Становление и развитие судебной системы РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

Суды - один из древнейших государственных институтов, появившийся одновременно с первыми государствами. С развитием человеческой цивилизации развивались и суды, менялись цели и задачи, которые ставило государство перед судебной властью, упразднялись старые суды, а вместо них создавались новые, следовательно, судебная система находится постоянно в динамике. Как мне кажется, целью моей курсовой работы и являются те изменения, которые происходили с судебной системой Республики, на разных этапах её развития. Судебная реформа 1864 года заложила основы для дальнейшего развития судебной системы, когда вместо множества судов была создана стройная система. Эта реформа чётко определила круг полномочий каждого суда, что помогло справиться с судебной волокитой и бюрократизмом.

Содержание

Введение 4
1. Формирование судебной системы Российской Империи. Судебная реформа 1864 года и её правовое значение 5
2. Развитие судебной системы в Советское время 11
3. Судебная система Республики Беларусь 24
Заключение 37
Список использованных источников 39

Работа содержит 1 файл

Становление и развитие судебной системы в РБ.rtf

— 425.65 Кб (Скачать)

     Действуя в качестве суда второй (кассационной) инстанции, областной суд рассматривал жалобы и протесты на решения, приговоры, определения и постановления районных судов, не вступивших в законную силу, и выносил кассационные определения. Как надзорная инстанция областной суд рассматривает протесты уполномоченных должностных лиц на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления районных (городских) народных судов, а также на кассационные определения этого же суда.

     Проверяя законность и обоснованность приговоров и решений народных судов, областной суд осуществлял надзор за судебной деятельностью основного звена судебной системы. При наличии соответствующих оснований он был вправе: приговор или решение оставить без изменений, а жалобу или протест -- без удовлетворения; отменить судебное решение (а при пересмотре дела в порядке надзора -- и все состоявшиеся по нему решения) и направить дело на новое рассмотрение, расследование или прекратить его производством; внести предусмотренные законом изменения в приговор или решение нижестоящего суда; вынести новое решение по гражданскому делу.

     Судебные коллегии действовали, как первая и вторая (кассационная) инстанции. В первом случае соответствующие дела рассматривались постоянным членом данного суда, председательствующим в судебном заседании, и двумя народными заседателями, во втором -- тремя постоянными членами суда, из которых один является председательствующим. Председательствующим в судебном заседании по любому делу, рассматриваемому по первой или второй инстанции, мог быть председатель суда или его заместители.

     Президиум областного суда -- это, прежде всего, надзорная инстанция, рассматривавшая в порядке судебного надзора протесты Генерального Прокурора СССР, Председателя Верховного суда Белорусской ССР, Прокурора БССР и их заместителей, прокурора области и председателя областного суда на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления районных (городских) народных судов и на кассационные определения судебных коллегий данного суда. Президиум решал также вопрос о возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении приговоров и определений районных (городских) народных судов. На своих заседаниях президиум рассматривал вопросы о работе судебных коллегий и аппарата суда, материалы изучения судебной практики и оказывал помощь народным судам в правильном применении ими законодательства, координируя эту деятельность с отделом юстиции исполкома областного Совета.

     В соответствии со ст. 82 Конституции Белорусской ССР высшим судебным органом республики являлся Верховный суд БССР. Он формировался Верховным Советом: БССР, и был ответствен перед ним и ему подотчетен.

     Верховный суд БССР являлся высшей надзорной инстанцией в судебной системе республики. Именно ему, как правило, принадлежало последнее, окончательное слово по делам, рассмотренным судами БССР. Верховный суд следил за судебной деятельностью всех судов, действовавших на территории республики, за исключением военных трибуналов, т.е. выполнял полномочия суда второй (кассационной) и надзорной инстанций. Ему, единственному из судов Белорусской ССР, было предоставлено право давать судам руководящие разъяснения о применении республиканского законодательства, а также право законодательной инициативы. Верховный суд был наделен также функциями суда первой инстанции.

     Согласно ст. 83 Конституции БССР, Верховный суд избирался Верховным Советом БССР сроком на пять лет. Количественный состав Верховного суда определялся сессией Верховного Совета БССР[5. c. 18].

     Верховный суд БССР действовал в составе: судебной коллегии по гражданским делам судебной коллегии по уголовным делам, Пленума Верховного суда и комиссии по дисциплинарным делам. Состав судебных коллегий формировался Председателем суда и утверждался Пленумом Верховного суда. В состав Пленума входили Председатель, его заместители и все члены. В заседаниях Пленума участвовал министр юстиции Белорусской ССР. Обязательно было участие в его работе прокурора республики.

     Верховный суд осуществлял надзор за судебной деятельностью судов республики путем:

     а) рассмотрения жалоб и протестов на решения и приговоры, определения и постановления областных судов, не вступившие в законную силу;

     б) рассмотрения протестов на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления всех судов республики, на постановления президиумов областных судов, а также на решения, приговоры и определения судебных коллегий Верховного суда БССР.

