Становление системы российского законодательства

Автор: Паша Пупкин, 23 Ноября 2010 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

За последние восемь лет законодательство Российской Федерации существенно обновилось. Некоторые его отрасли создаются заново. Закон постепенно занимает ведущее положение в правовом регулировании. Принятие в декабре 1993 г. Конституции России повлекло за собой качественное изменение системы российского законодательства. Оно проявилось, главным образом, в формировании новых видов источников законодательства, принципиальном обновлении содержания его норм, становлении и развитии законодательства субъектов РФ, появлении новых и преобразование существующих отраслей законодательства.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1.Тенденции развития и становления системы российского законодательства...........................................................................................................6
1.1 Законы..............................................................................................................6
1.2 Международные и внутригосударственные договоры.............................8
1.3 Подзаконные нормативные акты...............................................................8
1.4 Ненормативные правовые акты...............................................................10
1.5 Пределы действия, вступления, прекращения нормативных правовых
актов во времени, в пространстве и по кругу лиц...............................................11
2.Специализация и унификация Российского законодательства как основные тенденции его развития..............................................................................19
Заключение.......................................................................................................27
Список сокращений........................................................................................30
Глоссарий.........................................................................................................31
Список использованных источников.........................................................33
Приложение А..................................................................................................34
Приложение Б..................................................................................................35

Работа содержит 1 файл

Становление системы российского_законодательства.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

 1.4 Ненормативные правовые акты

        Кроме нормативных правовых актов,  существуют иные правовые акты, которые, порождая определенные  правовые последствия, не содержат  в себе правовых норм. К таким ненормативным актам можно отнести:

        - правоприменительные акты, или  акты применения права;

        - акты официального толкования (разъяснения).

         Правоприменительные  акты – это правовые акты, принимаемые полномочными органами государственной власти или должностными лицами, содержащие обязательные для определенного круга лиц предписания по конкретным вопросам.

         В отличие от нормативных актов,  правоприменительные адресованы  не любому лицу, органу или  организации. Они могут относиться либо к индивидуально - определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом, либо же иметь определенный общий характер, создавая серию правоотношений, в которых участвуют многие субъекты в связи с исполнением конкретного предписания. Акты применения права действуют только в рамках конкретного случая и утрачивают силу с прекращением отношений, ими регулируемых.

        Акты официального толкования - это официальные юридические акты, разъясняющие действительный смысл и значение нормы права и действующие в единстве с самой этой нормой.

        Иными словами, это такие акты, в которых дается официальное  разъяснение действующих правовых  норм, но новые нормы не устанавливаются.

        К актам толкования можно отнести  решения Конституционного Суда РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

        Следует сказать, что, по вопросу  правовой природы этих актов  в юридической литературе нет  единства мнений. Некоторые авторы  относят эти акты исключительно к актам толкования, не устанавливающим новых норм, другие - к актам, фактически содержащим нормы права, то есть к нормативным правовым актам. При этом реальное значение актов высших органов правосудия для обеспечения единообразного применения законов в судебной практике не подвергается сомнению. 

   1.5 Пределы действия, вступления, прекращения  нормативных  

   правовых актов  во времени, в  пространстве и  по кругу лиц

Все нормативные  правовые акты имеют определенные пределы (ограничения) своего действия во времени, и пространстве, по предмету и по кругу лиц (см . приложение В на стр.38 ).

  Действие  нормативных  правовых актов  во времени

         Говоря о пределах действия  нормативных правовых актов во  времени, в первую очередь следует  учесть такие существенные моменты, как вступление в действие нормативного правового акта и прекращение его действия (см.приложение Г на стр. 39 ).

  Вступление в действие  нормативных правовых  актов

        Статьей 15 Конституции РФ определены  обязательные условия вступления в силу нормативных актов. Все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны  быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть, обнародованы Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу.

          Установленный Конституцией РФ принцип обнародования нормативных актов послужил основой для принятия актов, определивших порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов.

          Основными актами Российской  Федерации, регулирующими этот вопрос, являются:

           1) Федеральный закон то 14.06.94 N 5- ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»;

           2) Указ Президента РФ от 23.05.96 N 763 «О порядке опубликования и  вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

           Рассмотрим подробнее условия,  имеющие решающее значение для  вступления в силу нормативных  правовых актов, — обязательное  официальное опубликование всех  нормативных актов и обязательную  государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер.

   Под официальным опубликованием нормативного правового акта следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.

