Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 12:24, курсовая работа
Суды - один из древнейших государственных институтов, появившийся одновременно с первыми государствами. С развитием человеческой цивилизации развивались и суды, менялись цели и задачи, которые ставило государство перед судебной властью, упразднялись старые суды, а вместо них создавались новые, следовательно, судебная система находится постоянно в динамике. Как мне кажется, целью моей курсовой работы и являются те изменения, которые происходили с судебной системой Республики, на разных этапах её развития. Судебная реформа 1864 года заложила основы для дальнейшего развития судебной системы, когда вместо множества судов была создана стройная система. Эта реформа чётко определила круг полномочий каждого суда, что помогло справиться с судебной волокитой и бюрократизмом.
Введение 4
1. Формирование судебной системы Российской Империи. Судебная реформа 1864 года и её правовое значение 5
2. Развитие судебной системы в Советское время 11
3. Судебная система Республики Беларусь 24
Заключение 37
Список использованных источников 39
Надзор за деятельностью областных и Минского городского суда в форме кассационного или надзорного производства осуществляет Верховный Суд Республики Беларусь, который, кроме того, может изъять любое дело из этих судов и принять его к своему рассмотрению по существу.
Количественный состав областных, Минского городского судов зависит от объема и характера судебной работы по рассмотрению дел, размеров территории соответствующей области, количества проживающего населения, количества районных (городских) судов, объема их работы. Он определяется Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь (ст. 24 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь»).
Областной (Минский городской) суд состоит из председателя суда, заместителей председателя суда, судей и народных заседателей. В этих судах имеются: 1) судебная коллегия по уголовным делам; 2) судебная коллегия по гражданским делам; 3) президиум суда.
Состав судебных коллегий формируется из судей данного суда и утверждается президиумом областного (Минского городского) суда по предложению председателя суда. В судебную коллегию входят: председатели коллегий, судьи и народные заседатели. Председатели коллегий одновременно является заместителями председателя соответствующего суда.
Президиум областных, Минского городского судов состоит из председателя суда, заместителей председателя суда, судей этого суда в количестве, определяемом Президентом Республики Беларусь. Состав президиума суда утверждается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции, Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и председателя соответствующего областного суда.
Областной и равный ему Минский городской суд осуществляет правосудие как суд первой инстанции, рассматривая судебные дела с вынесением решений, приговоров, определений и постановлений. При этом он действует в составе судьи (председателя суда, заместителя председателя или судьи), который председательствует в судебном заседании, и двух народных заседателей. Как суд второй инстанции, рассматривает дела по кассационным жалобам сторон или протесту прокурора на решения, приговоры, определения, постановления районных (городских) судов, не вступившие в законную силу, а в качестве суда надзорной инстанции рассматривает протесты прокурора в порядке надзора на решения, приговоры, определения и постановления, вступившие в законную силу. Рассмотрение дел осуществляется в составе трех профессиональных судей.
Для рассмотрения соответствующих судебных дел образуется коллегия по гражданским делам и коллегия по уголовным делам, в которых формируются судебные составы для рассмотрения конкретных уголовных и гражданских дел, как по первой инстанции, так и для рассмотрения дел в кассационном порядке.
Надзорной инстанцией в областном, Минском городском суде является президиум этих судов, который состоит из председателя, его заместителя и судей этого суда.
Областные суды и Минский городской суд структурно подразделяются на судебные коллегии и президиум суда, компетенция которых различна.
Состав судебной коллегии по уголовным делам и судебной коллегии по гражданским делам областных судов и Минского городского суда утверждается президиумом соответствующего суда по предложению председателя суда из числа судей данного суда.
В этих коллегиях возможно создание специализированных судебных составов, рассматривающих дела только в кассационном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам, и судебные составы только для рассмотрения дел по первой инстанции. Народные заседатели участвуют лишь в рассмотрении дел по первой инстанции.
