Автор: Паша Пупкин, 23 Ноября 2010 в 15:37, курсовая работа
За последние восемь лет законодательство Российской Федерации существенно обновилось. Некоторые его отрасли создаются заново. Закон постепенно занимает ведущее положение в правовом регулировании. Принятие в декабре 1993 г. Конституции России повлекло за собой качественное изменение системы российского законодательства. Оно проявилось, главным образом, в формировании новых видов источников законодательства, принципиальном обновлении содержания его норм, становлении и развитии законодательства субъектов РФ, появлении новых и преобразование существующих отраслей законодательства.
Введение...................................................................................................................3
1.Тенденции развития и становления системы российского законодательства...........................................................................................................6
1.1 Законы..............................................................................................................6
1.2 Международные и внутригосударственные договоры.............................8
1.3 Подзаконные нормативные акты...............................................................8
1.4 Ненормативные правовые акты...............................................................10
1.5 Пределы действия, вступления, прекращения нормативных правовых
актов во времени, в пространстве и по кругу лиц...............................................11
2.Специализация и унификация Российского законодательства как основные тенденции его развития..............................................................................19
Заключение.......................................................................................................27
Список сокращений........................................................................................30
Глоссарий.........................................................................................................31
Список использованных источников.........................................................33
Приложение А..................................................................................................34
Приложение Б..................................................................................................35
Унификация имеет двуединую направленность: с одной стороны, выработка общих предписаний по тем или иным сходным проблемам социального развития, а с другой – грамотная технико-формализованная обработка уже принятых унификационных положений, т.е. систематизация. Издание общих норм и правовых актов – лишь часть этого процесса, юридическая основа унификации. Такие нормы могут носить многоплановый характер и функционировать в виде дефиниций, деклараций, норм – принципов, общих дозволений, общих запретов и т.д.
Унификация имеет еще один нюанс. Дело в том, что единство и унификация не однозначные понятия. Первое выступает как характерный признак и системы права, и системы законодательства, а также отражает общность принципов нормативного регулирования общественных процессов. Унификация же представляет собой совокупность способов единообразного регулирования тех или иных сторон социальных отношений. Ее главное внутреннее свойство составляет единство.
Названные явления неразрывно
связаны между собой.
Отказ от признания
Очевидная бесперспективность
Новеллой в соотношении
Основы законодательства
Подобной комплексности правового регулирования общественных отношений за счет Основ законодательства на сегодня нет. Их формирование и принятие в отдельных отраслях протекает вяло и непланомерно.
Остается трудноразрешимой и проблема унификации нормативно – правового материала различных министерств и ведомств как «одной из самых многочисленных и наименее организованных частей иерархической структуры законодательства»8. В отдельных отраслях его объем настолько велик, что практическая ориентация в нем весьма затруднительна, а единое понимание сведено на нет. Возникает настоятельная потребность не столько в техническом упорядочении данного материала, сколько в его переработке по существу и принятии общих, универсальных положений либо российского, либо республиканского значения.
Ведомственная унификация
Процессы и специализации, и унификации охватывают все структурные звенья системы законодательства, имеют непрерывный характер. Их «приливы» и «отливы» в различных частях законодательного массива во многом предопределены наличием предварительных условий унификации и техникой ее осуществления. К таким условиям, на наш взгляд, следует отнести: высокий уровень специализации законодательства; их противоречивость; способность к унификации законодательного материала той или иной отрасли.
С учетом функционального
Следовательно, унификация российского
законодательства представляет собой
детерминированный практикой общественного
развития двуединый процесс в регулировании
сходных либо родственных явлений и создание
разноуровневых нормативных актов или
предписаний, оказывающих существенное
влияние на состояние и совершенствование
всей системы законодательства. Процессы
унификации и специализации законодательства
позволяют удерживать разумный баланс
в отношениях между федеральным и региональным
правотворчеством и одновременно наиболее
полно и реально отражать весь ход современных
преобразований.
Заключение
Таким образом, рассмотрев
В ближайшее время должна произойти
переоценка характера влияния ряда факторов
на развитие законодательства. В политической
сфере стабилизация власти должна уменьшить
воздействие отрицательных последствий
нарушений принципов единства государственной
власти, разделения властей, сепаратизма
и способствовать взаимодействию всех
ветвей власти, углублению федеральных
начал Российского государства и его целостности. Нельзя
при этом исходить из "прямолинейности"
процессов, отражаемых будущими законами.
Нужно строго учитывать процессы, явления,
обстоятельства – «форс-мажорные», нормальные,
временные, «отклоняющиеся». Необходимо
последовательно принимать законы для
поэтапного решения экономических задач.
В социальной сфере следует формировать
стабильные законодательные основы отдельных
отраслей (науки, образования и др.), создавать
надежное социальное обслуживание граждан.
В
перспективе развитие российского законодательства
должно еще строже подчиняться таким факторам
как:
- удовлетворение основных
- законодательное
обеспечение государственных реформ и
программ по важнейшим направлениям экономического
и социально - культурного развития России;
- совершенствование
структуры законодательства с учетом
обеспечения развития системы и отраслей
права и основных правовых институтов;
- децентрализация
правового регулирования на основе федеративных
начал и самоуправления;
- укрепление системных
связей между законами и подзаконными
актами, между законами и договорами (соглашениями);
- обеспечение
устойчивой правопреемственности в стране,
когда действие основных правовых актов
и норм не прерывается из-за политических
и иных изменений, а служит фундаментом
устойчивого государственного и социально
– экономического развития.
Большое значение имеет
Учитывая
возрастающее влияние норм международного
права на развитие российского законодательства,
целесообразно перейти к более планомерной
их трансформации. Возможно, будет полезным:
а) в программах подготовки законопроектов выделить раздел о приведении законодательства в соответствие с международными актами (речь идет об актах СНГ, Совета Европы, о корректировке актов в связи с предстоящим вступлением России в ВТО и т.п.);
б) при подготовке проектов законов ввести такой критерий, как оценка их соответствия международным нормам;
в) упорядочить процедуры
Итак, сделав выше все выводы
о тенденциях российского законодательства,
само законодательство можно охарактеризовать
следующим образом:
1) оно
представляет собой целостную законодательную
систему со своими задачами, принципами,
взаимосвязанными составными элементами
и является основной частью правовой системы
Российской Федерации (это понятие содержится
в п. 4 ст. 15 Конституции РФ);
2) установлены
официальная классификация законов и
их соотношение между собой, процедуры
предотвращения и преодоления юридических
коллизий;
3) определены
субъекты законодательной компетенции
на уровне Федерации и ее субъектов;
4) регламентирован
5) проводится структуризация
6) российское законодательство
И самое главное правило в
системе российского
Информация о работе Становление системы российского законодательства