Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:41, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы – систематизация основных понятий и положений в области взаимоотношения субъектов трудового права. Данная цель достигается последовательным решением следующих частных задач:
• раскрытие понятий «субъект трудового права», «трудовая правосубъектность»;
• видовая систематизация субъектов трудового права;
Поскольку производственный кооператив является коммерческой организацией (юридическим лицом), он подлежит государственной регистрации в органах юстиции и с этого момента становится субъектом трудового права. Каждый гражданин, достигший 16-летнего возраста и способный принимать участие в осуществлении целей и задач кооператива, вправе стать его членом6. Гражданин может одновременно быть членом производственного и потребительского кооперативов. Он вправе также работать по найму в другом предприятии или иной организации7. Как субъекты трудового права кооперативы обладают работодательской право- и дееспособностью.
Они
создаются и действуют в
Высшим органом управления кооператива является общее собрание членов кооператива. Для руководства текущими делами избирается председатель, а в крупных кооперативах также и правление. Граждане, работающие в кооперативе по трудовому договору, принимают участие в общем собрании с правом совещательного голоса. Важнейшим и существенным полномочием кооператива является его право самостоятельно формировать трудовой коллектив и организовывать в нем кооперирование труда, его охрану и оплату. При этом право распределять валовой доход на производственно-социальные нужды, а также на оплату труда относится к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива.
Для кооператива как субъекта трудового права характерно, что его компетенция в части подбора кадров за счет наемных работников является факультативной. Это означает, что кооперативы в первую очередь должны использовать для своих работ труд членов кооператива. И только тогда, когда это не представляется возможным (отсутствие среди членов кооператива нужных специалистов, нехватка рабочей силы в напряженные периоды сельскохозяйственной деятельности), они могут пригласить на работу граждан со стороны, заключив с ними трудовые договоры (контракты). По общему правилу прекращение деятельности кооператива как субъекта трудового права связывается с его ликвидацией.
Такая ликвидация осуществляется, как правило, по решению общего собрания членов кооператива. Вместе с тем производственный кооператив может быть по единогласному решению его членов преобразован в хозяйственное товарищество или общество (ст. 112 ГК РФ). Наряду с кооперативными субъектами трудового права могут выступать и иные общественные организации партийные, молодежные, женские и т. п. Их работодательская правосубъектность проявляется главным образом в связи с приемом на работу, организацией и применением труда штатного (платного) персонала. При этом характерно, что управомоченными субъектами здесь выступают не общественные организации как таковые, а их исполнительно-распорядительные органы (комитеты, советы).
Возникновение трудовой правосубъектности у названных общественных органов связывается с утверждением в установленном порядке штата и фонда заработной платы. Для всех организаций как субъектов трудового права характерна специфическая направленность их правового статуса и право вой деятельности.
Эта направленность связана с:
а) комплектованием полноценного трудового коллектива;
б) осуществлением профессиональной подготовки кадров непосредственно на производстве и повышением их квалификации;
в) формированием фондов организации и прежде всего фонда оплаты труда; г) научной организацией и охраной труда;
д) обеспечением необходимой дисциплины труда;
е) организацией эффективной системы стимулирования труда.
В силу особой направленности их статуса и правовой деятельности трудовую правосубъектность организаций следует рассматривать как специальную. Признаки, определяющие трудовую правосубъектность организаций, во многом сходны с их признаками как юридических лиц - субъектов гражданского права. И в том и в другом случае они должны обладать обособленным имуществом, быть способными нести самостоятельную имущественную ответственность и выступать от своего имени во взаимоотношениях с другими субъектами права, быть истцом и ответчиком в суде.
Не
случайно поэтому трудовая правосубъектность
обычно презюмируется за всеми организациями,
которые действующим
Если признаки трудовой правосубъектности характеризуют организации с точки зрения субъектов права, участвующих в общественных отношениях, складывающихся внутри кооперации труда, внутри коллектива организации, то признаки юридического лица характеризуют организацию с позиций субъекта права, выступающего в гражданском обороте вне данной кооперации труда8.
Сказанное, таким образом, дает основание полагать, что трудовой правосубъектностью могут обладать, а следовательно, быть субъектом трудового права не только те организации, которые признаны юридическими лицами, но и те, которые таковыми не признаются, но, будучи составными частями сложных организаций (объединений, ассоциаций, фирм, комбинатов и т. п.), переведены на внутренний хозрасчет, наделены правом приема и увольнения работников, имеют обособленный фонд оплаты труда.
В
связи с этим субъектами трудового
права необходимо, например, считать
предприятия в составе объединений
и ассоциаций, шахты, рудники в составе
трестов и комбинатов, фирменные предприятия
в составе фирм, дочерние предприятия
и организации, их филиалы, не получившие
по каким-либо причинам статуса юридического
лица.
В условиях современной России профсоюзы представляют собой добровольные независимые общественные организации, объединяющие работников, связанных общими интересами по роду их деятельности как в производственной, так и в социальной сфере.
