Становление системы российского законодательства

Автор: Паша Пупкин, 23 Ноября 2010 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

За последние восемь лет законодательство Российской Федерации существенно обновилось. Некоторые его отрасли создаются заново. Закон постепенно занимает ведущее положение в правовом регулировании. Принятие в декабре 1993 г. Конституции России повлекло за собой качественное изменение системы российского законодательства. Оно проявилось, главным образом, в формировании новых видов источников законодательства, принципиальном обновлении содержания его норм, становлении и развитии законодательства субъектов РФ, появлении новых и преобразование существующих отраслей законодательства.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1.Тенденции развития и становления системы российского законодательства...........................................................................................................6
1.1 Законы..............................................................................................................6
1.2 Международные и внутригосударственные договоры.............................8
1.3 Подзаконные нормативные акты...............................................................8
1.4 Ненормативные правовые акты...............................................................10
1.5 Пределы действия, вступления, прекращения нормативных правовых
актов во времени, в пространстве и по кругу лиц...............................................11
2.Специализация и унификация Российского законодательства как основные тенденции его развития..............................................................................19
Заключение.......................................................................................................27
Список сокращений........................................................................................30
Глоссарий.........................................................................................................31
Список использованных источников.........................................................33
Приложение А..................................................................................................34
Приложение Б..................................................................................................35

Работа содержит 1 файл

Становление системы российского_законодательства.doc

— 179.00 Кб (Скачать)
y">             Федеративность государства не  означает его раздробленности,  субъектной самоизоляции и произвольности решения многих общегосударственных вопросов. Напротив, она предполагает разносторонние связи между республиками и другими субъектами Федерации на принципах специализации и кооперирования всего народно – хозяйственного комплекса страны. Важнейшим связующим звеном этих отношений выступает единое правовое пространство на всей территории Российской Федерации. Именно в таком ракурсе проблема унификации законодательства приобретает сегодня первостепенное значение.

              Унификация имеет двуединую направленность: с одной стороны, выработка общих предписаний по тем или иным сходным проблемам социального развития, а с другой – грамотная технико-формализованная обработка уже принятых унификационных положений, т.е. систематизация. Издание общих норм и правовых актов – лишь часть этого процесса, юридическая основа унификации. Такие нормы могут носить многоплановый характер и функционировать в виде дефиниций, деклараций, норм – принципов, общих дозволений, общих запретов и т.д.

              Унификация имеет еще один нюанс. Дело в том, что единство и унификация не однозначные понятия. Первое выступает как характерный признак и системы права, и системы законодательства, а также отражает общность принципов нормативного регулирования общественных процессов. Унификация же представляет собой совокупность способов единообразного регулирования тех или иных сторон социальных отношений. Ее главное внутреннее свойство составляет единство.

              Названные явления неразрывно  связаны между собой. Унификация способствует синхронному действию всех структурных элементов системы законодательства, укрепляет их взаимообусловленность. Монолитность же указанной системы выступает юридической основой унификации законодательства, потребность в которой находится в зависимости от интенсивности накопления нормативного материала. Специфика общественных отношений не должна ограничивать сферу действия процесса унификации законодательства, так как наличие у них общих свойств и граней, а также их системное единство, одновременно предполагают целостное урегулирование. Эффективность данного подхода усматривается в том, что унификация: во-первых, создает ряд выгод законодательного характера, например, уменьшает объем нормативного материала, исключает его дублирование, а во-вторых, облегчает применение правовых предписаний на практике и устраняет неоправданные случаи специализации 6.

             Отказ от признания унифицированной  структуры российского законодательства  привел к грубейшим нарушениям  принципа единства законности  многими субъектами Федерации, в результате чего прокатилась волна противоправных акций, связанных с вопросами национально – государственного устройства, экономического статуса отдельных регионов. Произошел разрыв единой основы российского законодательства, создалась угроза появления калужской, рязанской, тамбовской и других местнических законностей.

