Становление Конституции и становление конституционализма в США, Японии и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Итак, цель данной работы рассмотреть становление конституционализма в США, Японии и России. Во исполнение поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:
– рассмотреть историю (этапы) становления конституционализма в США, Японии, России;
– проанализировать институты конституционализма в США, Японии и России:
– выбора парламента и президента;
– структуру парламента;
– парламентский контроль.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. КОНСТИТУЦИЯ И КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ ……………...6
1.1 Сущность понятий «конституция» и «конституционализм»………………6
1.2. Конституционные идеи……………………………………………................7
1.3. Нормативно-правовой фундамент…………………………………………..8
1.4. Политический режим………………………………………………………...9
1.5. Система защиты конституционного строя и конституции……………….10
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………………...12
ГЛАВА II. СТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ И КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА…………………………………………………13
2.1 Становление конституции и конституционализма в США.………………13
2.2 Становление конституции и конституционализма в Японии ……………20
2.3 Становление конституции и конституционализма в России.…………….24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2...……………………………………………………. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...35

Работа содержит 1 файл

курсовая работа КПР.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

     Общеамериканский  конвент имел обыкновение заседать в столице (Филадельфии) с мая по сентябрь. В 1787 году федералисты – сторонки сильного национального государства, надежно защищающего интересы верхнего класса, выдвинули предложении об исправлении Статей Конфедерации. Делегаты конвента были уполномочены только исправить Статьи Конфедерации. Но они превысили свои права – с самого начала делегаты конвента обнаружили твердое намерение отменить Статьи и выработать полнокровную конституцию, утверждавшую сильное центральное правительство. В.В. Согрин [22], исследователь истории, права и политической системы США, в качестве одной из целей таких перемен называет стремление снизить (или свести на нет) влияние конституций штатов на политический процесс в Северной Америке. По убеждению федералистов, преодоление демократических «пороков» этих конституций могло быть достигнуто только с помощью возвышения над ними «добропорядочной», т. е. надежно защищавшей классовые интересы верхов, общеамериканской конституции.

     17 сентября 1787 г. Учредительный конвент  принял Конституцию США [13], закрепив тем самым в конституционном порядке учреждение единого союзного государства — Соединенных Штатов Америки.

     Конституция США— старейшая из существующих ныне в мире конституций. В ней получили свое воплощение политико-правовые идеи, которые сохранили свое значение основ демократизма и в настоящее время. В ней в основу государственного строя и правовой системы впервые были заложены идеи федерализма, разделения властей и системы «сдержек и противовесов» и судебного конституционного контроля, получившие впоследствии мировое признание и отраженные в той или иной форме в конституциях большинства стран мира.

     Конституция США, одобренная Конституционным конвентом, а затем ратифицированная законодательными собраниями штатов, сохранилась почти  в неизменном виде до настоящего времени. За двести с лишним лет в нее было внесено лишь 27 поправок. Чем же объясняется такая устойчивость и стабильность американской Конституции?

     Авторы  книги «Опыт становления конституционализма в США, Японии и Советской России» [10] объясняют этот факт следующим:

     Во-первых, американская Конституция представляет собой весьма краткий и прагматичный документ. В тексте Конституции даже нет упоминаний о естественных правах человека, об общественном договоре, о праве народа на восстание и смену правительства, т. е. о тех идеологизированных положениях, которые содержались в Декларации независимости. В Конституции говорится об организации федеральных органов и разграничении полномочий законодательной власти федерации и штатов. Определен перечень вопросов, по которым штаты делегируют полномочия федеральной власти. За пределами этого перечня штаты сохраняют свои полномочия. В случае противоречий между законодательствами штатов и федерации приоритет имеют федеральные законы. Таком образом, Конституция определила лишь основные параметры организации федеральной власти и важнейшие принципиальные положения, на которых базируется американский федерализм. В ней нет ни перечня штатов, ни деталей организации федеральной власти, а, следовательно, и нет лишних поводов для внесения поправок в текст Конституции при изменениях полномочий органов федеральной власти или вхождении в состав США новых штатов.