Рассмотрение дел по первой инстанции судебные коллегии осуществляют в судебном составе, в который входит судья соответствующего суда, который является председательствующим в судебном заседании, и двух народных заседателей.
Когда судебные коллегии выступают в качестве суда второй инстанции и осуществляют свою деятельность в форме кассационного производства, то дела рассматриваются в составе трех судей соответствующего суда, без участия народных заседателей.
Президиум областного суда состоит из председателя суда,: заместителей председателя суда, судей этого суда в количестве, определяемом Президентом Республики Беларусь. Состав президиума суда утверждается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции, Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и председателя областного (Минского городского) суда (ст. 26 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь»).
В заседаниях президиума, не связанных с рассмотрением судебных дел, могут по приглашению председателя данного суда участвовать остальные члены того же суда, председатели районных (городских) судов, судьи районных (городских) судов, руководящие работники органов юстиции, представители других государственных органов и научных учреждений.
Полномочия президиума областных судов и Минского городского суда разнообразны, и их можно разделить на две группы: 1) полномочия, связанные с рассмотрением уголовных и гражданских дел; 2) полномочия организационного характера.
Президиумы областных судов и Минского городского суда рассматривают уголовные дела по вновь открывшимся обстоятельствам по представлению прокурора.
Верховный Суд Республики Беларусь является высшей судебной инстанцией в системе судов общей юрисдикции. Его полномочия распространяются на всю территорию Республики Беларусь. Он является судом первой инстанции, а также проверяет законность и обоснованность вынесения судебных актов и таким образом является окончательной судебной инстанцией по всем делам, подсудным судам общей компетенции. Он дает разъяснения по вопросам применения законодательства, и эти разъяснения подлежат обязательному использованию в ходе правоприменительной деятельности суда.
Как высший судебный орган государства в системе судов общей юрисдикции, Верховный Суд по первой инстанции рассматривает наиболее сложные дела, в кассационном порядке проверяет не вступившие в законную силу судебные акты, а в порядке надзора рассматривает протесты на решения, приговоры, определения и постановления, вступившие в законную силу. В его задачи входит также рассматривать дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Это касается тех дел, которые им были рассмотрены по первой инстанции.
Верховный Суд рассматривает гражданские дела по первой инстанции, которые подсудны ему в соответствии с актами законодательства. К таким делам в настоящее время относятся дела по жалобам на отказ в регистрации республиканских и международных общественных объединений граждан, по заявлениям о прекращении деятельности таких объединений; по жалобам на отказ в регистрации инициативной группы по проведению республиканского референдума; по жалобам на отказ в регистрации политических партий; по жалобам на решения Президента Республики Беларусь по вопросам гражданства; по жалобам на отказ Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов в регистрации кандидатов в Президенты Республики Беларусь, дела по спорам, вытекающим из применения законодательства, регулирующего имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием объектов промышленной собственности (44 ГПК).
Верховный Суд вправе изъять любое гражданское дело из любого суда общей юрисдикции и принять его к своему производству в качестве суда первой инстанции.
Верховному Суду подсудны уголовные дела о преступлениях, совершенных высшими должностными лицами государства, членами Совета Республики, депутатами Парламента -Национального собрания Республики Беларусь и судьями, а также уголовные дела, переданные в данный суд с согласия обвиняемого и его защитника в целях обеспечения объективности судебного разбирательства. Кроме того Верховный Суд вправе принять к своему производству по собственной инициативе любое уголовное дело.
Верховный Суд Республики Беларусь направляет деятельность судов общей юрисдикции путем отмены или изменения судебных актов, вынесенных нижестоящими судами, и таким образом исправляет в судебных заседаниях судебные ошибки. Он также определяет направления совершенствования судебной практики путем дачи судам разъяснений по применению законодательства, что является его прерогативой. Эти разъяснения, опираясь на изученную и обобщенную судебную практику, определяют ориентиры правоприменительной деятельности суда.
