Статус депутатов местных Советов и формы их работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Данная проблема статуса депутата, которую я рассматриваю в курсовой работе, является важной темой в процессе формирования муниципальных органов на местах. Взаимодействие депутатов с население и решение вопросов является главной целью создания Советов депутатов. Эффективное взаимодействие электората и депутата помогает всё более улучшать процесс демократизации всего общества.

Содержание

Введение
Понятие статуса депутата
Императивный и свободный мандат
Формы работы депутата в Совете и избирательном округе
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

а.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

   Наконец, избирательный округ—та территориальная единица, где выявляется мнение населения о работе Совета и депутата. Поэтому важной частью деятельности депутата является информирование населения о мероприятиях, проводимых органом власти, его президиумом, исполкомом, постоянными комиссиями. Здесь же проводятся отчеты депутатов.

   Задачи  у депутатов в округе довольно ответственные, они подкрепляются  широким  кругом прав и обязанностей депутата в округе.

   Депутат имеет право участвовать, если сочтет необходимым, в рассмотрении в органах государственного управления и органах соответствующих общественных организаций любых вопросов, затрагивающих интересы граждан в округах. Эти органы обязаны заблаговременно извещать депутатов о рассмотрении таких вопросов.

   Одна  из важнейших функций депутата —  проводить проверки по собственной инициативе. Закон исходит из активной позиции депутата, в том числе и в округе, необходимости его борьбы с любыми нарушениями законности.

   Активная  роль депутата нашла отражение еще в одном новом положении закона. Он получил право проводить собрания, конференции избирателей округа, встречи с трудовыми коллективами и органами общественных организаций. Конечно, здесь тоже подразумевается его инициатива. Депутат может организовать мероприятие сам.

   У депутата есть право участвовать в заседаниях нижестоящих Советов и их органов с совещательным голосом, в заседаниях органов общественного самоуправления, е собраниях советского и хозяйственного актива, трудовых коллективов, граждан по месту жительства. Ему обеспечивается возможность выступлений, внесения предложений и замечаний по любому обсуждаемому вопросу наравне с депутатами указанных Советов.

   Депутат «вправе участвовать в работе других местных Советов народных депутатов и их органов, в компетенцию которых входит принятие решений, затрагивающих интересы населения, проживающего на территории того Совета, в который избран депутат». Более того, народный депутат  имеет право обратиться с «вопросами и обращениями», а депутат местного Совета — с «запросами» на сессиях указанных Советов соответственно к президиуму Совета, председателю Совета, руководителям органа соответствующего Совета, а также к другим государственным органам, руководителям и должностным лицам предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Совета, по вопросам, отнесенным к ведению этого Совета. Депутат вносит свои предложения, обращения, заявления и иные документы как непосредственно, так и через уполномоченных им лиц—других народных депутатов (а также помощников народного депутата).

   Важным  является и положение закона о  том, что депутат имеет преимущественное право выступать по вопросам своей депутатской деятельности по местному радио и телевидению, в местной печати. Редактирование материалов, представленных депутатами для опубликования, без согласования с ними не допускается. Опубликование или передача материала, уточняют, например, российские законы о статусе, производится в срок, согласованный с народным депутатом, но не позднее семи дней после обращения.

   Закон возлагает на депутатов ряд существенных обязанностей, которые они выполняют  в округах. Депутат должен регулярно информировать население о работе Советов, выполнении их решений, планов и программ экономического и социального развития, наказов избирателей, а также своих предвыборных программ. Депутат обязан участвовать в организации и контроле исполнения законов, решений Совета и его органов. Он изучает общественное мнение, нужды и запросы населения, сообщает о них Совету и его органам, вносит предложения и принимает иные меры для их удовлетворения. Депутат обязан принимать избирателей, рассматривать их предложения, заявления и жалобы. Он также должен способствовать развертыванию различных форм самоуправления, социальной активности граждан, вовлечению их в управление государственными и общественными делами.