     На  наш взгляд, излишняя конкретизация норм конституции (особенно, учитывая то обстоятельство, что конституция – это всегда «дитя борьбы») ведет к необходимости пересмотра таких норм при смене режима власти, взглядов на права. Именно с этой точки зрения конституция США – оптимальный документ. Так, например, как видно из текста закона, конституция 1787 года не содержала положений, дискриминирующих права афро-американцев, - именно поэтому впоследствии не потребовалось внесения изменений (поправок), которые бы учитывали права чернокожего населения страны.

     Во-вторых, стабильности Конституции способствует и закрепленный в ней американский вариант принципа разделения властей, базирующийся преимущественно на собственном  национальном американском опыте. Отцы-основатели считали, что власть едина, но разделение ее на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную — связано, прежде всего, с установлением системы «сдержек и противовесов», призванной гарантировать от чрезмерной концентрации власти в руках одной из ветвей. Иными словами, обезопасить от возможности установления диктатуры и таким образом обеспечить стабильность и устойчивость конституционного строя.

     В третьих, Конституция США относится  к числу «жестких» конституций. Внесение в нее поправок чрезвычайно  усложнено. Для этого необходимо не только одобрение поправки обеими палатами Конгресса, но и ее ратификация 2/3 законодательных собраний штатов. А это, как показывает практика, весьма трудный и длительный процесс, к тому же он не всегда дает результат (за два с половиной столетия было предложено более пяти тысяч поправок, конгресс принял около 40 из них, а ратифицированы были только 27 [32]).

     В Конституции США 1787 г. впервые отмечалось значение Конституции и федерального права среди правовых актов в  федеративном государстве. Согласно ст.VI Конституции США «настоящая Конституция  и законы Соединенных Штатов, принимаемые  во исполнение ее, и все договоры, которые заключены или будут заключены властью Соединенных Штатов, становятся верховным правом страны; и судьи в каждом из штатов обязаны следовать этому праву, какими бы ни были положения Конституции или законов любого из штатов». Как бы ни толковать данное конституционное положение, все же отцы-основатели были единодушны в том, что Конституция возвышается над всеми законами. Ведь само понятие конституционализма содержало в себе указание на верховенство Конституции среди других правовых актов. В современном конституционном праве США это конституционное положение характеризуется как клаузула о национальном верховенстве. Конкретное юридическое содержание такой клаузулы было наполнено благодаря деятельности Верховного Суда США и созданным им прецедентам. Под влиянием американского понимания конституции как верховного права страны доктрина конституционного права была обогащена трудом государствоведов и конституционалистов различных стран понятием высшей юридической силы конституции в формальном и материальном смысле.

     Сила  любой конституции в стабильности. В США она действует уже  более 200 лет, и уважение людей к  своему основному закону от этого  только крепнет. Да, многое безнадежно устарело, но Конституция США живет, наполняясь новым содержанием благодаря толкованиям Верховного суда США и развитию конституционно-правового законодательства.

     В заключение же данного параграфа  подчеркнем еще раз, что американская конституция – это «живой»  закон, т.е. ее положения не являются лишь декларированными высокопарными фразами, а являются действующими, проведенными в жизнь. За десятилетия и века действия конституции были созданы устойчивые механизмы ее реализации. «Когда люди говорят о Конституции как о живом законе, они имеют в виду доктрины и трактовки, которые были изобретены, развиты и распространены судами» [12]. Конституция – по сути, это только верхушка айсберга. Суть ее – это то, что о ней говорят судьи. А говорят они в контексте текущих дел – текущие же дела возникают из реальных спорных вопросов между реальными тяжущимися. Поэтому и «живет» Конституция сегодняшним днем.

     Говоря  о формировании и развитии конституционализма в США нельзя не упомянуть и  о конституциях штатов – в своих областях они являются важнейшими документами, и почитаются жителями штата наравне с общефедеральной конституцией. Некоторые из них (например, конституция штата Висконсин) являются также очень устойчивыми, иные же – подвержены частым изменениями, или полным заменам текста конституций (так, штат Луизиана имел около 10 конституций). Излишне строгое регулирование мелочных и непринципиальных вопросов (например, установление Конституцией штата Луизианы фиксированного размера жалования губернатора) приводит к тому, что конституции постоянно заменяются и трансформируются, что не является плюсом, а по меткому выражению Л.Фридмэна, «непомерно раздутые конституции ломаются под ветром внешних и внутренних изменений». Краткость и в этом случае следует назвать сестрой таланта. 
 

