Становление системы российского законодательства

Автор: Паша Пупкин, 23 Ноября 2010 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

За последние восемь лет законодательство Российской Федерации существенно обновилось. Некоторые его отрасли создаются заново. Закон постепенно занимает ведущее положение в правовом регулировании. Принятие в декабре 1993 г. Конституции России повлекло за собой качественное изменение системы российского законодательства. Оно проявилось, главным образом, в формировании новых видов источников законодательства, принципиальном обновлении содержания его норм, становлении и развитии законодательства субъектов РФ, появлении новых и преобразование существующих отраслей законодательства.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1.Тенденции развития и становления системы российского законодательства...........................................................................................................6
1.1 Законы..............................................................................................................6
1.2 Международные и внутригосударственные договоры.............................8
1.3 Подзаконные нормативные акты...............................................................8
1.4 Ненормативные правовые акты...............................................................10
1.5 Пределы действия, вступления, прекращения нормативных правовых
актов во времени, в пространстве и по кругу лиц...............................................11
2.Специализация и унификация Российского законодательства как основные тенденции его развития..............................................................................19
Заключение.......................................................................................................27
Список сокращений........................................................................................30
Глоссарий.........................................................................................................31
Список использованных источников.........................................................33
Приложение А..................................................................................................34
Приложение Б..................................................................................................35

Работа содержит 1 файл

Становление системы российского_законодательства.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

  Действие нормативных  правовых актов  в пространстве

Пределы действия нормативных правовых актов  в пространстве  - это ограничение действия нормативного акта только той территорией, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующего правотворческого органа.

       Эти пределы определяются на  основе территориального и экстерриториального  принципов.

       В соответствии с территориальным принципом действие нормативного правового акта распространяется на всю территорию в пределах государственных или административных границ деятельности правотворческого органа.

       Так, федеральные законы и иные  нормативные акты федеральных органов власти действуют на всей территории России, акты субъектов РФ — только на территории этих субъектов РФ, а акты муниципальных образований применяются только в границах этих административных единиц.

       Экстерриториальность действия нормативного правового акта означает распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территориальных границ деятельности этого субъекта.

        Иными словами, применение на  территории Российской Федерации  законодательства иностранных государств в некоторых случаях допускается, но лишь настолько, насколько это допускается национальным законодательством и определено в межгосударственном соглашении.

        Например, в соответствии с законодательством  Российской Федерации при рассмотрении гражданских споров по поводу имущества суд должен применять правовые акты тех иностранных государств, на территории которых находится спорное имущество.

        Действие нормативных  правовых актов  по предмету

        Пределы действия нормативных  актов по предмету определяются кругом общественных отношений, которые урегулированы данным актом, отраслью законодательства, к которой он относится, и разновидностью (общие или специальные) содержащихся в нем правовых норм.

        Нормы Конституции РФ имеют  неограниченное действие по предмету — они прямо распространяются на все правовые отношения, возникающие в государстве.

        Действие отраслевых кодексов  и законов ограничено рамками  предмета данной отрасли законодательства. Так, в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса нормы гражданского законодательства применяются к имущественным и личным неимущественным отношениям между равноправными субъектами и не распространяются на имущественные отношения, основанные на властном подчинении — налоговые, финансовые, административные.

        Из этого правила есть исключения, когда закон предусматривает возможность применения положений одной отрасли законодательства для отношений, урегулированных другой отраслью. Например, согласно ст. 11 Налогового кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в настоящем Кодексе, если им не дано определение в самом Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.

        В границах одной и той же  отрасли законодательства действует приоритет специальных норм перед общими.

        Суть этого правила в следующем.  Нормативный акт может содержать общие положения по определенному кругу общественных отношений (например, но отношениям, связанным с заключением и исполнением договора купли - продажи) и одновременно предусматривать особые, специально установленные для конкретных случаев правила (например, но купле-продаже недвижимости). В ситуациях, касающихся этой конкретной разновидности отношений, в первую очередь будут применяться специальные нормы. Так, согласно ст. 454 Гражданского кодекса к договору купли - продажи недвижимости как к разновидности договоров купли-продажи общие положения о купле-продаже применяются, если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса об этом виде договора.

        Действие нормативных  правовых актов  по кругу лиц

        По общему правилу признается, что нормативные правовые акты распространяются на все лица, находящиеся на территории действия данного нормативного правового акта и являющиеся субъектами отношений им предусмотренных, в том числе распространяются на иностранных лиц и лиц без гражданства, действующих или проживающих на данной территории.

        В большинстве налоговых законов определяется круг лиц (субъектов), на которые распространяются нормы данного закона. Например, субъектами закона о налоге на прибыль являются плательщики налога, определяемые как предприятия и организации (в том числе бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая кредитные, страховые организации, а также созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

        Поэтому на любое из перечисленных  лиц, если оно осуществляет предпринимательскую деятельность, будет распространяться действие закона о налоге на прибыль.

        Из общего правила также есть  исключения, например, и отношении иностранных лиц, наделенных правовом дипломатического иммунитета. К таким лицам, например, не могут быть применены меры ответственности за нарушение уголовного и административного законодательства России.

        Таким образом, выше были подробно рассмотрены виды нормативных правовых актов Российского законодательства, теперь можно приступить к рассмотрению таких тенденций как: специализация и унификация в российском законодательстве.3 
 
 
 
 
 
 
 
 

  

         2. Специализация  и унификация Российского законодательства как  

             основные   тенденции  его развития 

             Проводимые сегодня реформы затрагивают  узловые проблемы социально –  экономического, политического, национально  – государственного и правового  развития нашего общества. Особая роль в их решении отводится действующему федеративному законодательству, его оптимальному соотношению с республиканскими правовыми системами посредством учета таких тенденций, как специализация и унификация. «Они – отражение реальной жизни, ее сложности, динамичности, разнообразия»4, а также воплощение различных уровней правовой регламентации многогранных внутрифедеративных взаимосвязей.

