Статус исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления – местной администрации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования выступает комплексный анализ особенностей правовой природы и статуса местной администрации, правового регулирования компетенции местной администрации.
Задачи исследования:
1) Охарактеризовать местную администрацию;
2) Рассмотреть деятельность Администрации города Костромы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ…………7
1.1 Администрация муниципального образования в системе органов местного самоуправления……………………………………………………….7
1.2 Организационная структура местной администрации……………….11
1.3 Глава местной администрации………………………………………...18
2.АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ.................................................25
2.1 Деятельность Администрации города Костромы в 2010 году……...25
2.2 Муниципальные целевые программы………………………………...30
2.3 Регламент Администрации города Костромы………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………...43

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 60.25 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

 

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ…………7

1.1 Администрация муниципального образования в системе органов местного самоуправления……………………………………………………….7

1.2   Организационная  структура местной администрации……………….11

1.3    Глава местной  администрации………………………………………...18

 

2.АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА  КОСТРОМЫ.................................................25

2.1   Деятельность Администрации  города Костромы в 2010 году……...25

2.2   Муниципальные целевые  программы………………………………...30

2.3   Регламент Администрации  города Костромы………………………..36

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..40

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………...43

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Неотъемлемым элементом демократического государства  и становления гражданского общества является местное самоуправление. 6 октября 2003 г. был принят Федеральный  закон № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ» (далее Федеральный закон  № 131-ФЗ), который явился новой вехой  в законодательном регулировании  местного самоуправления, внес существенные коррективы в формирование системы  местного самоуправления в Российской Федерации. Новый Закон более  детально устанавливает основы муниципальных  отношений, и регулирует их именно на федеральном уровне, перераспределив  полномочия в сфере определения  общих принципов организации  системы органов государственной  власти и местного самоуправления, предусмотренные ст. 72 Конституции  России, в пользу Федерации; более  детально определяет систему местных  органов власти; устанавливает особый порядок формирования представительных органов в таких муниципальных  образованиях, как муниципальные  районы; указывает условия отрешения  от должности высшего должностного лица муниципального образования.

Новеллой в нормативном закреплении  в системе органов местного самоуправления местной администрации является в первую очередь факт самой обязательности такого органа, причем независимо от численного состава избирателей или иных условий. Целью создания местной  администрации является, наряду с  решением вопросов местного значения осуществление отдельных государственных  полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации1. Руководство администрацией отнесено на принципе единоначалия к компетенции главы местной администрации, которым может быть глава муниципального образования, либо лицо, назначаемое по контракту по результатам конкурса.

Отдельного внимания заслуживает  не столько возможность замещения  должности на условиях конкурса, сколько  сам порядок его проведения, в  частности состав конкурсной комиссии. Число членов такой комиссии устанавливается  представительным органом муниципального образования. Система отношений  органов местного самоуправления с  органами государственной власти по выполнению государственных полномочий строится на основе прямой подчиненности. Вместе с тем реформированы не только отношения органов государственной  власти и местного самоуправления по вертикали. Обновлению подверглась  система взаимоотношений местных  органов между собой. В формировании исполнительных органов местного самоуправления существенная роль отводится представительным органам. В Федеральном законе 2003 г. в целях разграничения функций  и обеспечения баланса полномочий с использованием элементов системы  сдержек и противовесов был последовательно  закреплен принцип разграничения  полномочий между исполнительными  и представительными органами власти местного самоуправления.

На практике и в правовых актах  применяются различные понятия  в отношении категории «правовой  статус местной администрации», «правовое  положение местной администрации», «полномочия органов местного самоуправления», «вопросы местного значения» и др., что порождает разные толкования данных понятий при рассмотрении вопроса о регулировании и  функционировании механизма муниципальной  власти.

В связи с этим представляется актуальным рассмотрение правовой природы и  статуса местной администрации, ее места в структуре органов  местного самоуправления, анализ правового  регулирования полномочий местной  администрации.

Основу исследования составляет законодательство России, а также общетеоретические  и специальные труды российских отечественных ученых в области  теории права, конституционного, муниципального права: С.С. Алексеева, В.А. Баранчикова, А.В. Батанова, А.Д. Бахраха, Т.М. Бялкиной, В.И. Васильева, Л.Д. Воеводина, И.В. Выдрина, Е.М. Ковешникова, О.Е. Кутафина, А.В. Мадьяровой, Д.Б. Миннигуловой, О.В. Новиченко, Л.Б. Соболевой, В.И. Фадеева, С.Е. Чанова, С.И.Чащиной, Е.С. Шугриной, и других; материалы научно-практических конференций и семинаров, посвященных  современным проблемам органов  местного самоуправления, в том числе  местной администрации.

Объектом настоящего исследования выступает правовое регулирование  статуса местной администрации, правовая природа и место местной  администрации в системе органов  местного самоуправления.

Предметом исследования является исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления –  местная администрация.

Целью данного исследования выступает  комплексный анализ особенностей правовой природы и статуса местной  администрации, правового регулирования  компетенции местной администрации.

Задачи исследования:

1) Охарактеризовать местную администрацию;

2) Рассмотреть деятельность Администрации города Костромы;

3) Сделать соответствующие выводы.