     2.2 Становление конституции и конституционализма  в Японии.
     Япония  – страна с глубокими традициями. Современный конституционный строй  Японии складывался через призму исторических, религиозных и политических преобразований страны начиная с конца XIXвека.

     Известен  факт, что до второй половины XIX века Япония была закрытой страной – внешние контакты с иными государствами были сведены к минимуму – в отличие от, например, патриархальной Российской Империи, которая в период XVII-XX вв. переняла европейские взгляды на государственное устройство, властные институты (пусть и не всегда нашедшие свое применение на практике), Япония, в силу и географической изолированности, и особенностей социального устройства общества, не подвергалась «прогрессивному» влиянию зарубежных государств, оставаясь глубоко феодальной и кастовой страной.

     Буржуазные  преобразования 70-80-х гг. XIX столетия вывели Японию из внешнеполитической изоляции, расчистили почву для развития капитализма. Торговые контакты и культурный обмен с европейскими странами способствовали внутренним перестройкам. Одним из результатов революций стало принятие в 1889 году конституции – конституции Мэйдзи.

     К разработке конституции приложил немало усилий Томоми Ивакура – один из министров императорского двора. В 1871-73 гг. он совершал поездку по странам Европы и США, подготавливая и заключая договора по торговле и сотрудничеству. Японская делегация очень внимательно ознакомилась с государственными учреждениями, культурой, промышленностью развитых стран. Во время турне на министра наибольшее впечатление произвела Пруссия с ее сильной императорской властью, «карманным» парламентом, государственным протекционизмом и активной ролью государства в развитии промышленности [2]. Именно эти факторы стали основополагающими при составлении проекта Японской конституции (уже после смерти Ивакура) – за образец была принята прусская (бисмарковская) конституции 1850 года.

     Конституция была октроирована 11 февраля 1889 г. и  введена в действие 29 ноября 1900 г., когда собрался первый парламент. Она была названа «Конституцией Великой Японской Империи». Принятие Конституции устранило одно из препятствий к тому, чтобы европейские державы и Америка признали Японию передовой, «модернизированной» страной.

     Специфические черты Конституции Японии 1889 г. таковы. Во-первых, эта Конституция является октроированной. Это означает, что первоначально существует право монарха и Конституция устанавливается именно правом монарха (императора – тэнно). Во-вторых, принципы конституционализма ограничены тем, что парламент не может мешать осуществлению права монарха. В-третьих, не принят принцип формирования кабинета политической партией, лидирующей в парламенте. В-четвертых, субъекты прав и свобод были определены не как граждане, а как подданные; каталог и содержание их прав и свобод ограничены [26].

     Конечно, такую конституцию нельзя назвать  демократичной. Как верно замечает Жучкова С.М., «Конституция 1889 г. была продуктом компромисса между  сторонниками традиционной теократической монархии, которые стремились сохранить императора как абсолютного монарха, активно участвующего в управлении государством и сторонниками бюрократической авторитарной системы, в которой от имени императора правила бы бюрократия. Последние понимали необходимость и возрастающую роль представительной власти, которой, однако, отводили второстепенное место» [4]. Но для Японии того времени это был значительный шаг.

     На  рубеже XIX и XX вв. Япония вступила в стадию монополистического капитализма, ускоренными  темпами шел процесс превращения  ее в империалистическую державу. Усиленная милитаризация страны и сохранения в различных сферах жизни и в общественных отношениях ряда феодальных пережитков придали японскому империализму военно-феодальный характер. Именно воинственность страны станет одним из основополагающих факторов при составлении проектов ныне действующей конституции Японии. Но об этом чуть ниже.

     В.М. Курицын [11] объясняет особую агрессивность японской внешней политики и милитаризации японского общества и государства тем, что, выступив на международную арену сравнительно поздно, Япония не поспела к разделу колоний, и могла удовлетворять свои территориальные претензии только в результате передела уже поделенного – т.е. путем агрессивных завоевательных воин. Русско-Японская война, захват Кореи и значительной части Китая, тем не менее, не позволили Японии создать колониальную империю в Юго-Восточной Азии – поражение во второй мировой войне расставило все точки над i.

     Государство и общество нуждались в реформировании – приоритетными направлениями  послевоенного устройства страны должны были стать, во-первых, ликвидация феодализма, всевластия императора; во-вторых, смещение кастового самурайского строя, духа милитаризации; в-третьих – установление демократии. Все это должно было быть отражено в новой конституции.

