Статус депутатов местных Советов и формы их работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Данная проблема статуса депутата, которую я рассматриваю в курсовой работе, является важной темой в процессе формирования муниципальных органов на местах. Взаимодействие депутатов с население и решение вопросов является главной целью создания Советов депутатов. Эффективное взаимодействие электората и депутата помогает всё более улучшать процесс демократизации всего общества.

Содержание

Введение
Понятие статуса депутата
Императивный и свободный мандат
Формы работы депутата в Совете и избирательном округе
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

а.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

   • Депутат, глава муниципального образования, выборные должностные лица местного самоуправления имеют право на отсрочку от призыва на военную службу и  военные сборы на срок их полномочий в соответствии с Законом Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе".

   • Освобождение депутата от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту основной работы на время осуществления депутатской деятельности производится на основании официального уведомления о вызове в представительный орган местного самоуправления. При этом требование каких-либо других документов не допускается. Официальное уведомление депутата о вызове в представительный орган местного самоуправления служит основанием для выплаты ему средней заработной платы (денежного содержания) за весь период освобождения от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту основной работы.

   • Депутату, работающему на постоянной основе, для осуществления депутатской деятельности предоставляется в здании органа местного самоуправления служебное помещение, оборудованное мебелью, средствами связи и необходимой оргтехникой.

   • Срок полномочий депутата представительного  органа местного самоуправления, работающего  в данном органе на постоянной оплачиваемой основе, время работы на должности главы муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности, а также в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством о государственной и муниципальной службе. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу или службу в течение одного года после прекращения полномочий, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Депутату, выполнявшему депутатские обязанности на постоянной оплачиваемой основе, а также главе муниципального образования и выборному должностному лицу по окончании их полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с его согласия на другом предприятии, в учреждении, организации. Депутат представительного органа местного самоуправления, не работающий на постоянной основе, не может быть освобожден от должности или переведен на нижеоплачиваемую должность на постоянном месте работы без согласия представительного органа местного самоуправления.

  • Размер денежного вознаграждения депутата, работающего в представительном органе местного самоуправления на постоянной оплачиваемой основе, главы муниципального образования, выборных должностных лиц местного самоуправления определяется представительным органом местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством. Дополнительные расходы, связанные с депутатской деятельностью, возмещаются за счет местного бюджета представительным органом местного самоуправления по представлении соответствующих документов. Уставом муниципального образования может быть предусмотрена возможность возмещения иных расходов, связанных с деятельностью депутатов, главы муниципального образования, выборных должностных лиц местного самоуправления.

  • По решению представительного органа местного самоуправления жизнь и здоровье депутата, главы муниципального образования, выборных должностных лиц местного самоуправления могут подлежать страхованию за счет местного бюджета. Органы страхования выплачивают страховые суммы в случае: гибели (смерти) депутата, главы муниципального образования, выборных должностных лиц местного самоуправления, если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или причинения иного повреждения их здоровью в период осуществления ими их полномочий; причинения депутату, главе муниципального образования, выборному должностному лицу местного самоуправления в период осуществления ими их полномочий увечья или иного повреждения здоровья, как не повлекших стойкой утраты трудоспособности, так и повлекших стойкую утрату трудоспособности. 

    • Депутату представительного органа местного самоуправления, работающему на постоянной основе, главе муниципального образования, выборным должностным лицам предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 24 рабочих дня и дополнительный отпуск в соответствии с положением, разработанным и принятым представительным органом местного самоуправления.

   • Депутат, глава муниципального образования, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования пользуются правом бесплатного проезда водным, железнодорожным и автомобильным транспортом и на всех видах городского пассажирского транспорта, за исключением такси, а также правом внеочередного приобретения проездных документов. Порядок бесплатного проезда, связанных с ним расчетов с транспортными организациями, а также условия использования депутатом, главой муниципального образования, выборным должностным лицом личного автотранспорта в связи с осуществлением ими своей деятельности определяются представительным органом местного самоуправления.

   • В случае досрочного прекращения  деятельности представительного органа местного самоуправления на депутата распространяются гарантии и компенсации, предусмотренные действующим трудовым и пенсионным законодательством Российской Федерации при ликвидации предприятий.

   • Глава муниципального образования, выборные должностные лица местного самоуправления продолжают получать назначенную им заработную плату (с учетом индексации) до устройства на новое место работы в течение одного года после освобождения их от должности в следующих случаях: после окончания срока полномочий и при не избрании на должность на новый срок полномочий; при упразднении должности; после удовлетворения заявления о добровольной отставке, если они проработали в этой должности не менее одного года.

   Аналогичные гарантии депутатской деятельности закреплены практически во всех региональных законах о статусе депутатов представительных органов местного самоуправления. Если глава муниципального образования избран из числа депутатов представительного органа местного самоуправления, то на него автоматически распространяются все гарантии депутатской деятельности. Сложнее обстоит дело с главами муниципальных образований, избираемыми населением. Необходимо дополнительно регулировать этот вопрос, ибо на сегодняшний день он отрегулирован недостаточно.

