Сущность, общие признаки, причины возникновения государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:10, реферат

Описание работы

Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин "государство" обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 48.32 Кб (Скачать)

Первые конституции  были приняты в 1789 г. в США (в 1791 г. - Билль о правах) и во Франции (в 1789 г. "Декларация прав человека и  гражданина" и в 1791 г. конституция). В современном мире лишь несколько  государств (Великобритания, Израиль, Саудовская Аравия, Буган и Оман) не имеют конституционных сводов законов. 

Завершенность процесса формирования конституционного государства, закрепление принципа ограничения  его компетенций с помощью  специальных институтов и законов, исходящих от народа, характеризует  понятие "правовое государство". 

Правовое социальное государство и гражданское общество: понятие, отличительные признаки, тенденции  развития 
 

Правовое государство - реальное воплощение идей конституционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны: органов власти, гарантировать индивидуальную свободу  и основополагающие права личности. это государство, ограниченное в  своих действий правом. Правовое государство  формировалось постепенно. Появление  правовой государственности было обусловлено  развитием самого общества и стало  возможным в результате вызревания гражданского общества. Сам термин "гражданское общество" употребляется  как в широком, так и в узком  значениях. В первом случае гражданское  общество включает всю непосредственно  не охватываемую государство часть  общества. Гражданское общество в  узком, собственном значении неразрывно связано с правовым государством. Они не существуют друг без друга. 

Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль. В гражданском  обществе в отличие от государственных  структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи - отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными  партнерами. Для посткоммунистических стран формирование гражданского общества - необходимое условие их перехода к рынку и правовой государственности. 

Отличительные признаки правового государства 

Обобщая опыт возникновения  и развития различных правовых государств, можно выделить их следующие общие  признаки: 

1) наличие развитого  гражданского общества; 

2) ограничение сферы  деятельности правового государства  охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием  благоприятных правовых условий  для хозяйственной деятельности; 

3) мировоззренческий  индивидуализм, ответственность  каждого за собственное благополучие; 

4) правовое равенство  всех граждан, приоритет прав  человека над законами государства; 

5) всеобщность права,  его распространение на всех  граждан, все организации и  учреждения, в том числе органы  государственной власти; 

6) суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация  государственного суверенитета. это  означает, что именно народ является  конечным источником власти, государственный  же суверенитет носит представительный  характер; 

7) разделение законодательной,  исполнительной и судебной властей  государства, что не исключает  единства их действий на основе  процедур, предусмотренных конституцией, а также определенного верховенства  законодательной власти, не нарушающие  конституцию решения которой  обязательны для всех; 

8) приоритет в  государственном регулировании  гражданских отношений метода  запрета над методом дозволения. 

это означает, что  в правовом государстве по отношению  к гражданам действует принцип: "Разрешено все то, что не запрещено  законом". Метод же дозволения применяется  здесь лишь по отношению к самому государству, которое обязано действовать  в пределах дозволенного - формально  зафиксированных полномочий; 

9) свобода и права  других людей как единственный  ограничитель свободы индивида. Правовое государство не создает  абсолютной свободы личности. Свобода  каждого кончается там, где  нарушается свобода других. 

Социальное государство 

Утверждение правового  государства явилось важным этапом в расширении свободы индивида и  общества. Его создатели полагали, что обеспечение каждому негативной свободы (свободы от ограничений) и  поощрение конкуренции пойдут на пользу всем, сделают частную собственность  доступной для каждого, максимизируют  индивидуальную ответственность и  инициативу и приведут в конечном счете к всеобщему благополучию. Однако этого не произошло. Провозглашенные  в правовых государствах индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство  государства в дела гражданского общества не препятствовали монополизации  экономики и ее периодическим  кризисам, жестокой эксплуатации, обострению социального неравенства и классовой  борьбы. 

Глубокое фактическое  неравенство обесценивало равноправие  граждан, превращало использование  конституционных прав в привилегию имущих классов. 

Конструктивным ответом  на несовершенство правового государства  в его классическом либеральном  варианте явились теория и практика социального государства. 

Социальное государство - это государство, стремящееся к  обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия  в управлении производством, а в  идеале примерно одинаковых жизненных  шансов, возможностей для самореализации личности в обществе. Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное  и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится  о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благоприятной для человека жизненной  среды. 

Истоки социального  государства восходят к социальной политике, зародившейся в далеком  прошлом. Еще в древности многие правители, например римские цезари, заботились о наиболее бедных гражданах, о предоставлении плебсу "хлеба  и зрелищ". 

Однако основное бремя обеспечения слабых и обездоленных лежало в то время на семьях и  общинах. 

Деятельность современного социального государства многогранна. Это перераспределение национального  дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения, политика занятости  и охраны прав работника на предприятии, социальное страхование, поддержка  семьи и материнства, забота о  безработных, престарелых, молодежи, развитие доступного для всех образования, правоохранения, культуры и т.д. 

Соотношение социального  и правового принципов 

Социальное государство  осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности, однако идет значительно дальше по пути гуманизации общества - стремится  расширить права личности и наполнить  правовые нормы более справедливым содержанием. Между правовым и социальным принципами государственного устройства есть как единство, так и противоречия. 

