Структура государственного долга России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Дефицит государственного бюджета не является однозначно негативным явлением. Его характер и роль должны оцениваться с учетом причин возникновения, направлений и целей использования мобилизуемых дополнительных финансовых ресурсов, источников и методов финансирования.

В связи с этим в работе необходимо решить следующие задачи:

- изучить сущность дефицита бюджета;

- проанализировать источники финансирования дефицита федерального бюджета;

- проанализировать структуру государственного долга федерального бюджета РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1.Экономическая сущность дефицита бюджета…………………………...4

1.1 Понятие дефицита, причины его возникновения……………………...4

1.2 Способы финансирования дефицита бюджета………………………...8

2. Источники финансирования дефицита федерального бюджета……...13

2.1 Классификация источников финансирования дефицита федерального бюджета…………………………………………………………………………..13

2.2 Порядок ведения лицевых счетов главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета…………………………………………………………………………………..16

3. Структура государственного долга России…………………………....22

Заключение………………………………………………………………....28

Список использованной литературы…………………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

    Содержание  

    Введение…………………………………………………………………….3

    1.Экономическая  сущность дефицита бюджета…………………………...4

    1.1 Понятие дефицита, причины его  возникновения……………………...4

    1.2 Способы финансирования дефицита бюджета………………………...8

    2. Источники финансирования дефицита федерального бюджета……...13

    2.1 Классификация источников финансирования  дефицита федерального бюджета…………………………………………………………………………..13

    2.2 Порядок ведения лицевых счетов главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета…………………………………………………………………………………..16

    3. Структура государственного долга  России…………………………....22

    Заключение………………………………………………………………....28

    Список  использованной литературы……………………………………...29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    В бюджетах различных уровней всегда действует принцип сбалансированности, который означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

    В многоуровневой и децентрализованной бюджетной системе нередко возникают противоположные тенденции и неоднозначные явления: на федеральном уровне бюджетный дефицит может сокращаться, а на уровне субъектов Федерации он может расти.

    Поэтому, несмотря на самостоятельность бюджетов, регулирование бюджетных дефицитов  в Российской Федерации должно строиться на единой концептуальной основе и решаться при эффективном взаимодействии бюджетов всех уровней.

    Дефицит государственного бюджета не является однозначно негативным явлением. Его характер и роль должны оцениваться с учетом причин возникновения, направлений и целей использования мобилизуемых дополнительных финансовых ресурсов, источников и методов финансирования.

    В связи с этим в работе необходимо решить следующие задачи:

    - изучить сущность дефицита бюджета;

    - проанализировать источники финансирования  дефицита федерального бюджета;

    - проанализировать структуру государственного долга федерального бюджета РФ.

    Основой для написания курсовой работы послужили федеральные законы и другие нормативно–правовые акты, а также периодическая литература. 
 
 

    1.Экономическая  сущность дефицита бюджета

    1.1 Понятие дефицита, причины его возникновения 

    Бюджетный дефицит выступает как сложная  финансово-экономическая категория, в которой отражаются и проявляются  пропорции бюджетной системы, взаимосвязи между потоками доходов государства.

    Категория «бюджетного дефицита» является результатом и критерием эффективности взаимодействия государства с производственной и социальной сферами, банковской системой, финансовым рынком, внешним рынком.

    Как параметр бюджетной системы бюджетный дефицит означает превышение расходов над доходами и соответствующую потребность в дополнительных источниках финансирования расходов государства.

    Наличие бюджетного дефицита может вызываться широким комплексом причин финансового, экономического и политического характера:

    - спад общественного производства;

    - рост предельных издержек общественного производства;

    - неоправданно «раздутые» социальные программы»;

    - нестабильность цен на мировом   рынке;

    - неустойчивость денежно-кредитной  системы;

    - неэффективность курса реформ  и политики правительства;

    - финансовая зависимость от иностранных государств и необходимость высоких затрат на обслуживание и погашение внешнего государственного долга;

    - чрезвычайные обстоятельства и  необходимость увеличения оборонных  расходов;

    - кризисные явления в экономике  и финансах реального сектора.