По Конституции Республики Беларусь Верховный Суд правом законодательной инициативы не обладает (ст. 99).Это нельзя расценивать как ослабление судебной власти. Наоборот, это свидетельствует о самостоятельности судебной власти в обеспечении правосудия, в укреплении принципа осуществления правосудия только судом.
Верховный Суд Республики Беларусь состоит из судей и народных заседателей. В соответствии со ст. 84 Конституции Республики Беларусь, судей Верховного Суда назначает Президент Республики Беларусь с согласия Совета Республики (палаты Парламента). Срок полномочий судей не определен.
Верховный Суд Республики Беларусь действует в составе:
1) Председателя и его заместителей;
2) судебной коллегии по уголовным делам;
3) судебной коллегии по гражданским делам;
4) Военной коллегии;
5) Президиума;
6) Пленума Верховного Суда.
9 июля 1998 г. ст. 8 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» была дополнена положением о том, что патентные дела в Верховном Суде рассматриваются коллегией по патентным делам Верховного Суда в Республике Беларусь. Однако, такая коллегия не создана.
Верховный Суд Республики Беларусь по первой инстанции рассматривает уголовные дела в составе председательствующего и двух народных заседателей. Председательствующим в судебном заседании может быть Председатель Верховного Суда, его заместители или судья Верховного Суда. В кассационном порядке при рассмотрении в судебной коллегии по уголовным делам и судебной коллегии по гражданским делам жалоб и протестов он действует в составе трех профессиональных судей. В порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам в судебных коллегиях дела рассматриваются в составе трех профессиональных судей Верховного Суда, а в Президиуме Верховного Суда - при участии большинства его полного состава. Народные заседатели при рассмотрении уголовных дел в кассационном и надзорном порядке, а также при рассмотрении дел по вновь открывшимся обстоятельствам не участвуют.
Гражданские дела по первой инстанции рассматриваются судьей единолично, без участия народных заседателей. Судебные решения по таким делам вступают в законную силу немедленно после их провозглашения и не подлежат пересмотру в кассационном порядке. Они могут быть пересмотрены в порядке надзора.
Компетенция каждого структурного подразделения Верховного Суда не одинакова. Важно, что все они осуществляют правосудие, а также выполняют организационные функции, направленные на улучшение деятельности по рассмотрению гражданских и уголовных дел, совершенствованию законодательства и практики его применения.
Белорусская судебная система сегодняшнего дня впитала в себя положительный исторический опыт, как царской России, так и советской судебной системы. Самым главным достоянием белорусских судов всех рангов является их независимость от исполнительной и законодательной власти, что подкрепляется Конституцией. Предусмотрено даже уголовное наказание за вмешательство в деятельность судов и судей. Также при создании судебной системы используется и международный опыт. Всё это, как мне кажется, помогает построить слаженную судебную систему и повысить авторитет судебной власти в обществе.
Положительным моментом в судебной системе Республики Беларусь является неотъемлемое право всех граждан страны, иностранных граждан на судебную защиту и равенстве всех граждан перед законом и судом.
Закон "О судоустройстве и статусе судей РБ" чётко определяет порядок формирование судов всех уровней: от районного до Верховного суда, их компетенцию, права и обязанности судей.
С помощью изучения и обобщения исторического опыта мы сможем избежать ошибок присущих старым судебным системам.
И так мы выяснили, что судебная система - это совокупность всех судов, которые действуют на территории Республики Беларусь. Судебную систему Республики Беларусь составляют: Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские) суды, Белорусский военный суд, межгарнизонные военные суды, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и приравненные к ним суды, а также хозяйственные суды городов и районов. Образование чрезвычайных судов в Республике Беларусь запрещается. Полномочия. Основы законодательства регулирующие судебную деятельность закреплены в главе 6 Конституции РБ, Законе "О судоустройстве и статусе судей", в законах о Хозяйственных и Конституционном суде, международных договорах и других нормативных актах.
Информация о работе Становление и развитие судебной системы РБ