Становление Конституции и становление конституционализма в США, Японии и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Итак, цель данной работы рассмотреть становление конституционализма в США, Японии и России. Во исполнение поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:
– рассмотреть историю (этапы) становления конституционализма в США, Японии, России;
– проанализировать институты конституционализма в США, Японии и России:
– выбора парламента и президента;
– структуру парламента;
– парламентский контроль.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. КОНСТИТУЦИЯ И КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ ……………...6
1.1 Сущность понятий «конституция» и «конституционализм»………………6
1.2. Конституционные идеи……………………………………………................7
1.3. Нормативно-правовой фундамент…………………………………………..8
1.4. Политический режим………………………………………………………...9
1.5. Система защиты конституционного строя и конституции……………….10
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………………...12
ГЛАВА II. СТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ И КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА…………………………………………………13
2.1 Становление конституции и конституционализма в США.………………13
2.2 Становление конституции и конституционализма в Японии ……………20
2.3 Становление конституции и конституционализма в России.…………….24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2...……………………………………………………. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...35

Работа содержит 1 файл

курсовая работа КПР.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

     Конституция СССР 1923г. (в ред.1924г.) [28] стала вектором для национальных конституций автономных образований СССР, закрепила государственное устройство.

     Конституция 1936г. [29] – это апогей становления и закрепления Советской власти. И не только в идеологическом, но и экономическом плане. Как отмечают большинство исследователей, для своего времени Конституция СССР 1936г. была самой демократической конституцией в мире. Насколько ее положения были реализованы в государственной практике - другой вопрос. Конституции всегда в той или иной мере служат декларированным идеалом, ориентиром, и принятие именно тех, а не иных, деклараций, конечно, важно. В целом политическое развитие СССР после чрезвычайного периода Великой Отечественной войны и восстановления народного хозяйства соответствовало ориентирам, заданным Конституцией 1936 г. - в рамках именно того типа общества, каким был СССР [35].

     На  основе принятых конституционных норм в основном сложилась та система  государственных органов и учреждений, которая просуществовала до 1989 г., то есть вплоть до формирования современной  структуры власти.

     Конституция СССР 1977г. [13] – отражала в себе изменения прошедшие в обществе и государстве за период в сорок лет, в тоже время, как было закреплено в декларации ВС СССР «Конституция исходит из основных принципов и идей, выработанных предшествующими советскими Конституциями». В тоже время, конституция приобрела более детализированный характер. Конституция 1977 года была посвящена основам общественного строя и политики СССР, проблеме соотношения государства и личности, национально-государственному устройству страны, месту КПСС в государстве. Конституция закрепила ряд новых прав, например, право на жилище.

     Все советские конституции 1918-1977гг. упрочивали и расширяли социально-экономические права граждан, что напрямую зависело от государства — монополиста-собственника. Одновременно стагнировало развитие личных прав, которые властью практически не соблюдались. Использование политических прав было ограничено Конституцией («в целях развития коммунистического строительства...», «в целях укрепления и развития социалистического строя» и т. п.).

     Несмотря  на формальность многих положений советских  конституций, именно в этих актах  были заложены принципы прав человека, основы верховенства конституции, то есть предпосылки будущей российской конституции.

     Советские конституции не регулировали принцип  верховенства конституции, но закрепляли доктрину социалистической законности и обязывали государственные  и общественные организации, должностных лиц соблюдать их положения, а также законы СССР и союзных республик, изданные в пределах их полномочий.

     Итак, с одной стороны в Советской  России попираются и лишь декларируются  конституционные права и гарантии, с другой стороны закладываются  следующие основы конституционного права: Конституция есть основной закон, и только основной закон. Конституция не исключает, а предполагает текущую законодательную работу будущих законодательных органов. Конституция дает юридическую базу для будущей законодательной деятельности таких органов. Конституция есть регистрация и законодательное закрепление тех завоеваний, которые уже добыты и обеспечены [5].

     Несмотря  на то, что в Конституцию СССР 1977г. неоднократно вносились изменения (последнее от 14 марта 1990г. [15]), основной закон, построенный на принципах «научного коммунизма», не отвечал экономическим веяниям и идеям середины-конца 80-х гг. 20 века, кроме того, подверглись реформе государственные органы.

     Необходимость подготовки новой Конституции Российской Федерации была провозглашена еще  первым Съездом народных депутатов  РСФСР (1990), на котором была создана  Конституционная комиссия во главе  с Председателем Верховного Совета РСФСР Б. Н.Ельциным [19].

