Становление Конституции и становление конституционализма в США, Японии и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Итак, цель данной работы рассмотреть становление конституционализма в США, Японии и России. Во исполнение поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:
– рассмотреть историю (этапы) становления конституционализма в США, Японии, России;
– проанализировать институты конституционализма в США, Японии и России:
– выбора парламента и президента;
– структуру парламента;
– парламентский контроль.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. КОНСТИТУЦИЯ И КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ ……………...6
1.1 Сущность понятий «конституция» и «конституционализм»………………6
1.2. Конституционные идеи……………………………………………................7
1.3. Нормативно-правовой фундамент…………………………………………..8
1.4. Политический режим………………………………………………………...9
1.5. Система защиты конституционного строя и конституции……………….10
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………………...12
ГЛАВА II. СТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ И КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА…………………………………………………13
2.1 Становление конституции и конституционализма в США.………………13
2.2 Становление конституции и конституционализма в Японии ……………20
2.3 Становление конституции и конституционализма в России.…………….24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2...……………………………………………………. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...35

Работа содержит 1 файл

курсовая работа КПР.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

     1.3. Нормативно-правовой фундамент

     Предпосылкой  конституционализма, как уже сказано, является наличие нормативно-правового  фундамента. Проявляется данное требование в нескольких направлениях.

     Прежде  всего, в условиях нашей страны рациональнее всего говорить о пользе наличия  самого официального текста Конституции. Трудно обеспечивать реализацию названных  выше конституционных идей, если вместо единого текста появляются разрозненные решения. Единый текст Конституции РФ имеет конституирующее значение для общества и государства, это огромный политико-организующий и социальный фактор. Не случайно с принятием новой Конституции связывается окончание одного и начало нового этапа в социально-политической истории страны.

     Наличие единого текста - конечно, не самоцель. Конституционализм выражается в  том, что посредством Конституции  закрепляется набор конституционно-правовых институтов. Мы не можем согласиться  с тем, что на предшествующих этапах истории Советского государства хотя и существовали многие эти институты, но конституционализма вообще не было. Есть конституционализм как абстрактное понятие, как идеальная модель. Есть и конституционализм конкретной страны. К примеру, у нас не было профессионального парламента. Но ведь концепцией власти того времени и не предусматривался такой орган. Считалось, что лучше, когда депутаты не порывают с выполнением производственных функций, когда они связаны со своими трудовыми коллективами, ответственны перед избирателями и могут быть ими отозваны. Отказать какой-то стране в попытках создания своей модели государственной власти никак нельзя. Где сказано, что она должна идти путем других стран? И почему принцип ответственных перед народом депутатов хуже, чем принцип так называемого свободного мандата и неответственности депутатов перед избирателями? Следовательно, могут быть разные модели конституционализма, и трудно по каким-то формальным критериям одни признавать хорошими, другие - плохими. К тому же ведь модель и практика - это разные вещи. Многие благие идеи представительной демократии были попросту извращены в прежние времена, и считать это конституционализмом было бы неверно.

     В этом плане можно сказать в  общем и целом о том, что конституционно-правовые институты в совокупности создают демократический конституционализм, когда в них отражаются:

     - демократическое общество и государство;

     - свобода личности, демократические  права и свобода граждан;

     - инструменты власти, сочетающие прямое народовластие, и органы, формируемые демократическим путем, испытывающие на себе влияние народа, имеющие необходимые полномочия и средства воздействия друг на друга;

     - избирательная система, основанная  на всеобщности, свободе и состязательности выборов;

     - политический плюрализм и многопартийность.

     1.4. Политический режим

     Третьим компонентом конституционализма является наличие определенного фактического политического режима, адекватного  конституции. Разумеется, здесь надо сразу уточнить, о чем идет речь. Может быть налицо реакционная конституция и соответствующий ей политический режим. Ни о каком конституционализме в данном случае говорить нельзя. Мы предполагаем иное: демократическую конституцию и вытекающий из нее политический режим. Не может быть такого перекоса, когда конституция звучит демократически, а режим ей не соответствует - как это было, например, при принятии Конституции СССР 1936 г.