Своей главной задачей профсоюзы всех направлений - ФНПР, Соцпроф и др.- считают защиту прав и законных интересов трудящихся, установление социальной справедливости, эффективной] и гуманной экономики. Профсоюзы рассматриваются в качестве специфических проектов правовой деятельности.
Их статус (правовое положение определен законодательством, которое устанавливает общую право- и дееспособность профсоюзов, основные (статутные) прав и обязанности, а также гарантии их осуществления (см. главу 58ТК РФ). Вместе с тем в рамках общего правового положен профсоюзов законодательство исходит, с одной стороны, из cсуществования принципа плюрализма в организации и деятельности профсоюзов, а с другой - регламентирует статусы отдельных уровней органов профсоюзной системы, в частности профкомов предприятий (организаций), отраслевых и региональных профсоюзных органов.
Переход к рыночной экономике, курс на разгосударствление и приватизацию предприятий выдвигают в качестве основной (главной) функции профсоюзов России защиту интересов людей, труда.
При этом оптимальным методом реализации защитной функции становится организация правового социального партнерства цивилизованной формы взаимоотношений между пpoфсоюзами, предпринимателями (работодателями) и правительствеными (государственными) структурами.
Диапазон партнерской деятельности профсоюзов может быть разным в зависимости от конкретной ситуации - от прямого социального противостоят своим партнерам до конструктивного взаимодействия с ними. Помимо главной, защитной функции профсоюзы выполняют и иные функции, часть которых непосредственно вытекает из уставов, а другие делегированы в свое время профсоюзам государством. Современное законодательство России, учитывая характер выполняемых профсоюзами функций, наибольший акцент делает развитие их правового статуса как субъекта трудового права, и именно эта отрасль права ближе всего соприкасается с регулированием сферы наемного труда. Важно отметить, что правовой статус профсоюзов как субъектов трудового права определяется применительно к их органа и организациям.
Эти органы, и прежде всего профкомы организаций, признаются законными представителями прав и интересе наемных работников. В тех общественных отношениях, где профком выступает в. качестве субъекта трудового права, он представляет интересы соответствующего профсоюзного коллектива наемных рабочих и служащих. При этом он либо реализует свои права (например, при осуществлении надзора за охраной труда), либо действует от имени соответствующего трудового коллектива (например, при разработке и подписании коллективного договора).
Статья 29 ТК РФ закрепила общее право профсоюзов представлять интересы трудящихся и определила области его применения. Указанные области общественной жизни являются, таким образом, объектом преимущественного приложения их разнообразных правомочий. Необходимо иметь в виду, что представительство интересов наемных работников в названных выше областях общественной жизни является одновременно и правом, и обязанностью профсоюзных органов.
Поскольку такое представительство основано на законе (ст. 29 ТК РФ), профсоюзные органы, выступая в роли представителей коллективов работников, действуют без какой бы ни было доверенности с их стороны. Не требуется доверенности и на индивидуальное представительство профсоюзов при защите прав и интересов отдельных работников членов профсоюза. Основанное на законе право представительства важный элемент правового статуса профсоюзных органов. Оно является юридической базой для наделения их всеми другими конкретными правами (обязанностями) по осуществлению ими своей защитной функции. В тех общественных отношениях, где профсоюзный орган выступает в качестве субъекта трудового права, он выражает нолю соответствующего трудового коллектива работников. И хотя нередко профсоюзный и трудовой коллективы едины по своему контингенту, в юридическом аспекте принципиальное значение имеет все же воля не профсоюзной организации, а трудового коллектива, ибо именно его представляет профсоюзный орган в общественных отношениях, регулируемых трудовым правом.
В настоящее время Федеральный закон «О профессиональных Союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. устанавливает правовые основы создания профсоюзов, регулирует отношения профсоюзов с организациями государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами. Профсоюзы в своей деятельности независимы от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений, политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольным запрещается вмешательство органов государственной и тети и органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности.
Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру; образуют профсоюзные органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды, и другие мероприятия. Правоспособность и дееспособность профсоюзов, объединений (ассоциаций) как юридических лиц возникают с момента их государственной (уведомительной) регистрации в Министерстве юстиции РФ или его территориальном органе в субъекте РФ по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Указанная регистрация является основанием для включения профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных организаций в реестр общественных объединений. Права профсоюзов по содержанию и сфере применения классифицируются на следующие группы:
а) права по участию в законотворческой (правотворческой) деятельности;
б) права по участию в организации и управлении трудом;
в) надзорно-контрольные права в сфере труда;
г) право на содействие в разрешении ; трудовых споров, объявление забастовки и руководство ею.
Право на участие в законотворческой (правотворческой) деятельности. Такие права входят в статус различных профсоюзных органов. Закон о правах профсоюзов от 12 января 1996 г. предусмотрел, что проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций).