Автор: Паша Пупкин, 23 Ноября 2010 в 15:37, курсовая работа
За последние восемь лет законодательство Российской Федерации существенно обновилось. Некоторые его отрасли создаются заново. Закон постепенно занимает ведущее положение в правовом регулировании. Принятие в декабре 1993 г. Конституции России повлекло за собой качественное изменение системы российского законодательства. Оно проявилось, главным образом, в формировании новых видов источников законодательства, принципиальном обновлении содержания его норм, становлении и развитии законодательства субъектов РФ, появлении новых и преобразование существующих отраслей законодательства.
Введение...................................................................................................................3
1.Тенденции развития и становления системы российского законодательства...........................................................................................................6
1.1 Законы..............................................................................................................6
1.2 Международные и внутригосударственные договоры.............................8
1.3 Подзаконные нормативные акты...............................................................8
1.4 Ненормативные правовые акты...............................................................10
1.5 Пределы действия, вступления, прекращения нормативных правовых
актов во времени, в пространстве и по кругу лиц...............................................11
2.Специализация и унификация Российского законодательства как основные тенденции его развития..............................................................................19
Заключение.......................................................................................................27
Список сокращений........................................................................................30
Глоссарий.........................................................................................................31
Список использованных источников.........................................................33
Приложение А..................................................................................................34
Приложение Б..................................................................................................35
Введение
За последние восемь лет
Проводимое сегодня
Интенсификация
Процесс интенсификации направлен на максимальное использование внутренних «ресурсов» имеющегося законодательного массива. С процессом интенсификации законодательства взаимодействует тенденция укрепления его стабильности, без которой оно не может существовать как постоянная система регулирования общественных отношений. Сегодня очень высоко ценится именно это свойство как своеобразная правовая гарантия прочности выбранного государством курса, перспективности регламентируемых отношений. Стабилизация призвана снять напряжение в межреспубликанских взаимосвязях, ослабить внутренние противоречия. С формированием новых социально - экономических, политических и духовных предпосылок построения российского законодательства обновляется и содержание нормативного материала, видоизменяются тенденции его совершенствования и развития. Это необходимость строго обеспечения верховенства закона во всех сферах жизни общества; специализация, унификация, интенсификация законодательства; противоречивость и конкурентоспособность его структур; увеличение массива технико - юридических предписаний.
Рассмотрим данные тенденции подробнее.
1.Тенденции развития и становления системы российского
законодательства
Указанные тенденции условно можно разделить на три большие группы. К первой группе относятся: всестороннее усиление законодательного приоритета, интенсификация и стремление к стабильности. Ко второй - специализация законодательства с ее различными формами проявления: дифференциацией, конкретизацией, детализацией. В третью группу входят правовая унификация и сопутствующие ей процессы: интеграция, генерализация, универсализация. Важной чертой системы законодательства является иерархическое строение системы нормативных правовых актов, в соответствии с которыми каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице и находится в соподчинении с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. На место нормативного акта в системе указывает го юридическая сила-свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта зависит от положения органа, издавшего этот акт, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов, таким образом, обладают большей юридической силой по отношению к актам нижестоящих органов. Следовательно, акты нижестоящих государственных органов должны соответствовать актам вышестоящих органов и не могут им противоречить.
Рассмотрим подробнее виды
1.1 Законы
Закон - нормативный правовой акт, принимаемый органом законодательной власти или непосредственно народом путем референдума, обладающий высшей юридической силой и содержащий первичные правовые нормы по вопросам регулирования наиболее значимых общественных отношений. Законы РФ подразделяются на:
- Конституцию РФ;
-федеральные конституционные
-федеральные законы ( в том числе, кодексы).
Высшую юридическую силу имеет
Конституция РФ, принятая всенародным
голосованием. Конституция РФ - основополагающий
закон и правовая основа
Федеральные законы - это акты текущего законодательства, которые регулируют отношения в различных сферах жизни общества. В правовой литературе такие законодательные акты также называют обыкновенными законами. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.
Среди законов важное место занимают кодифицированные акты - кодексы.
Кодекс - это единый, логически и юридически целый закон, который обеспечивает обобщенное и системное регулирование определенной группы общественных отношений. Кодекс, являясь федеральным законом, формально имеет с остальными законами одинаковую юридическую силу. Однако по сути отраслевой кодекс возглавляет соответствующую отрасль законодательства и занимает центральное место в системе законов, регулирующих данную область общественных отношений. Все другие законы и иные нормативные акты данной отрасли группируются вокруг него. В некоторых кодексах содержится прямое указание на то, что правовые нормы, регулирующие данную область общественных отношений, не могут противоречить нормам, установленным кодексом.
К числу законов также относятся конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации. Эти нормативные акты распространяют свое действие на территорию принявшего их субъекта РФ.
Важное место в российской
системе законодательства
Международный договор — это соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией и регулируемое международным правом. Международный договор регулирует отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.
В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Внутригосударственный
договор регулирует отношения между
Российской Федерацией и субъектами Российской
Федерации, а также между различными субъектами
РФ по вопросам, представляющим для сторон
взаимный интерес (разграничение предметов
ведения и полномочий между Российской
Федерацией и субъектами РФ, совместная
деятельность в экономической области
и т.п.
1.3 Подзаконные нормативные акты
Подзаконные нормативные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов органом государственной власти в пределах своей компетенции. Они могут конкретизировать нормы законов или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать законам и не противоречить им. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм. Они, в свою очередь, также выстраиваются в иерархическую систему законодательства в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.
Акты Президента РФ
Акты Правительства РФ
Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) могут издаваться на основе и во исполнение Конституции РФ, законов РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ. К таким актам, например, относятся приказы Министерства финансов РФ, инструкции Министерства по налогам и сборам РФ.
Подзаконные акты субъектов РФ также имеют свою иерархическую структуру и распространяют свое действие на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.
Основные принципы соотношения федеральных законов и подзаконных актов с законами и подзаконными актами субъектов Федерации заложены в Конституции РФ, где проводится разграничение полномочий федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Федерации.
Законы и иные нормативные правовые
акты субъектов Российской Федерации
должны соответствовать и не могут противоречить
федеральным законам, принятым по предметам
ведения Российской Федерации и по предметам
совместного ведения Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации. Вне
пределов ведения Российской Федерации,
совместного ведения Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации республик,
края, области, города федерального значения,
автономная область и автономные округа
осуществляют собственное правовое регулирование,
включая принятие законов и иных нормативных
правовых актов.1
Информация о работе Становление системы российского законодательства