Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 12:24, курсовая работа
Суды - один из древнейших государственных институтов, появившийся одновременно с первыми государствами. С развитием человеческой цивилизации развивались и суды, менялись цели и задачи, которые ставило государство перед судебной властью, упразднялись старые суды, а вместо них создавались новые, следовательно, судебная система находится постоянно в динамике. Как мне кажется, целью моей курсовой работы и являются те изменения, которые происходили с судебной системой Республики, на разных этапах её развития. Судебная реформа 1864 года заложила основы для дальнейшего развития судебной системы, когда вместо множества судов была создана стройная система. Эта реформа чётко определила круг полномочий каждого суда, что помогло справиться с судебной волокитой и бюрократизмом.
Введение 4
1. Формирование судебной системы Российской Империи. Судебная реформа 1864 года и её правовое значение 5
2. Развитие судебной системы в Советское время 11
3. Судебная система Республики Беларусь 24
Заключение 37
Список использованных источников 39
Сразу же после обнародования декрета в Белоруссии началось создание местных судов и рабоче-крестьянских революционных трибуналов. Первые учреждались для рассмотрения отнесенных к их подсудности гражданских дел и дел об обще уголовных преступлениях, вторые -- для рассмотрения дел о контрреволюционных и иных особо опасных для Советского государства преступлениях.
Позднее, в соответствии с Декретом о суде № 2, изданным 7 марта 1918г., были образованы окружные народные суды, рассматривавшие дела, превышавшие подсудность местного народного суда. В Белоруссии, входившей до января 1919 г. в состав Российской Федерации, были проведены в жизнь и другие декреты ВЦИК и СНК об организации общих судов и революционных трибуналов.
Большую роль в истории советского суда сыграл Декрет (Положение) о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г., повсеместно учредивший единый народный суд в трех составах: народный судья, народный судья и два народных заседателя и народный судья и шесть народных заседателей. В каждом судебном округе для рассмотрения кассационных жалоб на приговоры и решения народных судов создавался Совет народных судей, выполнявший одновременно функции судебного контроля [6. c111-114].
Образование
Белорусской ССР в области судебного строительства
было отмечено опубликованием в середине
января 1919 г. постановления Народного
комиссариата республики об организации
народного суда. Оно подтвердило упразднение
в БССР старых судебно-следственных учреждений
и объявило о создании органов пролетарского
правосудия. По окончании иностранной
интервенции и гражданской войны республика
вместе со всей страной приступила к восстановлению
народного хозяйства. В целях укрепления
социалистической законности и развития
советской демократии в БССР, как и в стране
в целом, были осуществлены меры, имевшие
общественно-политическое значение, и
в частности, проведена судебная реформа.
30 марта 1923 г. II сессия ЦИК Белоруссии приняла
Положение о судоустройстве, в котором
обобщался опыт судебного строительства
в республике с момента ее образования.
Оно восприняло основные принципы Положения
о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922
г. и вместе с тем учитывало местные условия
и особенности административно-
В БССР была создана трехзвенная судебная система: народный суд, Высший суд и Верховный суд. Наряду с системой общих судов предусматривалось действие: военных трибуналов -- по делам о преступлениях, совершаемых в армии; особых сессий народного суда по трудовым делам; земельных комиссий -- по земельным делам; арбитражной комиссии -- по спорам между социалистическими организациями.
Основным звеном судебной системы являлся народный суд. Народный судья единолично или с участием двух народных заседателей осуществлял свою деятельность в пределах уезда или городского района. Кассационной инстанцией для народных судов являлся Высший суд. Он действовал и в качестве суда первой инстанции по отнесенным к его ведению делам и выполнял функции органа судебного контроля.
Верховный суд был высшим судебным органом республики. Он осуществлял надзор и судебный контроль за всеми судами, кроме военных и военно-транспортных трибуналов.
В
1924 и 1925 гг. были приняты новые Положения
о судоустройстве БССР, которые не внесли
коренных изменений в организацию судебной
системы. В точном соответствии с Основами
судоустройства СССР и союзных республик,
утвержденными постановлением ЦИК СССР
от 29 октября 1924 г., законодательство о
судебной организации БССР сформулировало
задачи правосудия, установило систему
судебных органов. В связи с укрупнением
БССР и введением нового административно-
В годы социалистической реконструкции народного хозяйства существенных изменений в организацию судебной системы республики не вносилось. В связи с ликвидацией округов Положение о судоустройстве БССР 1931 г. закрепило двухзвенность судебной системы: народные суды и Верховный суд БССР. Вскоре, однако, среднее звено судебной системы было восстановлено.