Вступление в силу Федерального закона от 6 июня 2003 г. «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ поставил перед правовой наукой новые задачи. С 1 января 2006 г. и до 1 января 2009 г. установлен так называемый переходный период - в большинстве субъектов Российской Федерации начала действовать новая система местного самоуправления. Учитывая сложность правового регулирования и правового статуса органов местного самоуправления, местной администрации можно отметить, что в правовой литературе данная тема раскрыта недостаточно полно и представлена в основном статьями специалистов и практиков в периодической печати. Данная работа представляет собой попытку провести комплексное исследование теоретических и практических проблем, связанных с теоретико-правовыми основами определения статуса местной администрации, роли местной администрации в системе местного самоуправления и правового регулирования компетенции местной администрации.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

 

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

1.1 Администрация муниципального образования в системе органов местного самоуправления

Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. предусматривает обязательность наличия в структуре органов  местного самоуправления местной администрации - исполнительно-распорядительного  органа местного самоуправления. Следует  отметить, что в данном случае авторы Закона исходили из существующих реалий, так как, хотя закон о местном  самоуправлении 1995 г. не предусматривал обязательного наличия исполнительных органов, на практике они создавались  в большинстве муниципальных  образований. При этом исполнительные органы в различных муниципальных  образованиях носили различные наименования: мэрия, управа, префектура и тому подобные. Однако чаще всего они именовались  администрациями. Это название перешло  и в федеральный закон о  местном самоуправлении 2003 г.

Местная администрация в  соответствии со ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления» - это исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, который наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению  вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных  государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации2.

Отдельная проблема муниципального права - это соотношение ФЗ-131 и  ФЗ-154. Ведь схема, разработанная для  продления переходного периода (с 1 января 2006 г. по 1 января 2009 г.), совсем не идеальна. Субъектам Федерации предложили принять свои законы, основанные на нормах ФЗ-131, но ФЗ-154 при этом-то отменен не был. Наконец, в контексте соотношения нормативных актов нельзя не коснуться проблемы соотношения ФЗ-131 и положений Конституции Российской Федерации. Возьмем, к примеру, ст. 12 Конституции - норму о невхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти. Они (эти проблемы) напрямую касаются приведенной нормы Конституции Российской Федерации. Можно указать и на другие случаи - например, вопрос об участии представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации в конкурсе по назначению (отбору кандидатур) глав местных администраций. Существуют проблемы, связанные со ст. 72 Конституции Российской Федерации - с пунктом "н" части 1. Он говорит, что только общие принципы организации местного самоуправления должна устанавливать Федерация. Но, как уже отмечалось, ни один федеральный закон, посвященный местному самоуправлению, не содержит исключительно общих принципов, всегда выходит за их рамки.

Статья 131 Конституции Российской Федерации гласит: структура органов  местного самоуправления определяется населением самостоятельно. А что  говорит ФЗ-131? Наличие представительного  органа местного самоуправления обязательно, наличие местной администрации  обязательно, наличие главы муниципального образования обязательно. И что  остается муниципальным образованиям, какие иные органы могут включаться в структуру органов местного самоуправления? Практика показывает, что это общественные палаты, консультативные, общественные советы, наблюдательные органы. То есть, в сущности, вовсе  это и не органы местного самоуправления, а консультативные структуры  при органах местного самоуправления (или главах муниципальных образований). В итоге регулирование, предложенное ФЗ-131, приводит к тому, что право  на самостоятельное определение  структуры реализовать местному самоуправлению невозможно. Более того, Конституция говорит, что это  право принадлежит населению. А на практике кто его реализует? Практически повсеместно представительные органы местного самоуправления3.

Местной администрацией руководит  глава местной администрации  на принципах единоначалия. Местная администрация обладает правами юридического лица.

Структура местной администрации  утверждается представительным органом  муниципального образования по представлению  главы местной администрации. В  структуру местной администрации  могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной  администрации.

Под структурой местной администрации  понимается ее внутреннее подразделение  на отраслевые, функциональные или  территориальные органы, которые  могут носить различные наименования - отделы, комиссии, комитеты, управления и т.п. Также в структуре администрации  обязательно отражаются порядок  назначения и полномочия руководителей  таких подразделений. Понятно, что  развитая структура администрации  имеется в крупных муниципальных  образованиях, где существует необходимая  финансовая база для решения вопросов местного значения. Отраслевые подразделения  осуществляют руководство отдельными отраслями муниципального хозяйства, например здравоохранением, образованием и т.д. Под функциональными подразделениями  подразумевают подразделения, отвечающие за определенные направления муниципальной  деятельности, например за управление финансовыми средствами, муниципальной  собственностью, решение экологических  проблем. В то же время деление  подразделений на отраслевые и функциональные достаточно условно, в отдельных  сферах управления также осуществляются такие функции, как планирование, учет ресурсов и т.п. Территориальные  органы создаются для более эффективного решения вопросов местного значения в городах, имеющих районное деление, или в поселениях, входящих в состав муниципального образования, и могут в свою очередь иметь отраслевые и функциональные отделы.

Наименование структурных  подразделений местной администрации  может быть различным (отдел, управление, департамент, комитет, комиссия и т.д.). Все они по общему правилу функционируют  на основе принципа единоначалия. Исключением  являются комиссии, в состав которых  могут входить помимо работников местной администрации руководители муниципальных предприятий и  учреждений, представители общественности и которые обычно принимают решения  на коллегиальной основе.

Структурные подразделения  местной администрации могут  наделяться правами юридических  лиц.

Руководители структурных  подразделений администрации издают по вопросам своей компетенции приказы, обязательные для исполнения всеми  сотрудниками структурного подразделения4.

Информация о работе Статус исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления – местной администрации