     На  пятом Съезде народных депутатов  РСФСР проект новой Конституции [20] был принят к сведению и конституционной комиссии, которая подготовила этот проект, было поручено доработать его с учетом замечаний и предложений народных депутатов и внести его на рассмотрение очередного Съезда.

     Шестой  Съезд народных депутатов РСФСР, на котором предполагалось принять  новую Конституцию, не сделал этого. Он ограничился одобрением общей концепции, положенной в основу конституционного проекта, а также важнейших его положений, предварительно одобренных Верховным Советом Российской Федерации. Съезд, кроме того, принял решение доработать ряд глав с учетом предложений и замечаний Президента Российской Федерации.

     Как подчеркивают эксперты, судьба проекта все больше зависела от той политической борьбы, которая разворачивалась в России. Между тем, потребность в замене старой Конституции становилась все более очевидной и неотложной. Россия нуждалась в новой Конституции прежде всего потому, что требовалось закрепить в ней достигнутые российским народом немалые демократические завоевания [19].

     После апрельского референдума 1993г. разработка новой Конституции заметно активизировалась. Инициатива в этом плане исходила непосредственно от Президента страны. В соответствии с его указом в июне 1993г. в Москве для завершения подготовки проекта Конституции [20] было созвано Конституционное совещание. Его работа проходила в основном в пяти группах, сформированных из представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления, политических партий, профсоюзных, молодежных, других общественных объединений, массовых движений и религиозных конфессий; товаропроизводителей и предпринимателей. В работе Конституционного совещания принимали участие также представители Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

     В июне-июле 1993 г. Конституционное совещание  в основном завершило подготовку проекта Конституции.

     12 декабря 1993 года Конституция Российской  Федерации была принята на всеобщем референдуме, страна обрела основной закон, который действует уже более десяти лет. Новая конституция ознаменовала общую демократизацию государственной власти, т.е. переход от тоталитарного государства-монополиста к государству, ограниченному в своей деятельности потребностями современного российского общества.

     Конституция 1993 года не просто принята для «проформы», не просто закрепляет права и государственное  устройство, Конституция РФ имеет  верховную силу, непосредственно  применяется судами. В тоже время многие конституционные принципы до сих пор являют собой «приглашение к борьбе», и не всегда используются субъектами конституционной системы.

     Можно бесконечно много писать про новую  российскую конституцию. Безусловно, то, что все ее достижения перекрывают ее недостатки. Конституция РФ 1993 года - конституция постсоветского, посттоталитарного периода отечественной истории, и печать этого периода, с сопутствующими ему особенностями, само собой разумеется, на ней лежит [29].

     Важно осознавать, что Основной Закон РФ был и остается в целом надежным политико-правовым фундаментом, позволяющим успешно воздвигать в стране здание демократически-правовой государственности, формировать развитое гражданское общество, строить цивилизованную рыночную экономику, т.е. превращать Россию в благополучную, процветающую страну [30].

     Для того, чтобы твердо идти по пути дальнейшего  совершенствования конституционного строя, нет необходимости инициировать процесс изменения, переработки  и демонтажа самой Конституции. Посредством принятия востребованных жизнью федеральных конституционных законов, федеральных законов, с помощью деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, надлежащего соблюдения принципов и положений Конституции всеми субъектами права, задачи реформирования и совершенствования российского конституционализма могут и будут успешно решаться.

     Эффективный конституционный механизм защиты прав человека уже создан. Он есть, хотя действует  не всегда в меру заключенных в  нем больших возможностей. Причиной тому, является нежелание (и неумение) очень многих граждан самим активно осуществлять и защищать в рамках Конституции РФ свои права и свободы. Не секрет, что большинство граждан уповает на то, что их собственные права и свободы будут воплощаться в жизнь без их личных усилий, стараниями одних только госслужащих, сторонних чиновников.

     Эффективность и результативность действия механизма  защиты прав человека в первую очередь  зависит от того, насколько энергично  и умело пользуются им сами заинтересованные в том люди, насколько укрепились в них высокие качества гражданственности, ответственности за свою собственную судьбу и судьбу своей страны. 
 
 
 
 

     Заключение

     Конституционализм - совокупность принципов, норм и институтов, фундамент конституционного государства. Происхождение термина «конституционализм» справедливо связывают с обозначением верховенства писаной конституции над другими правовыми актами.