     Первоначальный  проект конституции Японии был подготовлен  правительством Японии при участии  группы советников в 1946 г. Он сохранил многие положения первой, консервативной конституции страны 1889 г., лишь слегка подвергнув их «косметической» обработке. Проект был представлен в парламент, но вызвал отрицательную реакцию японской общественности и Дальневосточной комиссии, созданной странами-победительницами. В результате проект был отозван [33].

     Второй  проект конституции разрабатывался учеными и генералами США под руководством генерала Мак-Артура. Фактически послевоенная конституция Японии была написана для этой страны США и их союзниками.

     Многие  положения новой конституции  были заимствованы из Конституции США, конституционных положений Великобритании; Конституция Советского Союза 1936 г. также оказала воздействие на основной закон Японии – в частности, как подчеркивает В.М. Курицын (на что мы указывали выше, при рассмотрении Конституции США), закреплены в конституционном порядке равноправие женщин и мужчин, социальные права граждан.

     Особо аккуратно и скрупулезно подошли  разработчики к положениям Конституции  о военной мощи Японии. В целях  недопущения и предотвращения возможной  военной агрессии, союзники включили в проект принцип-обязательство об отказе Японии от войны и вооруженных сил. Статья 9 Конституции, по которой до сих пор не умолкают дискуссии, гласит, что «Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается» [34].

     Японские  реакционные круги неоднократно пытались ревизовать данную статью –  но безуспешно. Сегодня в Японии имеется Корпус обороны — по существу, вооруженные силы страны, но на его содержание тратится приблизительно 1% государственного бюджета. Против возрождения милитаризма направлено также положение конституции о том, что правительство страны должно состоять только из гражданских лиц [35].

     Окончательно  новая конституция Японии была принята парламентом в октябре 1946 года и вступила в силу 3 марта 1947 г. Данная конституция действует и по сей день, и в силу своей «жесткости» она осталась в неизменном виде (пересмотр конституции Японии осуществляется, если за него проголосуют не менее 2/3 депутатов каждой из палат, а затем данное решение будет утверждено на референдуме, однако практика пересматривать конституцию Японии не сложилась, и она остается в прежнем виде).

     Обозначим лишь основные положения Конституции, отличающие ее от предшественницы 1889 года.

     Так, император лишен возможности  оказывать какое-либо влияние на государственные дела – он лишь номинально выступает в качестве главы государства, представляя  собой «символ нации» (ст.1). Более  того, «статус императора определяется волей всего народа» – что лишает его божественного ореола, божественного происхождения. Синтоизм был лишен статуса государственной религии.

     В целом же Конституция Японии 1947 года (состоящая из 103 статей) вполне отвечает требованиям демократического общества современного мира. Сам факт того, что в нее не вносилось изменений и поправок свидетельствует о том, что граждане этой высокоразвитой и технологичной страны являются носителями высоких общественных ценностей, дорожат и способствуют развитию демократических институтов как в своей стране, так и во всем мире.

2.3 Становление  конституции и конституционализма  в России.

     Государственное развитие России в течение длительного  периода не сопровождалось принятием  Основного закона страны, выдвижения принципа верховенства конституции.

     Идеи  принятия основных законов, которые  должны были отличать монархию от деспотии высказывались еще императрицей Екатериной II и деятелями из ее окружения. Идея такого проекта «конституции» сводилась к тому, чтобы повысить роль сената, «сократить» ряд законодательных полномочий монарха [23]. В этих целях Екатерина II приглашала даже Дидро, не многие из идей которого были восприняты монархом.

     Конституционные течения проявились в обществе, литературе и науке в начале 19 века. При этом существенное значение имеют западная переводная литература.

     В последующем, декабристы и ряд государственных  деятелей (в частности – Сперанский, Новосильцев), подготавливая проекты  конституции Российской империи  основывались на Польской конституционной хартии 1815 года. В 1819 году государем Александром I было сделано поручение Новосильцеву составить проект «Уставной грамоты», фактически, основные начала конституции. Как отмечают исследователи, такой проект даже существовал, но государь скрывал его от своих министров [24]. Интересно заметить, что в этот период государственного строительства Российской империи, принятие конституции многими государственными деятелями рассматривалась как международно-статусная необходимость. Во многих европейских странах конституции действовали (даже на территории Российской империи, как мы уже отмечали – в Польше), тем самым Россия как бы отставала от Европы всей, что играло существенное значение в ее международном статусе.