     Вопросы вызывает и такая ситуация, когда  Конституция ущербна, тоталитарна, а фактический порядок становится демократичным. В данном случае следовало бы как можно скорее заменить данную конституцию новой, соответствующей реальному режиму. Иначе могут найтись силы, которые по формальному признаку противоречия Конституции фактического демократического порядка сворачивают его. Не очень желательна и такая ситуация, когда Конституция демократична, но фактический порядок еще "демократичнее", поскольку речь идет в этом случае об угрозе анархии и отсутствии дисциплины.

     Таким образом, проблема соответствия конституции фактическим общественным отношениям является вечной. Ее решает каждая страна, не составляет исключения и Россия.

     Конституционализм предполагает определенную стабильность конституционно-правовых институтов. Мы обращались к данному вопросу  в первой главе. Подчеркнем, что речь идет отнюдь не о том, чтобы делать признаком конституционализма сохранение всех без исключения институтов, заложенных в конкретной Конституции. К примеру, страна могла не иметь президента, затем ввести данный пост, а по прошествии какого-то времени его упразднить. Сказать, что при этом произошел отказ от конституционализма, было бы преувеличением. Есть функции высшей власти, они существуют объективно. А вот как их распределить, кому что поручить, какие органы для этого иметь - дело конкретного строя. Вот если будет иметь место узурпация власти, сосредоточение всех функций в руках одного лица или узкого круга лиц - тогда можно говорить об утрате конституционализма, даже если новый порядок будет оформлен принятием очередной Конституции. 
 

     1.5. Система защиты конституционного строя и конституции

     Четвертый компонент конституционализма - система  защиты конституционного строя и  Конституции. Конституционализм требует  верховенства Конституции РФ. Нельзя подменять ее положения ни федеральным  конституционным законом, ни федеральным законом, ни тем более указом Президента или актом Правительства. В федеративном государстве не может быть низведения на "нет" Конституции всего государства конституцией, уставом субъекта. Верховенство связано не только с субординацией актов, но также и обеспечением авторитета Конституции, в том числе в общественном сознании, о чем уже шла речь.

     Задачу  защиты Конституции и ее ценностей  выполняют, с одной стороны, все  государственные органы, органы местного самоуправления, более того - любые общественные объединения. Специфические функции возложены на Конституционный Суд РФ, конституционные, уставные суды (палаты) субъектов РФ. С другой стороны (и это очень важно), нужна система гарантий непосредственного участия граждан в защите Конституции, чтобы это было и обеспечением интересов народа, и не переросло в стихийные волнения, в том числе и инспирированные под флагом защиты Конституции.

     Итак, конституционализм - сложная общественно-политическая модель. Ее компоненты позволяют захватить общество светлыми идеями, сделать их содержанием конкретного основного закона, превратить в набор конституционно-правовых институтов, жить в соответствии с ними при должном политическом режиме и защищать ценности конституционной демократии. Конституционализм - это идеал, к которому должно стремиться общество, идущее по пути социального прогресса. Хочется надеяться на то, что конституционализм - это база и ориентир политического развития современной России. 
 
 

     ВЫВОДЫ  ПО ГЛАВЕ 1

  1. Существует несколько подходов к понятию «конституционализм».

     2. Конституционализм следует связывать в четырьмя главными моментами: конституционные идеи; наличие соответствующего нормативно-правового фундамента; достижение определенного фактического режима; система защиты конституционного строя и конституции.

          3.  Предпосылку конституционализма составляют конституционные идеи.

            4.  Для реализации любых конституционных  идей необходим единый нормативно-правовой  фундамент.

            5. Необходимым компонентом конституционализма является наличие определенного фактического политического режима, адекватного конституции.

            6. Конституционализм требует защиты, а именно верховенства Конституции РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА II. СТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ  И КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА

     2.1 Становление конституции и конституционализма  в США.

     История конституционализма США – это  отражение истории самой страны. Прежде всего подчеркнем, что нация  американцев – это нация эмигрантов: масса этносов и народностей, различные языковые группы. Все эти факторы предопределяли борьбу за свои права и их фиксацию.

