Структура государственного долга России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Дефицит государственного бюджета не является однозначно негативным явлением. Его характер и роль должны оцениваться с учетом причин возникновения, направлений и целей использования мобилизуемых дополнительных финансовых ресурсов, источников и методов финансирования.

В связи с этим в работе необходимо решить следующие задачи:

- изучить сущность дефицита бюджета;

- проанализировать источники финансирования дефицита федерального бюджета;

- проанализировать структуру государственного долга федерального бюджета РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1.Экономическая сущность дефицита бюджета…………………………...4

1.1 Понятие дефицита, причины его возникновения……………………...4

1.2 Способы финансирования дефицита бюджета………………………...8

2. Источники финансирования дефицита федерального бюджета……...13

2.1 Классификация источников финансирования дефицита федерального бюджета…………………………………………………………………………..13

2.2 Порядок ведения лицевых счетов главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета…………………………………………………………………………………..16

3. Структура государственного долга России…………………………....22

Заключение………………………………………………………………....28

Список использованной литературы…………………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

    Однако  главной причиной увеличения государственного внешнего долга России стали высокие темпы роста долговых обязательств, накопленных РФ за период с 1992г. по 1998г., когда размер государственного внешнего долга РФ вырос в 4,7 раза.

    В связи с серьезным ухудшением долговой ситуации к середине 1998 года Россия оказалась в состоянии технического дефолта, то есть прекратила погашение и обслуживание задолженности Лондонскому клубу кредиторов, а также приостановила погашение основной суммы внешней задолженности перед Парижским клубом, однако продолжила обслуживание данной части внешнего долга РФ.

    За  период с 2002 по 2007 гг. долг бывшего СССР в результате регулярных выплат и досрочного списания задолженности уменьшился на 54 млрд. долл., что составляло лишь 5 % от суммы общего долга бывшего СССР.

    На 1 января 2009 года задолженность бывшего СССР в общей сумме внешнего долга России составляла менее 1 %.

    Так государственный внешний долг РФ в 2008 году уменьшился на 9,8% - с 44,9 млрд. долларов на 1 января 2008 года до 40,6 млрд. долларов на 1 января 2009 года. Об этом свидетельствует таблица 3.1

    Крупнейшая  часть задолженности по-прежнему приходится на еврооблигационные займы РФ - 27,7 млрд. долларов. В то же время, по сравнению с данными на 1 января 2008 года объем этого долга уменьшился на 0,9 млрд. долларов (-3,1%) и на 4,23 млрд. долларов (-13,2%) по сравнению с данными на 1 января 2007 года соответственно.

    Задолженность перед странами - членами Парижского клуба сократилась с 1,8 млрд. долларов на 1 января 2008 года до 1,4 млрд. долларов на 1 января 2009 года. Задолженность перед странами, не входящими в Парижский клуб, также снизилась - с 2,2 млрд. долларов до 1,9 млрд. долларов. Задолженность перед странами, входившими в бывший Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), сократилась с 1,5 млрд. долларов до 1,4 млрд. долларов.

    Таблица 3.1

    Структура государственного внешнего долга

    млрд. долл.

Категория долга на 01.01.2007 на 01.01.2008 на 01.01.2009
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза СССР, принятые Российской Федерацией), в том числе: 52 44,9 40,6
Задолженность перед официальными кредиторами - членами  Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации 3,1 1,8 1,40
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба 3,3 2,2 1,9
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими  странами СЭВ 1,9 1,5 1,4
Коммерческая  задолженность бывшего СССР 0,8 0,7 1,2
Задолженность перед международными финансовыми  организациями 5,5 5.0 4,6
Задолженность по еврооблигационным займам 31,9 28,6 27,7
Задолженность по ОВГВЗ 4,9 4,5 1,8
Предоставление  гарантий Российской Федерации в  иностранной валюте 0,6 0,6 0,6
 

    Коммерческая  задолженность на 1 января 2009 года выросла  до 1,2 млрд. долларов с 0,7 млрд. долларов на начало 2008 года. Задолженность перед международными финансовыми организациями сократилась с 5,5 млрд. долларов по состоянию на 1 января 2007 до 4,5 млрд. долларов по состоянию на 1 января 2009 года. Задолженность по облигациям внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ) РФ также имеет тенденцию к снижению с начала 2007 года-с 4,9 млрд. долларов до 1,8 млрд. долларов на начало 2009 года.

    В сумму внешнего долга также включаются гарантии, предоставленные Россией в иностранной валюте. На 1 января 2009 они не изменились по сравнению с началом 2008 и 2007 годов и составили 0,6 млрд. долларов.