     Проекты конституции России  разрабатываются Никитой Михайловичем Муравьевым (1824г.), Г.С. Батеньковыми (1826г.) и др.

     В конце 19 - начале 20 века различными российскими  учеными также разрабатываются  проекты конституции Российской империи. Так, можно выделить «Проект  Русской Конституции» (Основной Государственный Устав Российской Империи), изданный в 1894 году в Лондоне Комитетом Фонда Вольной Русской Прессы; проект движения Освобождения, называемый «проект Геллерта (1904г.) [1]. Несмотря на революционность предложений, названные проекты были далеко не безупречны, т.к. например, не содержали положения о верховенстве конституции, а из текста проекта самой конституции можно лишь сделать вывод о верховенстве Императора [16]. Впрочем уже в этот период, дореволюционные исследователи (проф.Градовский) выделяют термин «конституционализм» (применительно к конституционной монархии), определяя его как «те условия, в которых действует государственная власть» [3].

     В условиях монархического государства  после государственных преобразований 1905-1906 гг. в России 23 апреля 1906 года были введены в действие Основные государственные законы. Однако они не только ничего не говорили о собственной роли в правовой системе страны, но весьма определенно закрепляли через характеристику императорской власти как самодержавной верховенство монарха. Так в ст.4 гл.1 Основ было закреплено: «Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная Власть. Повиноваться власти Его не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Тем самым создавались правовые основы для развития монархического конституционализма.

     Многие  конституционные идеи 19-20 века остались так и не востребованы, в виду прихода к власти Советов. Советское  государство пошло по своему пути развития идей конституции и конституционализма.

     Первая  Российская Конституция была принята в 1918 году. Как отмечал один разработчиков российской советской конституции П.Стучка, конституция представляет собой «организацию участия господствующего класса во власти» [25]. Конституция 1918г. воистину являлась выразительницею классовых отношений власти данного общества.

     Первая  Конституция РСФСР 1918г. [27], ставшая de jure конституцией диктатуры пролетариата, закрепила классовую систему органов власти и управления, выборность органов снизу доверху, принцип многостепенности выборов.

     Наряду  с введением трудового ценза, основной закон содержал подробный  перечень лиц, лишенных избирательных  прав, - так называемых эксплуататоров трудового народа. Основной Закон  РСФСР 1918г. вряд ли выполнял роль социального  компромисса между различными политическими силами в обществе, интересами сословий — дворянства, купечества, зарождающейся буржуазии, рабочих, крупного, среднего и мелкого крестьянства. Им устанавливалась не демократическая, плюралистическая и легитимная власть, а, напротив, диктатура беднейшего населения, которая вызвала по отношению к себе вооруженное противостояние, гражданскую войну. Официально провозглашалось право государства на неправовые методы воздействия по отношению к любой оппозиции. Так, п.3 главы 2 раздела I закреплял основные задачи Советской власти, а именно «уничтожение всякой эксплуатации человека человеком... беспощадное подавление эксплуататоров», и более конкретные: «...вооружение трудящихся ...и полное разоружение имущих классов» [5].

     В конституциях РСФСР от 10 июля 1918 года и СССР от 6 июля 1923 года (в ред. от 31 января 1924г.), от 5 декабря 1936г., впервые закрепляются нормы о защите прав человека, чести и достоинства граждан, социальной защите всех граждан страны, вне зависимости от национальности, должностного и имущественного положения его членов, а также присутствует множество других самых наилучших гарантий и пожеланий для граждан государства. Современная историко-правовая мысль скептически относятся к «самым демократическим» конституциям того времени. Между тем, целый ряд задач, которые были поставлены в Конституции перед Советской властью, оказались выполненными (национализация собственности, ликвидация эксплуататоров, безграмотности и др.), поэтому вряд ли правильно рассматривать эту Конституцию как излишне декларативную. Получается, что Советские Конституции были декларативны «лишь» для большинства граждан и зарубежных государств. Некоторые лозунги первых конституций так и остались «на бумаге» прежде всего из-за своей изначальной нереальности.

Информация о работе Становление Конституции и становление конституционализма в США, Японии и России