             Именно этими двумя объективными  и не исключающими друг друга  закономерностями во многом характеризуется  современная социально – юридическая практика. Специализация и унификация пронизывают все ее сферы: экономику и политику, управление и законодательство, по – разному воздействуя на их содержание, структуру, перспективы развития.

            Специализация как особая форма социальных отношений представляет собой такое единство взаимообусловленных факторов, которое проявляется, с одной стороны, в сужении сферы человеческой деятельности, ограничении функциональных параметров, с другой – в концентрации, мобилизации ее усилий в строго определенном направлении, что в совокупности позволяет быстрее, качественнее и с наименьшими затратами решать многие поставленные задачи. Процесс специализации является объективным результатом развития общественных отношений  и образует « генетическую» ткань всего социального организма, создавая его питательную среду и движущую силу.

             Сегодня специализация охватывает  весь правовой массив и воздействует  как на форму, так и на  содержание законодательства, где  обозначались следующие ее виды: предметная (отраслевая), функциональная, региональная и смешанная.

             Суть предметной специализации состоит в том, что нормативные акты и правовые установления, регламентируя многообразные стороны общественной жизни, в результате «разделения труда» между ними предопределяют дифференциацию законодательства на различные отрасли. Она – итог выполнения юридическими предписаниями различных нагрузок в регулировании обособившихся групп общественных отношений. И чем множественнее, различнее предмет правового регулирования, тем разнообразнее отраслевая классификация законодательства. Известно, что образование любой новой отрасли не является самопроизвольным процессом. Именно изменения в социально – экономической сфере обусловливают такую необходимость. Происходит постепенное накопление однотипного нормативного материала в зависимости от выполняемых функций.

              Под воздействием функциональной специализации происходит относительное обособление правовых установлений внутри кодификационных актов, за счет чего модифицируется их организационное строение, шлифуется и совершенствуется структура. На пороге такой реконструкции стоит современное трудовое законодательство. Сегодня оно призвано регулировать трудовые отношения всех работающих граждан независимо от формы собственности и вида деятельности предприятия. Трудовые полномочия не только рабочих и служащих, но и членов производственных кооперативов, семейных и малых предприятий и т.п. должны быть зафиксированы кодексом в специальных разделах, дифференцированных по формам собственности. Задача трудового законодательства – установить минимум трудовых гарантий, их детализация должны регулироваться в локальном порядке и в индивидуальных контрактах.

             Широкое распространение в последнее  время получила региональная специализация законодательства, представляющая собой такой процесс урегулирования общественных отношений, который оптимально учитывает характерные черты федерального устройства Российского государства, географические, природные, местные климатические условия, традиции, особенности развития экономики отдельных регионов.

             Проявление смешанной специализации законодательства многостепенно. Нередко она выступает в форме предметно – территориального направления и отражает не только своеобразие общественных отношений, но и особенности их проявления в местных условиях. В таком качестве она весьма удобна для оформления локального правотворчества в развитие вышестоящих нормативных актов по общим вопросам социально – экономического характера. Такие акты принимают администрации городов в целях решения местных проблем, связанных с ценовой, налоговой политикой, социальными дотациями, мероприятиями по борьбе с преступностью и др. Смешанная специализация может быть предметно – функциональной и функционально – территориальной.

              Формы выражения специализации  законодательства разнообразны: дифференциация, конкретизация, детализация.  Дифференциация как первоначальная стадия процесса специализации представляет собой «...разветвление, расщепление, приобретение той или иной ветвью все более специфических, своеобразных черт...»5 в механизме законодательного упорядочения определенных групп общественных отношений. На этом этапе еще не конкретизируются и не уточняются тонкости и специфика. Здесь ставится первоочередная задача: выявить их различие и своеобразие в общей массе социальных явлений. Критерии такого разграничения весьма подвижны, отсюда – большой выбор путей дифференциации в конкретных отраслях законодательства.

               Конкретизация же, наоборот, способствует тому, чтобы одно и то же явление регулировалось системой различных правил или нормативно – правовых актов. Смысл ее – в формировании правовых предписаний, развивающих и уточняющих содержание общих положений общефедеративных законодательных актов за счет уменьшения их объема, регулирование отдельных сторон и граней видовых общественных отношений. Если дифференциация в общих чертах определяет границы градации таких отношений, то конкретизация призвана учитывать их особенности и нюансы проявления.

              Детализация законодательства как конечный этап процесса специализации в отличие от дифференциации и конкретизации представляет внутреннее «дробление» содержания нормативных предписаний на составные элементы, которые в своей совокупности образуют их сущность. И чем точнее в юридических предписаниях и нормативных актах получают отражение процессы и результаты социальной специализации, тем выше эффективность их реализации.

             Однако специализация законодательства  не самоцель, она должна разумно  сочетаться с унификацией. В  области теории права данной  проблеме необоснованно мало  уделяется внимания, хотя необходимость  ее общетеоретического анализа  очевидна. Это связано, в первую очередь, с тем, что становление Российского государства как единого федеративного образования требует унифицированных подходов к общим целям и задачам правового регулирования общественных отношений, упорядочения разобщенного нормативного материала различных отраслей законодательства, согласованности правовых систем суверенных республик по коренным вопросам социально – экономического, политического и правового развития.

Информация о работе Становление системы российского законодательства