          Для федеральных конституционных  законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента РФ, актов Правительства РФ такими изданиями являются «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации».

         Официальным опубликованием считается  первая публикация полного текста федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

         Для ведомственных нормативных  правовых актов официальным опубликованием считается опубликование в «Российской газете» и «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» издательства «Юридическая литература».

         Исключение составляют акты Центрального  банка Российской Федерации и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Российской Федерации, официальными источниками опубликования которых являются соответственно «Вестник Банка России» и «Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг».2

          Государственная регистрация нормативных  актов министерств и ведомств, затрагивающих права и интересы граждан и носящих межведомственный характер, производится Министерством юстиции РФ.

         Акты, не прошедшие государственную  регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в определенном законодательством порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.

         Общий порядок вступления в  силу законов и актов палат Федерального Собрания определен ст. 6 Федерального закона от 14.06.94 N 5 - ФЗ. В соответствии с ним федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования.

         Этот порядок действует, если  самими законами и актами палат  Федерального Собрания не установлен  другой порядок вступления их в силу.

         Существуют, кроме того, следующие  варианты вступления в силу законов и актов палат Федерального Собрания:

         1. Порядок вступления в силу  закона может быть определен в самом законе: называется конкретная дата или, что встречается наиболее часто, дается формулировка «Вступает в силу со дня официального опубликования».

        2. Порядок вступления в силу  закона нередко определяется отдельным документом — законом о введении его в действие.

        Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

       Иные акты Президента РФ и  Правительства РФ, в том числе  акты, содержащие сведения, составляющие  государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

       Данный порядок также является общим и применяется в тех случаях, когда самими актами не установлен другой порядок вступления в силу.

       Если порядок вступления в  силу не определен в самом  акте, то нормативные правовые  акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования.

       Нормативные правовые акты федеральных  органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие  государственную тайну, или сведения, носящие конфиденциальный характер и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок.

       Для некоторых нормативных актов  могут быть предусмотрены специальные  правила их вступления в силу, всегда специально оговариваемые  в законе (например, порядок введения в действие актов Банка России установлен в Федеральном законе от 02.12.90 № 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

       Порядок вступления в силу  нормативных правовых актов субъектов РФ и актов муниципальных образований устанавливается ими самостоятельно (см. приложение Д на стр.40 ).

       Говоря о действии нормативных правовых актов во времени, следует остановиться на следующих аспектах.

       По общему правилу нормативные  акты не имеют обратной силы. Нормы, содержащиеся в нормативном правовом акте, распространяются только на те отношения, которые возникли после его введения в действие. Все произошедшее до дня вступления в силу нормативного акта его нормами не регулируется.

       Обратная сила может быть придана нормативному акту в исключительных случаях. И тогда нормативный акт распространяет свое действие даже на те отношения, которые уже возникли в прошлом, до момента его вступления в силу. Такие ситуации всегда специально оговариваются в законе.

        Статьи 54 и 57 Конституции РФ строго  ограничивают случаи придания  нормативному правовому акту обратной силы. Так, не имеют обратной силы законы, устанавливающие или отягчающие ответственность, а также законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. В то же время, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применять нужно новый закон.

         Прекращение действия нормативных актов

         Прекращение действия нормативного акта означает утрату им юридической силы. Нормативный акт прекращает свое действие в результате:

          • истечения срока, на который  он был принят (таковы, например, законы о тарифах взносов в  государственные социальные внебюджетные фонды, принимаемые на какой-то конкретный год);

         • прямой отмены этого акта (обычно норма об утрате силы каким-либо нормативным актом содержится в специальном нормативном правовом акте, например, в законе о введении в действие Налогового кодекса);

         • принятия нового нормативного  акта равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений. В таких случаях официально не отмененный нормативный акт или его отдельные нормы фактически утрачивают силу в связи с изданием нового нормативного акта, устанавливающего иной порядок правового регулирования (так, с принятием части первой Гражданского кодекса РФ, закрепившей институт доверительного управления имуществом, фактически утратил силу Указ Президента РФ от 24.12.93 N 2296 «О доверительной собственности (трасте)», а с принятием Налогового кодекса фактически утратили силу нормы ст. 22 Закона «О подоходном налоге с физических лиц», устанавливающие меры ответственности налоговых агентов за нарушение этого закона, поскольку такая ответственность предусмотрена ст. 123 Налогового кодекса).

Информация о работе Становление системы российского законодательства