Конституция СССР 1936 г. и Конституция БССР 1937 г. расширили демократические основы правосудия, обеспечили последовательный демократизм советского суда. В отличие от Конституции СССР 1924 г. общесоюзная Конституция 1936 г. отнесла к ведению СССР все законодательство о судоустройстве. 16 августа 1938 г. II сессия Верховного Совета СССР приняла закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», на длительное время определивший задачи и организацию советского суда.
В соответствии с этим законом на территории Белорусской ССР действовали народные и областные суды и Верховный суд БССР. Реализуя указания XX съезда КПСС о расширении суверенных прав союзных республик, VI сессия Верховного Совета СССР в феврале 1957 г. приняла закон «Об отнесении к ведению союзных республик законодательства об устройстве судов союзных республик, принятия гражданского, уголовного и процессуальных кодексов». Отнесение к компетенции Союза ССР установления основ законодательства о судоустройстве, а к ведению союзных республик -- законов о судебной организации отвечает принципам советского федерализма, обеспечивает единство советской судебной системы и вместе с тем позволяет учесть в судоустройстве союзных республик местные и национальные особенности.
Организация судебной системы в БССР определяется Конституцией СССР и Конституцией БССР, Основами законодательства о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик от 25 декабря 1958 г., Законом о судоустройстве БССР, принятым Верховным Советом БССР 20 ноября 1959г., Положением о выборах районных (городских) народных судов БССР от 25 октября 1960 г. и другими нормативными актами.
В соответствии со ст. 102 Конституции. СССР и ст. 1 Основ законодательства о судоустройстве советская судебная система состоит из Верховного Суда СССР, Верховных судов союзных и автономных республик, областных, краевых, городских судов, судов автономных областей и национальных округов, районных (городских) народных судов, а также, военных трибуналов.
В СССР различаются общесоюзные суды и суды союзных республик. К первым относятся Верховный Суд СССР и военные трибуналы, ко вторым -- все остальные суды. Общесоюзные суды действуют от имени СССР, суды союзных республик -- от имени соответствующей союзной республики. Суды БССР выносят приговоры и решения именем Белорусской ССР.
В соответствии со ст. 104 Конституции СССР Верховный Суд СССР является высшим судебным органом Советского государства. На него возлагается надзор за судебной деятельностью судебных органов СССР, а также судебных органов союзных республик в пределах, установленных законом. В частности, Верховный Суд СССР вправе проверить в порядке судебного надзора решения, приговоры и постановления Верховного суда БССР, если эти судебные акты противоречат общесоюзному законодательству или нарушают интересы других союзных республик. Верховный Суд СССР изучает практику применения судами законодательства и дает руководящие разъяснения судам по вопросам его применения. Ему принадлежит право законодательной инициативы. В качестве суда первой инстанции Верховный Суд СССР рассматривает дела исключительной важности. Верховный Суд СССР избирается Верховным Советом Союза ССР сроком на пять лет в составе Председателя, его заместителей, членов и народных заседателей. Верховный Суд СССР ответствен перед Верховным Советом СССР, а в период между сессиями Верховного Совета СССР -- перед Президиумом Верховного Совета СССР [5. c. 22].
Военные трибуналы осуществляют правосудие в Советской Армии и на Военно-Морском Флоте.
В
союзных республиках в зависимости от
административно-
Первым и вместе с тем основным звеном судебной системы БССР являлся районный (городской) народный суд. Он образовывался в каждом административном районе или городе, не имеющем районного деления (ст. 27 Закона о судоустройстве БССР). Являясь низшим звеном судебной системы и действуя только в качестве суда первой инстанции, этот суд рассматривал основную массу гражданских и уголовных дел поступивших в суд.