     Становление конституционализма – это становление  верховенства конституции не только в государстве (государственных образованиях), но в народе, осознание верховенства конституции; наличие механизмов реализации конституционных положений; становление не формы конституции, а ее содеражения.

     Итак, становление конституционализма в  любом государства – это достаточно долгий и непростой процесс. Конституционализм в общем понимании – это такое устройство государства, при котором главенство основного закона – непререкаемо. Деятельность властных органов, жизнь и деятельность граждан, судов, собственно, вся жизнь государства подчинена (в своей основе, естественно) регулированию одного закона. Демократические конституции современных стран (принятые давно (США), не так давно (Япония) и совсем недавно (Россия)) способствуют не только правовому порядку в стране, но и идеологическому утверждению верховенства закона в умах граждан. Не вызывает сомнений, что Конституция должна быть наиболее уважаемым, твердым, справедливым и устойчивым правовым актом. И в этом смысле возраст ее не столь важен – гораздо важнее отношение к ней населения и мировой общественности.

     История становления конституций в США, Японии и России – это история  борьбы за свободу, права, правовое государство.

     Конституция - дитя борьбы, продукт компромисса. В ней всегда что-то кого-то не устраивает. Потому что в нее заложены не узкоэгоистические интересы отдельных политических сил, а общие правила для всех. Осознание этой простой истины, как и необходимости подчинять любые политические интересы конституционализму, - только это может сделать политическую систему стабильной и рациональной.

     Как показывает опыт зарубежных стран, Конституция  не должна детально регулировать абсолютно  все аспекты государственной  власти, правового статуса личности и.т.д. конституция должна закладывать  принципы, которым будет соответствовать  действующее законодательство, деятельность государства, граждан.

     Конституционализм являет собой отношение общества к конституции, образцы поведения  и институты, взращенные вокруг Конституции. Если в США и Японии такое «отношение»  и «институты» были созданы за многолетнюю историю их действия, то в Российской Федерации основы конституционализма находятся еще в переходном состоянии. Двенадцать лет – небольшой срок для того, что конституционные ценности укрепились в сознании народа.

     Для того чтобы в стране торжествовал конституционализм, необходима не только соответствующая нормативная база и механизм исполнения, но и воля людей, стоящих у власти и правовая грамотность населения. В условиях Российской действительности последний элемент хромает, что обуславливает становления конституционализма в истинном его смысле, несмотря на то, что это развивающееся явление.

     Конституционализм – развивающееся явление. Только постоянный анализ состояния конституционности  развития является залогом конституционного настоящего и будущего.

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

  1. Амирбеков С. К вопросу о конституционности строя России в начале XX в. // Право и Жизнь. – 1999. - № 24.
  2. Георгиев Ю. Закулисный реформатор эпохи Мэйдзи. // Электронный журнал «Япония сегодня» japantoday.ru/arch/jur№al/0106/10.shtml
  3. Градовский А.Д. Начала русского государственного права. - 3 тома, - С.-Петербург, Типография М. Стасюлевича. I том. - 1875 г.
  4. Жучкова С.М. Внутриполитическое развитие Японии в конце XIX - начале XX века. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук // Российская Академия наук, Дальневосточное отделение. Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока – Владивосток – 2000г.

5.  Ескина Л.Б. Два юбилея российской конституции // Правоведение. - №1. – 1999.

6. Закон СССР от 14 марта 1990г. № 1360-I «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР» // Ведомостях Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 21 марта 1990г. - №12. - Ст.189.

7. Коноваленко, О.Л. Становление и развитие конституционализма в России : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02/О. Л.  Коноваленко.- Москва, 2005. - 265 с.

8. Конституция  (Основной закон) Союза Советских  Социалистических Республик (утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 г.) // Юридическое Издательство НКЮ СССР. – М.: 1937г.

9. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. - 12 октября 1977г. - №41. - Ст.617. 

10. Курицын В.М., Шалягин Д.Д. Опыт становления конституционализма в США, Японии и Советской России: учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Трикста, 2004. - с.17-19.

11. Курицын В.М., Шалягин Д.Д. Опыт становления конституционализма в США, Японии и Советской России: учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Трикста, 2004. - с.233

12. Лоуренс Фридмэн. Введение в американское право. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», - 1993. – с.38-39.

Информация о работе Становление Конституции и становление конституционализма в США, Японии и России