Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:41, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы – систематизация основных понятий и положений в области взаимоотношения субъектов трудового права. Данная цель достигается последовательным решением следующих частных задач:
• раскрытие понятий «субъект трудового права», «трудовая правосубъектность»;
• видовая систематизация субъектов трудового права;
Во исполнение этого закона при обсуждении проектов нового ТК профсоюзы внесли много предложений, которые были учтены при его принятии Государственной Думой. Наряду с проектами законодательных актов проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов.
Наконец,
Закон предоставляет самим
Права по организации и управлению трудом. Абсолютное большинство прав в указанной сфере трудовое законодательство предоставило низовым звеньям профсоюзной системы - профкомам предприятий (организаций), именно они вместе с работодателем и администрацией решают, как правило, большинство вопросов управления трудом как на предприятии (в организации) в целом, так и в его структурных подразделениях. Профком и администрация предприятия (организации), выступающая от имени работодателя, совместно разрабатывают условия коллективного договора, контролируют его выполнение, поскольку основную обязанность по осуществлению управления предприятием законодательство возлагает на работодателя, права профсоюзов по участию в организации и управлении трудом касаются главным образом согласования с ними тех или иных вопросов либо учета их мнения при решении последних.
Системы оплаты труда, формы материального поощрения, разных тарифных ставок (окладов), а также нормы труда устанавливаются работодателями, их объединениями (союзами, по согласованию с соответствующими профсоюзными органа-Mi и закрепляются в коллективных договорах, соглашениях.
Надзорно-контрольные права в сфере труда. В соответствии со ст. 370 ТК РФ и ст. 19 Закона о профсоюзах от 12 января 1996 г. профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты руда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений.
Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах. Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами. Профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении этих полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.
Профсоюзные инспекторы труда вправе беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, в которых работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения законодательства о труде и законодательства о профсоюзах, а также выполнения работодателями условий коллективного договора, соглашения.
Профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей природам среды, а также в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности. Профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда а также собственные инспекции по охране труда, действующие основании положений, утверждаемых профсоюзами.
В этих целях они имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурного подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюз по вопросам условий труда и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда и окружающей природной среды в соответствии с федеральным законодательством.
В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, профсоюзные органы в организации, профсоюзные инспекторы по охране труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться в Федеральную службу труда (Роструд) для принятия неотложных мер. При невыполнении требований по устранен* нарушений, особенно в случаях появления непосредственной розы жизни и здоровью работников, профсоюзные органы, профсоюзные инспекторы по охране труда вправе обратиться в прокуратуру для привлечения виновных к уголовной ответственное.
Право на содействие в разрешении трудовых споров, объявление забастовки и руководство ею. Долгие годы трудовое законодательство России не было ориентировано на детальное регулированию коллективных трудовых споров. Однако с переходом страны к рыночной экономике, обострением ситуации на рынке труда, многочисленными нарушениями условий труда работников и трудового законодательства появилась настоятельная потребность в приняв особого закона о коллективных трудовых спорах.
Статья 398 ТК РФ дает следующее определение понятия коллективного трудового спора: «Коллективный трудовой спор неурегулированные разногласия между работниками и работодателями (далее - стороны) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также и связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права в организациях».
Отправным моментом возникновения разногласий между сторонами следует признать выдвижение требований работников по поводу установления новых или изменения существующих условий труда. Правом выдвижения требований обладают работники их представители (органы профсоюзов, органы общественной деятельности, образованные на собрании (конференции) работников организации, филиала, представительства и уполномоченным). Требования работников организации, филиала, представитель выдвигаются на собрании (конференции) работников большинством голосов. Вместе с выдвижением требований работники выбирают своих полномочных представителей для участия в разрешении коллективного трудового спора.
Представители работники выдвигают требования в порядке, установленном уставом или решением собрания (конференции) работников, образовавшего представительный орган.
При отклонении работодателем требований работников, представленных профсоюзом, законодательство предусматривает проведение примирительных процедур, которые включают улаживание разногласий последовательно в примирительной комиссии, с участием посредника, в трудовом арбитраже.
Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, то работники или профсоюз вправе приступить к организации с забастовкой.
Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представитель, иного обособленного структурного подразделения) по предложению профсоюзного органа, ранее уполномоченного работниками hi разрешение коллективного трудового спора.
Решение об объявлении забастовки, принятое профсоюзом (объединением профсоюзов), утверждается для каждой организации собранием (конференцией) работников данной организации. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) профсоюзный орган имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки.
Согласно ст. 41 ТК РФ, забастовку возглавляет представительный орган работников, включая профком, который имеет право созывать собрания (конференции) работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам.
Профком,
возглавляющий забастовку, имеет право
приостановить забастовку. Для возобновления
забастовки не требуется повторного
рассмотрения спора примирительной
комиссией или] в трудовом арбитраже (подробнее
о правовом регулировании забастовки.
К числу приоритетных целей трудового законодательства, предусмотренных ст. 1 ТК РФ, относится защита прав и интересов работников и работодателей. Чтобы обеспечить ее реализацию, трудовое право предусматривает формирование системы государственных, паритетных и общественных органов. В первую очередь можно назвать юрисдикционные органы, осуществляющие правосудие по делам, вытекающих из трудовых и иных отношений, тесно связанных с ними, в лице федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, Являющихся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации. Однако федеральные суды и мировые судьи, хотя и осуществляют правосудие по делам, вытекающим из трудовых отношений, не являются «чистыми» субъектами трудового права.
Их правовое положение и полномочия при осуществлении правосудия определяются специальным законодательством о судебной системе и процессуальным законодательством, в частности Гражданским процессуальным кодексом РФ (далее - ГПК РФ).
Субъектами трудового права, осуществляющими досудебное рассмотрение индивидуальных трудовых споров, являются КТС, образуемые по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя, т. е. на паритетных началах. КТС, как правило, выступают в качестве первичного органа, рассматривающего многие виды трудовых споров, за исключением споров, по которым ТК РФ и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения.
В связи с этим надо отметить, что ТК РФ в отличие от прежнего КЗоТ РФ не рассматривает КТС в качестве обязательного первичного органа по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Статьей 391 ТК РФ предусмотрено, что в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работников и в том случае, когда последние обращаются в суд, минуя в КТС.
Подробнее вопросы, связанные с правовым статусом и компетенцией органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, порядком рассмотрения индивидуальных трудовых споров и т. д., изложены в гл. 17 «Трудовые споры». Определенные функции по защите трудовых прав работников и восстановлению нарушенных прав выполняют специфические (особые) субъекты трудового права в лице государственных органов надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, а также нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. К их числу относятся:
1) федеральная инспекция труда;
2) федеральные надзоры, осуществляющие надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда (например, специальный орган, ведающий вопросами надзора за ядерной и радиационной безопасностью Российской Федерации, - Госатомнадзор России). Вопросы правового статуса, полномочий и порядка деятельности органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, будут рассмотрены в соответствующем разделе настоящего учебника.
К числу специфических субъектов трудового права можно отнести органы, образуемые из представителей работников и работодателей по инициативе любой из сторон. Так, в интересах обеспечения прав работников на охрану труда в организациях по инициативе работодателя и (или) работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда, в состав которых на паритетной основе входят представители работодателей, профсоюзов или иного уполномоченного работниками представительного органа (например: совета работников организации, если такой представительный орган образован по инициативе работников решением общего собрания или конференции работников организации).
Правовой
статус комитета (комиссии) по охране труда
определяется на основе соответствующего
Типового положения, утверждаемого уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти
(в настоящее время − Министерством труда
и социального развития РФ). Приведенный
выше состав иных субъектов трудового
права не является исчерпывающим. Например,
в случае принятия федеральных законов,
устанавливающих особенности применения
норм о социальном партнерстве к государственным
служащим, работникам военных и военизированных
органов и организаций, органов внутренних
дел, органов федеральной службы безопасности,
органов налоговой полиции и т. д., могут
появиться новые участники такого рода
отношений.