Районные (городские) народные суды формировались путем выборов: народные судьи избираются гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет, народные заседатели -- на общих собраниях рабочих, служащих и колхозников по месту их работы или жительства, военнослужащих -- по воинским частям открытым голосованием сроком на два года. Структура судов и количество народных судей устанавливалась Президиумом Верховного Совета БССР по представлению министра юстиции Белорусской ССР. Порядок выборов районных (городских) народных судов подробно регулировался Положением, утвержденным Президиумом Верховного Совета БССР от 25 октября 1960 г., с последующими изменениями и дополнениями. Кандидат в народные судьи считался избранным, если он получал абсолютное большинство голосов.
В БССР в одном районном (городском) народном суде число народных судей -- от одного до шести. Количество народных заседателей для каждого районного народного суда определялось исполкомом областного, городского (городов республиканского подчинения) Советов депутатов трудящихся по представлению начальника отдела юстиции данного исполкома.
«Районный суд рассматривает уголовные и гражданские дела, за исключением дел, отнесённых Законом к ведению вышестоящих судов или военных: трибуналов» (ст. 31 Закона о судоустройстве БССР). Среди уголовных дел народный суд рассматривал дела о преступлениях против социалистической собственности, жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, политических, трудовых, жилищных и иных прав граждан, личной собственности, о хозяйственных, должностных преступлениях, преступлениях против порядка управления, общественной безопасности, общественного порядка.
Районному (городскому) народному суду были подсудны все категории гражданских дел, подведомственных судебным органам (ст. 112 Гражданско-процессуального кодекса БССР). Это споры между гражданами, а также гражданами, с одной стороны, и государственными предприятиями, учреждениями, организациями, колхозами. К компетенции этих судов отнесено также рассмотрение дел об административных правонарушениях. Дела о малозначительных преступлениях и имущественных спорах на сумму до 50 руб. народные суды при определенных условиях могли направлять на рассмотрение товарищеских судов.
Областной суд являлся вторым, средним, звеном судебной системы БССР. Занимая промежуточное положение между основным звеном судебной системы -- районным (городским) народным судом и Верховным судом республики, областной суд играет важную роль в осуществлении задач правосудия. Уступая народным судам по количеству рассматриваемых в первой инстанции дел, он принимал к своему производству дела о наиболее опасных преступлениях и сложных гражданско-правовых спорах. Но главное назначение этого суда состоит в осуществлении надзора за судебной деятельностью народных судов, исправлении допускаемых ими ошибок, руководстве судебной практикой.
Областной суд состоял из председателя, его заместителей, членов и народных заседателей, избираемых областным Советом депутатов, трудящихся сроком на пять лет. Количественный состав суда устанавливался областным Советом депутатов трудящихся и зависел от объема выполняемой судебной работы.
Областной суд действовал в составе: судебной коллегии по уголовным делам; судебной коллегии по гражданским делам и президиума. Имелась также коллегия по дисциплинарным делам, которая рассматривала дела о дисциплинарных проступках народных судей и членов областного суда.
Члены суда с учетом объема работы по уголовным и гражданским делам распределялись по судебным коллегиям председателем суда. Президиум областного суда образовывался в составе председателя, его заместителей и двух-трех членов суда. Состав президиума утверждался исполкомом областного Совета депутатов трудящихся. В заседаниях президиума обязательно было участие прокурора области.
Областной суд являлся судом первой, второй (кассационной) и надзорной инстанций. В качестве суда первой инстанции он рассматривал отнесенные к его ведению уголовные и гражданские дела. Областному суду были подсудны уголовные дела повышенной общественной опасности: о государственных преступлениях (кроме дел о шпионаже), особо крупных хищениях государственного и общественного имущества, умышленных убийствах при отягчающих обстоятельствах, наиболее серьезных должностных и хозяйственных преступлениях и некоторые другие дела.
Областной суд был вправе изъять любое гражданское дело из районного народного суда, находящегося на территории соответствующей области, и, учитывая его сложность, общественное значение, принять к своему производству в качестве суда первой инстанции. Такое же право принадлежит областному суду и по уголовным делам. В случае вторичной отмены приговора или решения народного суда областной суд также принимал дело к своему рассмотрению по первой инстанции. Приговоры и решения, вынесенные областным судом, могут быть обжалованы в кассационном порядке в Верховный суд БССР.
Информация о работе Становление и развитие судебной системы РБ