Структура государственного долга России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Дефицит государственного бюджета не является однозначно негативным явлением. Его характер и роль должны оцениваться с учетом причин возникновения, направлений и целей использования мобилизуемых дополнительных финансовых ресурсов, источников и методов финансирования.

В связи с этим в работе необходимо решить следующие задачи:

- изучить сущность дефицита бюджета;

- проанализировать источники финансирования дефицита федерального бюджета;

- проанализировать структуру государственного долга федерального бюджета РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1.Экономическая сущность дефицита бюджета…………………………...4

1.1 Понятие дефицита, причины его возникновения……………………...4

1.2 Способы финансирования дефицита бюджета………………………...8

2. Источники финансирования дефицита федерального бюджета……...13

2.1 Классификация источников финансирования дефицита федерального бюджета…………………………………………………………………………..13

2.2 Порядок ведения лицевых счетов главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета…………………………………………………………………………………..16

3. Структура государственного долга России…………………………....22

Заключение………………………………………………………………....28

Список использованной литературы…………………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

    Финансирование  дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

    К достоинствам этого способа финансирования относятся:

    1. Он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, т.е. это неинфляционный способ финансирования

    2. Это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажа) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием) и достаточно доходны (по ним платится процент).

    Недостатки  по данному способу финансирования можно выделить следующие:

    1. По долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется «обслуживанием государственного долга». Чем больше государственный долг (т.е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит.

    2. Парадоксально, но этот способ в долгосрочном периоде не является неинфляционным. Два американских экономиста Томас Саржент (лауреат Нобелевской премии) и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета в долгосрочном периоде может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название «теоремы Саржента-Уоллеса». Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа (выпуска государственных облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду (рефинансирует долг), т.е. расплачивается с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу.

Если  государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент в будущем, когда дефицит будет столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных облигаций и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом будет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции и даже обусловить высокую инфляцию.

    Как показали Сарджент и Уоллес, чтобы  избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым.

    3. Существенным недостатком долгового способа финансирования является «эффект вытеснения» частных инвестиций. Мы уже рассмотрели его механизм при анализе недостатков фискальной политики с точки зрения воздействия на экономику увеличения расходов бюджета (государственных закупок и трансфертов) и сокращения доходов бюджета (налогов), что порождает дефицит бюджета. Теперь рассмотрим экономический смысл «эффекта вытеснения» с точки зрения финансирования этого дефицита. Этот эффект заключается в том, что увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг (что обеспечивает финансирование дефицита государственного бюджета, т.е. идет на непроизводственные цели), а не на покупку ценных бумаг частных фирм (что обеспечивает расширение производства и экономический рост). Это сокращает финансовые ресурсы частных фирм и, следовательно, инвестиции. В результате объем производства сокращается. Экономический механизм «эффекта вытеснения» следующий: увеличение количества государственных облигаций ведет к росту предложения облигаций на рынке ценных бумаг. Рост предложения облигаций приводит к снижению их рыночной цены, а цена облигации находится в обратной зависимости со ставкой процента, следовательно, ставка процента растет. Рост ставки процента обусловливает сокращение частных инвестиций и сокращение объема выпуска.

    4. Долговой способ финансирования  дефицита государственного бюджета может привести к дефициту платежного баланса. Не случайно в середине 80-х годов в США появился термин «дефициты-близнецы» («twin-deficits»). Эти два вида дефицитов могут быть взаимообусловлены.

    Финансирование  дефицита государственного бюджета  с помощью внешнего долга обеспечивается за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.), т.е. это также вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования.

    К достоинствам подобного метода относятся возможность получения крупных сумм и неинфляционный характер.

    Недостатки  данного метода можно выделить следующие:

    1. Необходимость возвращения долга и обслуживания долга (т.е. выплаты как самой суммы долга, так и процентов по долгу).

    2. Невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга.

    3. Необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике.

    4. При дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны

    Итак, все три способа финансирования дефицита государственного бюджета  имеют свои достоинства и недостатки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Источники финансирования дефицита  федерального бюджета

    2.1 Классификация источников финансирования дефицита федерального бюджета 

    Выделяют  внутренние и внешние источники  финансирования дефицита федерального бюджета.

    В соответствии со ст. 94 п.1 БК РФ в состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

    1) разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;

    2) разница между полученными и  погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

    3) разница между полученными и  погашенными Российской Федерацией  в валюте Российской Федерации  кредитами кредитных организаций;

    4) разница между полученными и  погашенными Российской Федерацией  в валюте Российской Федерации  кредитами международных финансовых  организаций;

    5) изменение остатков средств на  счетах по учету средств федерального  бюджета в течение соответствующего финансового года;

    6) иные источники внутреннего финансирования  дефицита федерального бюджета.

    В состав иных источников внутреннего  финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

    - поступления от продажи акций  и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации;

    - поступления от реализации государственных  запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение;

    - курсовая разница по средствам  федерального бюджета;

    - объем средств, направляемых на  исполнение государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

    - разница между средствами, полученными  от возврата предоставленных  из федерального бюджета юридическим  лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;

    - разница между средствами, полученными  от возврата предоставленных  из федерального бюджета другим  бюджетам бюджетной системы Российской  Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;

    - разница между суммой средств,  полученных от возврата бюджетных  кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

    - разница между суммой средств,  полученных от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов (ссуд), и суммой предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов;

    - прочие источники внутреннего  финансирования дефицита федерального бюджета.

    В соответствии со ст. 94 п.2 БК РФ в состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

    1) разница между средствами, поступившими  от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

    2) разница между полученными и  погашенными Российской Федерацией  в иностранной валюте кредитами  иностранных государств, включая  целевые иностранные кредиты  (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;

    3) разница между полученными и  погашенными Российской Федерацией  в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.

    В состав иных источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

    - объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

    - разница между средствами, поступившими  в федеральный бюджет в погашение  основного долга иностранных  государств и (или) иностранных  юридических лиц перед Российской  Федерацией, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;

    - прочие источники внешнего финансирования  дефицита федерального бюджета.

    2.2. Порядок ведения лицевых счетов  главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета 

    Документы, необходимые для открытия лицевых счетов представляются по месту нахождения главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Информация о работе Структура государственного долга России