    Возрастание бюджетных расходов отнюдь не компенсируется увеличением налоговых поступлений, в силу чего возрастание бюджетных дефицитов приобретает хронический характер и огромные масштабы.

    Сам по себе дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны, как правило, постоянно имеют дефицитный бюджет. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств.

    Если  финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.

    Наиболее  опасная и тревожная форма бюджетного дефицита, когда он является отражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае требуется принятие не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений. Так, в результате финансово-экономического кризиса, поразившего нашу страну в 2008г., образовался дефицит федерального бюджета, который, по словам министра финансов Алексея Кудрина, сократится только в 2013г.

    Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции: 1) идея ежегодно сбалансированного бюджета; 2) идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе); 3) идея сбалансированности не бюджета, а экономики.

    Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведет к уменьшению совокупного спроса, и, следовательно, объема производства, то эта мера приведет к еще более глубокому спаду. И, наоборот, если в экономике бум, т.е. максимальные налоговые поступления, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами государство должно увеличить государственные расходы, провоцируя еще больший перегрев экономики и, следовательно, еще более высокую инфляцию. Таким образом, теоретическая несостоятельность такого подхода к регулированию бюджета достаточно очевидна.

    Концепция государственного бюджета, балансируемого на циклической основе, заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума (наиболее высокой деловой активности), когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, имеющего место в период рецессии (минимальной деловой активности), когда резко сокращаются доходы бюджета. Эта концепция также имеет существенный недостаток. Дело в том, что фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине, поэтому суммы бюджетного излишка, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, как правило, не совпадают, поэтому сбалансированный бюджет обеспечить не удается.

      Наибольшее распространение получила  концепция, согласно которой целью  государства должна быть не  сбалансированность бюджета, а  стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 70-х годов. Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки и трансферты) и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. И, наоборот, если в экономике бум (перегрев), то государство должно сокращать расходы и увеличивать налоги (доходы), что сдерживает деловую активность и «остужает» экономику, ведет к ее стабилизации. Состояние государственного бюджета при этом значения не имеет. Поскольку теория Кейнса была направлена на разработку рецептов борьбы с рецессией, со спадом в экономике, что предлагалось осуществлять, используя, в первую очередь, инструменты бюджетного регулирования (увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета и снижение налогов, т.е. доходов бюджета), то эта теория основана на идее «дефицитного финансирования». В результате использования в большинстве развитых стран в 50-е - 60-е годы кейнсианских рецептов регулирования экономики проблема хронического дефицита государственного бюджета к середине 70-х годов стала одной из основных макроэкономических проблем, что послужило одной из причин усиления инфляционных процессов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2 Способы финансирования дефицита бюджета  

    Дефицит государственного бюджета может  быть профинансирован тремя способами:

    1) за счет эмиссии денег;

    2) за счет займа у населения  своей страны (внутренний долг);

    3) за счет займа у других стран  или международных финансовых  организаций (внешний долг).

    Первый  способ называется эмиссионным или  денежным способом, а второй и третий – долговым способом финансирования дефицита государственного бюджета. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов.

    Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета заключается в том, что государство (Центральный банк) увеличивает денежную массу, т.е. выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых покрывает превышение своих расходов над доходами.

    К достоинствам эмиссионного способа финансирования относятся:

    1. Рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает на денежном рынке снижение ставки процента (удешевление цены кредита), что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска. Эта мера, таким образом, оказывает стимулирующее воздействие на экономику и может служит средством выхода из состояния рецессии

    2. Это мера, которую можно осуществить быстро. Рост денежной массы

происходит, либо когда Центральный банк проводит операции на открытом рынке и покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги (такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме), либо за счет прямой эмиссии денег (на любую необходимую сумму).

    Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что в долгосрочном периоде увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

    Кроме этого, данный метод может оказать дестабилизирующее воздействие на экономику в период перегрева. Снижение ставки процента в результате роста денежной массы стимулирует увеличение совокупных расходов (прежде всего инвестиционных) и ведет к еще большему росту деловой активности, увеличивая инфляционный разрыв и ускоряя инфляцию.

Информация о работе Структура государственного долга России