     Правовые  отголоски стран, выходцы которых  основались на тихоокеанском побережье, нашли свое отражение в правовой системе Америки. Влияние «головных» стран (Англии, Португалии, Испании, Голландии) на формирование права Америки было бесспорным, но пальма первенства все же принадлежит английскому праву. Никакая другая система права реально не имела шанса утвердиться в США – и главенство английского языка, и тот факт, что большинство «колоний» все-таки принадлежали английской короне, способствовали тому. De jure английские земли на новом континенте подчинялись английским законом – но de facto связи с туманным Альбионом были шаткими, колонии росли и развивались вне зависимости от Британии.

     В 1776 году разразилась война, и до того уже непрочные связи между Англией и ее колониями на территории США были разрушены. В ходе войны за независимость американские колонии стали именовать себя штатами (states), т.е. независимыми государствами, и приняли свои конституции. Все эти конституции базировались на принципиальных положениях, провозглашенных в Декларации независимости от 4 июля 1776г [15]. В Декларации указывалось, что «все люди созданы равными, что они наделны Создателем определенными неотъемлемыми правами, среди которых имеется право на жизнь, свободу и на стремление к счастью». Именно для защиты этих прав создаются людьми правительства (теория «общественного договора») и если правительство не только не защищает, а наоборот попирает эти права, народ имеет право на восстание (которым американцы и воспользовались). Декларация провозглашала создание союза суверенных государств-штатов, однако в момент ее провозглашения союз еще не был создан.

     Война за независимость была успешной для  штатов, но колонии встали перед вопросом определения своего статуса – формы государственного устройства. Как пишет Л.Фридмэн [12], колонии хотели создать некий вид федерации с одной стороны, и сохранить многие черты суверенитета с другой. Суверенные штаты (на тот момент их было 13) отвергали как унитарную, так и федеративную форму государственного объединения, соглашаясь на создание только конфедерации.

     12 июля 1776г. Континентальный конгресс, выступавший тогда в качестве  общеамериканского политического  органа, создал комитет по подготовке Статей Конфедерации во главе с Д. Дикинсоном. Проект Дикинсона не удовлетворил конгресс в главном - распределении прерогатив между центральным правительством и штатами. Дикинсон оставлял за каждым штатом право «регулировать и управлять внутренними делами во всех случаях, не противоречащих Статьям Конфедерации». Полномочиям Континентального конгресса при этом была дана широкая и неконкретная трактовка. Проект Дикинсона предполагал не только наделение государственного общеамериканского центра широкими и неопределенными полномочиями, но также создание наряду с законодательным собранием исполнительного органа власти. Члены Континентального конгресса решительно отвергли подобный подход. Одобренный ими 14 ноября 1777 г. и переданный для ратификации штатам проект по всем основным вопросам отличался от плана Дикинсона.

     Он  провозглашал вступление североамериканских штатов в «прочную лигу дружбы» и  в первой по важности (второй по счету) статье объявлял, что «каждый штат сохраняет суверенитет, свободу  и независимость» в осуществлении прав, «определенно не делегированным Соединенным Штатам, собравшимся в конгрессе». Поскольку о верховенстве Конфедерации в проекте не упоминалось, штаты выступали как самостоятельные государства. Хотя полномочия конгресса выглядели весьма внушительно: он наделялся «исключительным правом» решать вопросы войны и мира, назначать и принимать послов, вступать в международные соглашения и союзы, определять курс и количество денег в обращении и некоторыми другими, они были точно определены, перечислены и регламентированы. Все права конгресса, в том числе и «исключительные», сопровождались оговорками, подчеркивавшими суверенитет штатов [21].

     Для ратификации Статей Конфедерации требовалось  единодушное согласие всех штатов. Это привело к тому, что они вступили в силу только 1 марта 1781г. Статьи Конфедерации по праву можно назвать если и не первой конституцией США – то важнейшим актом, определившим в дальнейшем эволюцию американского конституционализма – они закрепили революционные завоевания, достигнутые в ходе Войны за независимость и определили республиканскую форму государственного устройства бывших английских колоний в Северной Америке, провозгласив образование конфедерации штатов.

Информация о работе Становление Конституции и становление конституционализма в США, Японии и России