 

Данный признак  правового государства имеет  очень важное значение. Он формировался в теории и на практике на протяжении длительного времени. 

Его идеи возникли еще  в Древней Греции. Так, Аристотель писал, что в любом государстве  имеются "три элемента: первый - законосовещательный  орган о делах государства, второй - магистратуры (именно: какие магистратуры должны быть вообще, какие из них  главные, каков должен быть способ их замещения), третий - судебные органы" Аристотель Политика. IV, 11, 1, 12, 97 в 30.. 

Это разделение на три  элемента не имеют прямого отношения  к разделению властей в правовом государстве, но они положили начало идее о таком разделении. 

Наиболее полно  эта идея была проработана Локком, Монтескье, Кантом, Гегелем и Джефферсоном. Они сформулировали необходимость  разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и  судебную. При этом Монтескье критиковал позицию древних греков. Он писал: "Греки не составляли себе правильного  представления о распределении  трех властей в правление одного; они дошли до этого представления  только в применении к правлению  многих и назвали государственный  строй такого рода политией" Монтескье  Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 303.. 

Разделение властей  Гегель считал "гарантией публичной  свободы" Гегель. Философия права. М., 1990. С. 67.. Эта гарантия заключается  в том, что при разделении властей  осуществляется взаимный контроль за законностью осуществления полномочий каждой ветвью власти, недопускается  узурпация всей полноты одной  ветвью власти, а значит и ликвидация демократических прав и свобод. 

Законодательная и  исполнительная власти с помощью  системы сдержек и противовесов сдерживают друг друга, не позволяют  нарушать законодательство и выходить за рамки своих полномочий. 

Судебная власть осуществляет контроль за соответствием  актов и действий законодательной  и исполнительной властей Конституции  страны, а в случае несоответствия - признает их неконституционными и  они утрачивают силу. 

Разделение властей  является организационной основой  правового государства и важным условием его существования. 

Следующим важным признаком  правового государства является верховенство закона по отношению по всем другим, нормативным правовым актам, а также верховенство и  прямое действие Конституции как  основного закона государства. Последнее  означает соответствие всех законов  Конституции и непосредственное действие основных норм Конституции, в  первую очередь касающихся прав и свобод граждан, таких как равенство всех перед законом и судом, право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени и других. 

Названные и другие нормы Конституции, закрепляющие права  и свободы граждан, не требуют  принятия дополнительных законов и  никакие законы не могут отменить или изменить их. Суды и другие государственные  органы при рассмотрении вопросов о  нарушении прав и свобод граждан  могут ссылаться непосредственно  на Конституцию как на юридическое  основание принимаемого ими решения. 

В правовом государстве  основные органы государственной власти формируются непосредственно населением на основе норм демократического избирательного права. Данное положение в первую очередь относится к органам  законодательной власти, которые  создают правовую основу жизни и  деятельности всех государственных  и иных органов и организаций, должностных лиц и граждан. 

Избрание населением своих представителей в законодательные  органы и контроль за их деятельностью  способствуют выражению в праве  воли народа и закреплению интересов  граждан. 

Данное обстоятельство также имеет важное значение для  господства права в обществе, поскольку  право, соответствующее интересам  населения, способствует добровольному  его исполнению, снижению уровня правонарушений, укреплению законности и правопорядка. 

Совершенное и справедливое законодательство является правовой основой  правового государства. 

Еще одним из условий  существования правового государства  является гражданское общество, которое  представляет собой совокупность самоуправляемых  общественных, религиозных, частнопредпринимательских  и иных образований, действующих  независимо от государства, но на основе норм права, морали, нравственных и  собственных правил. Гражданское  общество, тем самым, сужает сферу  непосредственной властной управленческой деятельности государства и расширяет  правовое поле, повышает роль права  в обществе. 

Одновременно гражданское  общество способствует укреплению законности и правопорядка в деятельности самого государств, поскольку выступает  контрагентом в правоотношениях, возникающих  между структурами гражданского общества и государственными органами. 

Государство не может  быть признано правовым, если его внутреннее законодательство в области прав, свобод и обязанностей граждан не соответствует наиболее прогрессивным  и демократическим общепризнанным нормам и принципам международного права. Известно, что нормы, созданные  международными органами и организациями, особенно в сфере прав и свобод человека, обязанностей государств по отношению к своих гражданам, как правило, во многом опережают  по своему демократизму национальные системы права многих стран. Поэтому  приведение внутреннего законодательства в соответствие с международными нормами и правилами способствует не только совершенствованию правового  регулирования и укреплению демократии, но и переходу внутригосударственного права на более высокий уровень, соответствующий требованиям правового  государства. 

Важным фактором, определяющим ведущую роль права  по отношению к государству, является наличие у граждан права обжаловать в суд неправомерные действия и акты любых государственных  органов и право судов защищать права граждан. Правозащитная деятельность независимых судов создает реальные возможности для претворения  в жизнь одного из главных принципов  правового государства - верховенство закона и соблюдение законности в  обществе. 

Наибольшая независимость  судов обеспечивается в случае, если суды образуют самостоятельную ветвь  государственной власти - судебную, что возможно только в условиях разделения властей в государстве. 

Реально правовое государство  может существовать тогда, когда  все граждане не только реализуют  свои права, но и выполняют возложенные  на них обязанности. По Канту права  и обязанности неразрывно связаны. Их неразрывность объясняется тем, что права одного человека ограничены правами другого. Это означает, что  человек может делать все, но при  этом не нарушать права других людей, то есть обязан соблюдать их права. Таким образом, свободное существование  человека в правовом государстве  возможно в случае, когда он, реализуя свои права, выполняет обязанности  по отношению к другим субъектам  права. 

Права и обязанности  граждан, а также порядок реализации прав, выполнения обязанностей и ответственность  должны быть четко урегулированы  законодательством. Такое урегулирование необходимо для того, чтобы свобода  человека не превратилась в произвол и анархию, а носила правовой и  рациональный, социально полезный характер. 

Информация о работе Сущность, общие признаки, причины возникновения государства