             Очевидная бесперспективность и  порочность подобных мероприятий  все же побудили руководство  регионов соблюдать единые правовые  основы функционирования государственного механизма, что заметно ослабило напряженность в отношениях центральных и местных структур, позволило согласованно решать многие социально – экономические программы. Юридическим итогом такого согласия стало подписание Федеративного договора. Его принятие позволило снять многие противоречия в действующем законодательстве, создать единую платформу для согласованного функционирования как республиканских, так и федеральных структур.

             Новеллой в соотношении общефедерального  и республиканского законодательства является институт совместного ведения между органами власти Российской Федерации и органами власти субъектов РФ. В области юриспруденции к их совместному ведению относится административное, административно – процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, водное, лесное законодательство и т.д. По этим вопросам федеральные органы издают Основы законодательства, в соответствии с которыми органы власти республик осуществляют собственное правовое регулирование, включая конкретизирующие кодексы, положения, уставы и иные правовые акты.

             Основы законодательства призваны  выполнять двуединую роль: быть  базой республиканского правотворчества  и одновременно актами прямого  действия, а также затрагивать  общие вопросы, принципы правового  регулирования и координации правотворческой деятельности всех субъектов Федерации. Основы должны содержать конкретные решения, которые республики смогут корректировать в рамках Федеративного договора и Конституции РФ. Любая республика в составе России, равно как и другие субъекты Федерации, должна признать для себя Основы законодательства актами прямого действия. Это исключит разнобой в правотворчестве, который может возникнуть в случае издания местными органами актов, выходящих за рамки их полномочий 7.

              Подобной комплексности правового регулирования общественных отношений за счет Основ законодательства на сегодня нет. Их формирование и принятие в отдельных отраслях протекает вяло и непланомерно.

              Остается трудноразрешимой и  проблема унификации нормативно – правового материала различных министерств и ведомств как «одной из самых многочисленных и наименее организованных  частей иерархической структуры законодательства»8. В отдельных отраслях его объем настолько велик, что практическая ориентация в нем весьма затруднительна, а единое понимание сведено на нет. Возникает настоятельная потребность не столько в техническом упорядочении данного материала, сколько в его переработке по существу и принятии общих, универсальных положений либо российского, либо республиканского значения.

              Ведомственная унификация должна  носить комплексный характер  и учитывать всю систему как  отраслевых, так и межотраслевых  актов, отражать их органическое  единство в общем механизме  управления. При этом необходимо  соблюдать все требования, предъявляемые к нормативным актам при их подготовке, применении и исполнении. Подобного законодательного оформления, например, ждут гражданско – правовые отношения в сфере капитального строительства. Пестрота их ведомственной регламентации создает определенные трудности как организационного, так и правового характера. Назрела необходимость унифицировать действующий правовой материал и на его основе издать закон РФ о капитальном строительстве.

             Процессы и специализации, и  унификации охватывают все структурные звенья системы законодательства, имеют непрерывный характер. Их «приливы» и «отливы» в различных частях законодательного массива во многом предопределены наличием предварительных условий унификации и техникой ее осуществления. К таким условиям, на наш взгляд, следует отнести: высокий уровень специализации законодательства; их противоречивость; способность к унификации законодательного материала той или иной отрасли.

             С учетом функционального разнообразия  законодательства унификация может быть всеобщей, республиканской, локальной, ведомственной и проявляться в таких ее формах, как универсализация, интеграция, систематизация. Вместе с тем процесс унификации небеспределен и должен иметь свои границы, ибо при определенных обстоятельствах может возникнуть объективная потребность в дифференцированном урегулировании общественных отношений, и тогда унификация станет не только не эффективной, но даже нежелательной. А это, в свою очередь, вызовет обратную тенденцию – специализацию законодательства. Поэтому при разработке унифицированных нормативных актов нельзя ставить чрезмерно общие задачи, непомерно расширять сферу их действия и тем самым превращать в сложный документ, малопригодный для практического применения 9.