    Объем государственного внутреннего долга  представлен в таблице 3.2 
 
 

    Таблица 3.2 

    Структура внутреннего долга РФ 

Категория долга на 01.01.2007 на 01.01.2008 на 01.01.2009
    ГКО         - - -
ОФЗ-ПК - - -
ОФЗ-ПД 205,62 288,42 328,17
ОФЗ-ФК 94,83 51,43 33,83
ОФЗ-АД 675,16 807,59 882,03
ГСО-ППС 0,42 10,42 45,41
ГСО-ФПС 52,00 91,00 132,00
ОГНЗ - - -
ОГВЗ 1991 года 0,00 0,00 0,00
ОРВВЗ 1992 года 0,03 0,03 0,03
ОГСЗ - - -
Государственные гарантии в валюте РФ 31.23 46.68 72.49
Итого внутренний долг 1 028,06 1 248,89 1 421,47
 

    По  состоянию на 1 января 2009 года в результате операций, проведенных Минфином в 2008 году, государственный внутренних долг РФ, выраженный в ценных бумагах, увеличился на 172,590 миллиарда рублей и составил 1,421 триллиона рублей.

    Что касается общей суммы государственного внутреннего долга, то по состоянию  на 1 января она достигла 1,500 триллиона рублей против 1,301 триллиона рублей годом ранее.

    В структуре внутреннего госдолга, выраженного в госбумагах, на 1 февраля 2009 г. большая часть - 61,975 - приходилась на ОФЗ-АД на общую сумму 882,026 млрд. руб. ОФЗ-ПД составляли 329,999 млрд. руб. (23,19%), ГСО-ФПС - 132 млрд. руб. (9,27%), ОФЗ-ФК - 33,828 млрд. руб. (2,38%), ГСО-ППС - 45,415 млрд. руб. (3,19%).

    Проанализировав структуру внутреннего и внешнего долга, необходимо отметить резкое увеличение корпоративного долга, а так как  внешний корпоративный долг формируется небольшим числом крупнейших предприятий и банков, то в результате возможного краха пирамиды корпоративных еврооблигаций финансовое положение крупнейших заемщиков резко ухудшится. Если учесть, что эти заемщики являются и крупнейшими налогоплательщиками, то возможны существенные перебои в поступлении налогов в федеральный бюджет. Все это требует выработки четкой политики в области управления государственным долгом России, которая должна быть ориентирована на достижение максимальной эффективности заимствований и снижения долговой нагрузки на экономику страны что, в конечном итоге, должно привести к стабилизации и дальнейшему росту экономического развития Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Бюджетный дефицит относится к финансовым явлениям, однако оно не обязательно  принадлежит к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с ним. Однако сейчас в России бюджетный дефицит достиг такого размера, который позволяет говорить о тяжелейшем бюджетном кризисе, ибо и по показателю дефицита государственного бюджета, и по государственному долгу превышены все предельно допустимые нормы. Так, первый дефицит российского бюджета за последние 10 лет был зарегистрирован в ноябре 2008 года и достиг 270 миллиардов рублей. Дефицит бюджета в 2009 году составил 5,9 процента ВВП.

    Для предотвращения бюджетного кризиса  и сокращения дефицита необходимы согласованные и совместные меры, проводимые в рамках бюджетной, налоговой и промышленной политики.

    Бюджетный дефицит диктует необходимость  перехода к системе бюджетно-налоговых процедур, обеспечивающих равновесность налоговых ставок и структуры бюджетных расходов, своевременность принятия бюджетных решений и безусловное соблюдение законодательства. В частности предстоит освоить современную концепцию налогов, как платы за общественные блага. Суммарная ставка подоходного налога должна соответственно складываться из ставок отчислений в целевые бюджетные фонды на финансирование производства соответствующих благ.

    В заключении хотелось бы отметить, что бюджетный кризис порожден не только недостатками правовой базы, сколько неудовлетворительной работой органов исполнительной власти и управления. Необходимо усилить контроль за деятельностью налоговых и правоохранительных органов, а также создать специализированные подразделения по борьбе с противоправной деятельностью в наиболее криминогенных областях экономики. 

    Список  использованной литературы 

    1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: офиц. Текст. – М.: Экзамен, 2010.

    2. Порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами [Электронный ресурс]: Приказ Федерального казначейства от 07.10.2008г. №7н // Справочно-правовая система «Консультант».

    3. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.

    4. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. ¾ М.: ЮНИТИ, 2002.

    5. Годин А. М., Подпорина И. В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002.

    6. Куликов Н.И. Современная бюджетная система России : учеб. пособие / Н.И. Куликов, Л.Н. Чайникова, Е.Ю. Бабенко. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007.

    7. Матвеева Т.Ю. «Макроэкономика»: Курс лекций для экономистов", 2001 год.

    8. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - Изд. 2-е, доп. и перераб. / Под общ. ред. И.Д. Мацкуляка. - М.: Изд-во РАГС, 2007. - 640 с. (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.).

    9. Мысляева И.М.  Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и дон. — М: ИНФРА-М, 2007.- (Высшее образование).

    10. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит»/ Пол ред. Г.Б. Поляка. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

    11. Ханчук Н.Н. Бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие / Ханчук Н.Н.- Владивосток: Изд-во Дальневосточного государственного университета, 2005.

    12. Сайт http://newsru.ru (Новости экономики).

    13. Сайт http://www.ruseconomy.ru (Политика в сфере госдолга: 2003-2008).

    14. Сайт http://cbr.ru Вестник Банка России от 14 мая 2009г. №29-30 (1120-1121).

    15. Официальный сайт Минфина РФ http://www.minfin.ru/

Информация о работе Структура государственного долга России