   Для работы депутата в округе, фактически важнейшей ролью  его успешной деятельности является информированность  депутата  о своём округе. Целостная  информация об избирательном округе (его своеобразный «паспорт») должна включать:

   — социальный состав населения округа (рабочие, колхозники, служащие, мужчины, женщины, возраст и т. д.);

   — основные виды занятости (включая промыслы, кооперативную и индивидуальную трудовую деятельность); места работы (включая данные о том, сколько ездит на работу в другие населенные пункты, из сельской местности—в города и т. п.);

   — длительность проживания в округе, перспективы увеличения или сокращения численности населения (миграция, организованный набор, переселение в связи со сломом домов и улучшением жилищных условий) ;

   — места проживания, состояние жилищного  фонда (государственные дома, кооперативный, индивидуальный сектор, общежития, удобства, их отсутствие), количество очередников;

   — обеспеченность коммунальными, бытовыми, торговыми и иными услугами (водопровод, газ, теплоснабжение, мастерские и пункты приема бытового обслуживания, магазины и др.);

   — наличие в округе культурных учреждений (кинотеатры, дома, дворцы культуры, летние площадки. дискотеки, видеотеки и др.), а также спортивных сооружений; 

 

                                          Заключение

     Заканчивая эту работу, надо отметить: в практике  Советов имеются не решенные вопросы. И пока мы не вправе считать, что Закон о статусе депутатов, все его положения и требования здесь неукоснительно выполняются. Процесс формирования практики депутатов на основе этого Закона отнюдь не закончен. Конституция, как и Закон о статусе, устанавливая правовые основы деятельности народных избранников, обязательные требования к этой деятельности, в то же время открывает новые широкие возможности для улучшения всей организационно-массовой работы депутатов. Процесс совершенствования этой деятельности развивается вместе с общественно-политической практикой нашего народа и его представителей в органах государственной власти. При этом существует настоятельная необходимость направлять и организовывать процесс «кристаллизации» новых форм организационно-массовой работы, их внедрения и распространения.

   Таким образом, следует прийти к выводу, что осуществление Закона о статусе депутатов — сложное дело. Оно требует к себе постоянного внимания и заботы со стороны государственных органов и общественных организаций. Только систематические, целенаправленные усилия приносят здесь, как впрочем, и в любой другой области, позитивные результаты.

   Очевидно, к решению вопросов, связанных  с последовательным претворением в жизнь Закона, нужно подходить с разных сторон. Трудно рассчитывать на успех, если решать их в каком-либо одном аспекте, искать однозначную причину затруднений в осуществлении требований этого нормативного акта. Последовательное, глубокое и полное претворение в жизнь всех его норм требует комплекса мер. Это особенно относится к тем статьям Закона, которые устанавливают новые полномочия, новые права депутатов и соответствующие им обязанности должностных лиц и государственных органов. Именно такой подход в наибольшей степени помогает последовательному применению их на практике и тем самым еще выше поднимает уровень работы депутатов. Этого требуют условия развития нашего общества, интересы совершенствования демократии, укрепления принципов народовластия. Этого требует Конституция Республики Беларусь. 
 

 

Список  литературы:

  1. Закон «О статусе депутата местного  Совета депутатов Республики Беларусь»
  2. Авакьян С.А. Депутата: статус и деятельность: - М.:1991.
  3. Безуглов А.А., Лейзеров А.Т.  Право депутатского запроса. – М.:1977.
  4. Карабут В.М Депутатские группы. – М.: 1976
  5. Муниципальное право. Учебник/Под ред.  А.И. Ковалёва. – М.: Новый юрист, 1997.
  6. Местное самоуправление. Основы системного подхода. – СПб, 1997.
  7. Четвериков В.С. Муниципальное право. Учебное  пособие. – М.: Инфра-М, 2001.
  8. Берг О. Субъекты муниципального и гражданского права. //Законность – 2001, №2, стр.38-41.
  9. Конституционное (государственное) право: Справочник. – М.: 1995.
  10. Кутафин О.Е., Шеремет К.Ф. Компитенция местного Совета: - М.: 1982.
  11. Безуглов А.А. Депутат в Совете  и избирательном округе.- М.: Юридич. Литература. – 1978.
  12. Васильев В.И. Закон о статусе депутата в действии.- М.: Норма. 2000
  13. Шугрина Е.С. Муниципальное право. М.: 1999/2000.
  14. Барабашев Г.В. Местное самоуправление.- М.: МГУ, 1996.
  15. Фадеев В.И. Муниципальное право России.- М.: 1994.
  16. Ковежников Е.М. Муниципальное право. Краткий учебный курс.- М.: Норма. – 2000.

Информация о работе Статус депутатов местных Советов и формы их работы