             Следовательно, унификация российского законодательства представляет собой детерминированный практикой общественного развития двуединый процесс в регулировании сходных либо родственных явлений и создание разноуровневых нормативных актов или предписаний, оказывающих существенное влияние на состояние и совершенствование всей системы законодательства. Процессы унификации и специализации законодательства позволяют удерживать разумный баланс в отношениях между федеральным и региональным правотворчеством и одновременно наиболее полно и реально отражать весь ход современных преобразований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение 

       Таким образом, рассмотрев основные  тенденции системы российского  законодательства, можно обдумать  следующие выводы об этом.

        В ближайшее время должна произойти переоценка характера влияния ряда факторов на развитие законодательства. В политической сфере стабилизация власти должна уменьшить воздействие отрицательных последствий нарушений принципов единства государственной власти, разделения властей, сепаратизма и способствовать взаимодействию всех ветвей власти, углублению федеральных начал Российского государства и его целостности. Нельзя при этом исходить из "прямолинейности" процессов, отражаемых будущими законами. Нужно строго учитывать процессы, явления, обстоятельства – «форс-мажорные», нормальные, временные, «отклоняющиеся». Необходимо последовательно принимать законы для поэтапного решения экономических задач. В социальной сфере следует формировать стабильные законодательные основы отдельных отраслей (науки, образования и др.), создавать надежное социальное обслуживание граждан
         
В перспективе развитие российского законодательства должно еще строже подчиняться таким факторам как:

        - удовлетворение основных общественных  потребностей с помощью законов, подготовленных на основе научного анализа и прогнозов; 
        - законодательное обеспечение государственных реформ и программ по важнейшим направлениям экономического и социально - культурного развития России; 
        - совершенствование структуры законодательства с учетом обеспечения развития системы и отраслей права и основных правовых институтов; 
        - децентрализация правового регулирования на основе федеративных начал и самоуправления; 
        - укрепление системных связей между законами и подзаконными актами, между законами и договорами (соглашениями); 
        - обеспечение устойчивой правопреемственности в стране, когда действие основных правовых актов и норм не прерывается из-за политических и иных изменений, а служит фундаментом устойчивого государственного и социально – экономического развития.

         Большое значение имеет овладение  навыками подготовки законопроектов: соблюдение требований законодательной  техники, регламентов, сбор информации, составление законодательных программ. Умение использовать средства законодательной техники означает способность правильно определить предмет законодательного регулирования, построить концепцию будущего закона, выбрать форму законодательного акта, определить "набор норм" и их структуру. 
         
Учитывая возрастающее влияние норм международного права на развитие российского законодательства, целесообразно перейти к более планомерной их трансформации. Возможно, будет полезным:

            а) в программах подготовки  законопроектов выделить раздел о приведении законодательства в соответствие с международными актами (речь идет об актах СНГ, Совета Европы, о корректировке актов в связи с предстоящим вступлением России в ВТО и т.п.);

           б) при подготовке проектов  законов ввести такой критерий, как оценка их соответствия международным нормам;

           в) упорядочить процедуры реализации  международно - правовых актов, начиная  с публикации и кончая контролем  за их действием.

           Итак, сделав выше все выводы  о тенденциях российского законодательства, само законодательство можно охарактеризовать следующим образом: 
           1) оно представляет собой целостную законодательную систему со своими задачами, принципами, взаимосвязанными составными элементами и является основной частью правовой системы Российской Федерации (это понятие содержится в п. 4 ст. 15 Конституции РФ); 
         2) установлены официальная классификация законов и их соотношение между собой, процедуры предотвращения и преодоления юридических коллизий; 
         3) определены субъекты законодательной компетенции на уровне Федерации и ее субъектов; 

         4) регламентирован законодательный  процесс;        

         5) проводится структуризация законодательного  массива и его членение на  отрасли, подотрасли, институты, нормативные массивы;

         6) российское законодательство является  действующим.

         И самое главное правило в  системе российского законодательства -  законодательство должно быть  доступным, действующим и развивающимся,  открытым для понимания и использования всеми гражданами и юридическими лицами, что требует научного обеспечения и планомерности развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Становление системы российского законодательства