Их единство состоит  в том, что оба они призваны обеспечивать благо индивида: первый - физическую безопасность граждан  по отношению к власти и друг к  другу, индивидуальную свободу и  основополагающие, главным образом  гражданские и политические права  личности с помощью установления четких границ государственного вмешательства  и гарантий против деспотии. Второй - социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существование каждого человека. 

Противоречия же между ними проявляются в том, что правовое государство по своему замыслу не должно вмешиваться в  вопросы распределения общественного  богатства, обеспечения материального  и культурного благосостояния граждан, социальное же государство непосредственно  занимается этим, хотя и стремится  не подрывать такие основы рыночного  хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и др. 

В отличие от социализма советского типа, который пытался  установить благополучие всех с помощью  уравнительного распределения благ, социальное государство ориентируется  на обеспечение каждому достойных условий жизни в первую очередь в результате повышения эффективности производства, индивидуальной ответственности и активности. 

В наши дни демократические  государства стремятся найти  меру оптимального сочетания правового  и социального принципов. При  этом консерваторы обычно делают больший  акцент на правовом, а социал-демократы  и близкие к ним либералы - на социальном принципе. 

Тенденции в развитии государства 

Правовой и социальный этапы не завершают развитие конституционного государства. Некоторые политологи считают, что современные демократические  государства вступают в новую, экологическую  стадию. Для нее характерно выдвижение на первый план проблемы обеспечения  экологической безопасности и экологических (экзистенциальных) прав личности, выживания  всего человечества. В новых условиях государство вместе с общественностью  призвано предотвратить ядерную  и экологическую катастрофы, наладить адаптивный, поддерживающий экологическое  равновесие образ жизни. 

В развитии современных  государств наблюдаются две тенденции. 

Первая из них - деэтатиcтcкaя - состоит в активизации гражданского общества, его контроля над государством, расширении влияния на него политических партий и групп интересов, децентрализации  функций государства, усилении в  деятельности некоторых его органов  самоуправленческих начал. Вторая тенденция - этатистская - проявляется в повышении  роли государства как регулятивного  и интеграционного инструмента  общества. 

Современное государство  активно вмешивается в экономические, социальные и информационные процессы, с помощью налогов, инвестиционной, кредитной и иной политики стимулирует  развитие производства, устраняет диспропорции в народном хозяйстве. Все более  важное место в его деятельности занимает разработка стратегии, планирование общественного развития. 

В государственной  деятельности заметно сокращается  применение принуждения. Оно все  реже используется для решения крупных  общественных проблем, уступая место  кооперации различных социальных сил, хотя и остается важным средством  в борьбе с нарушителями закона, криминальными и экстремистскими  элементами. В целом же изменения, происходящие в государстве и  обществе, не дают достаточных оснований  говорить об отмирании государства  в обозримом будущем, как это  утверждают анархизм и марксизм.  

Еще более велика роль государства в переходные этапы  общественного развития, как это  имеет место в России и других постсоциалистических странах. Здесь  государство выступает главным  орудием реформирования общества, поддержания  стабильности и порядка. При этом оно само подвергается глубоким изменениям, приобретает новые формы организации. 

Список литературы 
 

1. Абдулатипов Р.  Национальное самосознание и  судьба государства // Диалог. - 2003 .№ 24 - 37 с. 

2. Абдулатипов Р.  Национальный вопрос и власть //Народный депутат.2002.- N23. - 56 с. 

3. Денисова И.В.  Национальные отношения в современном  мире / Основы политологии: Учеб. Пособие. - Часть 2 

/ И.В.Денисова, А.Г.  Дианов. - Омск: Изд-во СибАДИ, 2000. - С. 26-42 

3. Коган А.И. Историко-психологические  аспекты национальных отношений. - Нижний Новгород: Изд-во НГУ, 2001. 

- 35 с. 

4. Лурье С.В. Историческая  этнология: Учеб. пособие для вузов. -М.: АспектПресс, 1997.- 448 с. 

5. Политическая СОЦИОЛОГИЯ.- Ростов н/Д: Феникс, 1997.-С.165-184. 

6. Сикевич З.В.  Национальное самосознание русских  (социологический очерк): Учеб.пособие. - М.: Механик, 1996.- 

~Ю8 с. 

7. Теоретические  и прикладные проблемы этнополитологии. -Ростов н/Д 1995. 

8. Тишков В.А. Этнология  и политика. - М.:Наука, 2001. - 204 с. 

9. Цыганков П.А.  Политическая социология международных  отношений: Учеб. пособие. - М.: Радике, 2004.-С. 294 - 312. 
 

Реферат

По дисциплине «Государство и право»

Правовое и социальное государство

Понятие и признаки правового государства 
 

Понятие "правовое государство" воплощает в себя идеи господства права, равноправия, справедливости, отсутствие внеправового насилия в  обществе, в первую очередь, со стороны  государства. Формирование этих идей и  практика их реализации имеет длительную и достаточно сложную историю. 

Информация о работе Сущность, общие признаки, причины возникновения государства