   В Законе Рязанской области "О статусе  депутата представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования и выборных лиц местного самоуправления" по-разному регулируется вопрос о досрочном прекращении полномочий, депутатов, глав муниципальных образований и иных выборных лиц местного самоуправления.

  Полномочия  главы муниципального образования, выборных должностных лиц местного самоуправления могут быть прекращены досрочно в случаях: письменного заявления главы муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления о сложении полномочий;

   выезда  главы муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянное жительство и работу за пределы территории муниципального образования; утраты главой муниципального образования, выборным должностным лицом местного самоуправления гражданства Российской Федерации; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося главой муниципального образования, выборным должностным лицом местного самоуправления; признание гражданина, являющегося главой муниципального образования, выборным должностным лицом местного самоуправления, недееспособным решением суда, вступившим в законную силу; смерти главы муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления; избрания или назначения на должность, занятие которой несовместимо с выполнением полномочий главы муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления; реорганизации или ликвидации муниципального образования; других случаях, установленных уставом муниципального образования.        

   Полномочия  депутата представительного органа местного самоуправления прекращаются досрочно в тех же случаях; но, кроме того, еще по двум причинам: при избрании депутата в иной представительный орган местного самоуправления или представительный орган государственной власти; при отзыве депутата избирателями. Решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимается на заседании представительного органа местного самоуправления. Полномочия прекращаются с момента принятия указанного решения.

      В республике Беларусь прекращение полномочий депутата наступают : Полномочия депутата прекращаются досрочно по решению соответствующего Совета в связи:

- с избранием или назначением депутата на должность, занятие которой по закону несовместимо с выполнением депутатских полномочий;

- с личным заявлением депутата ввиду обстоятельств, препятствующих выполнению полномочий, либо по иным личным мотивам;

- с признанием результатов выборов недействительными;

- со вступившим в законную силу обвинительным приговором - суда в отношении лица, являющегося депутатом;

- с прекращением гражданства Республики Беларусь;

- с признанием его судом недееспособным;

- с несогласием его в течение трех месяцев оставить работу, не - совместимую с обязанностями депутата местного Совета;

- с отзывом депутата в установленном законом порядке как не оправдавшего доверия избирателей,

- в невыполнении предусмотренных законом депутатских обязанностей, нарушении Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, совершении действий, дискредитирующих депутата.¹

   Законом Иркутской области от 14 декабря 1996 г. № 52-03 "О временном порядке  приостановления полномочий главы  местного самоуправления" предусмотрено, что полномочия главы местного самоуправления могут быть приостановлены на период решения вопроса о наличии или отсутствии оснований для досрочного прекращения его полномочий.

       Основаниями приостановления полномочий главы местного самоуправления являются: привлечение к уголовной ответственности; систематическое неисполнение служебных обязанностей по неуважительной причине. Решение о приостановлении полномочий главы местного самоуправления принимается губернатором области по соглашению с представительным органом местного самоуправления на срок не более 6 месяцев. На период приостановления полномочий главы местного самоуправления представительный орган местного самоуправления назначает из своего состава исполняющего обязанности главы местного самоуправления. В исключительных случаях, когда данный вопрос представительным органом местного самоуправления не может быть решен самостоятельно, решение о назначении исполняющего обязанности главы местного самоуправления принимается губернатором области по согласованию с представительным органом местного самоуправления

         Сама деятельность депутата, должное исполнение им  своих обязанностей непосредственно  зависит  и от самого мандата депутата, который оказывает существенное влияние на выполнение возложенных  на депутата задач. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            
 
 
 

  1. Императивный  и свободный мандат депутата.
 

  В соответствии с законодательством  мандат депутата может быть двух видов: императивный и свободный. Сущность императивного мандата заключается в том, что депутат обязан выполнять волю избирателей; свободный же мандат предоставляет возможность депутату действовать по своему усмотрению. В современной трактовке императивного мандата выделяют три его главных элемента: наказы избирателей, отчеты депутатов перед избирателями и право избирателей на досрочный отзыв депутатов, не оправдавших их доверия¹.

   В настоящее время депутаты получают свободный мандат и в своих действиях ничем, кроме совести и Закона, не связаны. Думается, что на местном уровне целесообразно введение некоторых элементов императивного мандата, например института отзыва. В целом вводить императивный мандат представляется нецелесообразным, так как он обладает рядом недостатков; 

• императивный мандат предусматривает обязательность воли избирателей, но избиратели высказываются  далеко не по всем вопросам, в решении которых участвует их депутат;

• выражая  свою волю, давая наказ, избиратели могут не располагать сведениями о каких-то объективно существующих обстоятельствах, влияющих на формирование общественного мнения (например, о  наличии денежных или материальных ресурсов), следовательно, их наказы будут заведомо невыполнимыми;

• такой  мандат сковывает творческую деятельность депутата, препятствует быстрому разрешению вопросов, не терпящих отлогательства.

• воля одних избирателей может вступить в противоречие с волей других: в таком случае чьи интересы депутат должен представлять?

   Свободный мандат тоже далек от совершенства. В частности, он повышает требования к избирателям, которые за непродолжительный период избирательной кампании должны выявить и выбрать самого достойного кандидата в представители своих интересов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Статус депутатов местных Советов и формы их работы