     Руководящие разъяснения Пленума Верховного суда БССР, как и руководящие разъяснения пленумов Верховных судов других союзных республик и Пленума Верховного Суда СССР, имели принципиальное значение для правильного направления судебной практики, единообразного понимания и применения судами законов, повышения качества правосудия и улучшения всей работы судебных органов. Руководящие разъяснения Пленума Верховного суда БССР были обязательны для всех судов, применяющих данный закон, т.е. для судов любой другой союзной республики и судов СССР. Однако руководящие разъяснения Пленума не являлись источником права. Пленум Верховного суда принимал руководящие постановления, как по общим вопросам судебной деятельности, так и по конкретным категориям гражданских и уголовных дел. Если же возникала необходимость в законодательном урегулировании соответствующего вопроса или для его уяснения и правильного применения закона требовалось общеобязательное толкование, Пленум Верховного суда БССР входил с соответствующим представлением в Президиум Верховного Совета республики: в первом случае -- об издании нового закона, во втором -- об аутентическом (легальном) толковании той или другой правовой нормы[7. c. 34].

     По первой инстанции Верховный суд БССР рассматривал дела особой сложности или особого общественного значения, что зависело от обстоятельств дела, характера преступления и личности виновного. Верховный суд был вправе принять к своему производству в качестве суда первой инстанции, любое дело, подсудное нижестоящему суду, и рассмотреть его по существу с вынесением приговора или решения. Приговоры и решения, вынесенные Верховным судом БССР, кассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены или изменены только в порядке надзора Пленумом Верховного суда БССР или, в предусмотренных законом случаях, соответствующей судебной коллегией Верховного Суда СССР.

     Судебные коллегии выполняли функции суда первой, второй и надзорной инстанций. В качестве суда первой инстанции они рассматривали дела в составе постоянного члена суда (председательствующий) и двух народных заседателей, в кассационном порядке -- в составе трех постоянных членов суда. В таком же составе судебные коллегии рассматривали протесты на вступившие в законную силу решения и приговоры, определения и постановления всех судов республики, а также на постановления президиумов областных судов.

     В соответствии со ст. 49 Закона о судоустройстве БССР Пленум Верховного суда БССР рассматривал протесты Генерального Прокурора СССР, Председателя Верховного Суда СССР, Председателя Верховного суда БССР, Прокурора БССР и их заместителей на решения, приговоры и определения судебных коллегий Верховного суда БССР. Он давал судам руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства БССР Пленум входил в Президиум Верховного Совета БССР с представлениями по вопросам, подлежащим разрешению в законодательном порядке, и по вопросам толкования законов Белорусской ССР.

     Пленум Верховного суда БССР созывался не реже одного раза в три месяца. Постановления Пленума принимались простым большинством голосов его членов, участвовавших в заседании. В случае противоречия этих постановлений общесоюзному законодательству или нарушения интересов других союзных республик они могли быть отменены или изменены Пленумом Верховного Суда СССР по протестам Генерального Прокурора и Председателя Верховного Суда Союза ССР. 

 

3. Судебная система Республики Беларусь

     Новым этапом становления судебной системы Республики Беларусь является начало 90-х годов, когда Республика получила независимость и перед судебной системой были поставлены новые цели и задачи. Основным актом, который определил построение судебной системы на новых принципах стала Конституция Республики Беларусь 1994года, где целая глава (6 глава) посвящена суду. Так статья 109 Конституции гласит: "Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Судоустройство в Республике Беларусь определяется законом. Образование чрезвычайных судов запрещается" [1. c 83]. По сравнению с советским периодом расширены права и полномочия судов и судей. Важно, как мне кажется, и то, что запрещается создание чрезвычайных судов, так как из истории мы помним о том, как в Сталинское время существовала целая система внесудебных органов и чрезвычайных судов (трибуналов), которые погубили тысячи жизней. Расширение полномочий судебной власти отразилось и в Статье 110 "Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по оправлению правосудия недопустимо и влечёт ответственность по закону". В этой статье получил закрепление основополагающий принцип построения судебной системы - принцип независимости. Из истории всем известно, так называемое " телефонное право" когда из государственных органов звонили судьям с целью повлиять на исход дела. Статья 112 гласит: "Если при рассмотрении конкретного дела суд придёт к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным" [1. c. 37-38]. Принцип разделения властей, который закреплён в Конституции означает, что каждая ветвь власти независима, но каждая из них воздействует друг на друга с помощью системы сдержек и противовесов. Статья 115 закрепляет, что правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе. Это наиболее существенные признаки, которые отличают судебную систему Республики Беларусь от советской судебной системы. Следующим нормативным актом который регулирует построение Белоруской судебной системы является закон " О судоустройстве и статусе судей в Республики Беларусь" Который был принят 13 января 1995 г. Этот закон даёт полное представление о судебной системе нашей республики. Статья 1 закона гласит "В соответствии с Конституцией Республики Беларусь судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной, исполнительной властей. Судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законами Республики Беларусь. К общим судам в Республике Беларусь относятся: Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды. К хозяйственным судам относятся: Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и приравненные к ним суды, хозяйственные суды городов и районов. В системе общих и хозяйственных судов допускается образование специализированных коллегий, а в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь, в системе общих и хозяйственных судов могут быть образованы специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейным делам, административные, земельные, налоговые и иные" [2, c 1]. Задачами судов является защита личных прав и свобод, социально-экономических и политических прав граждан, конституционного строя Республики Беларусь, государственных и общественных интересов, права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования. Суды осуществляют правосудие в точном соответствии с законодательством Республики Беларусь путем рассмотрения дел, а также решения других вопросов, отнесенных законом к компетенции суда. Правосудие осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, политических и иных убеждений, отношения к религии, пола, образования, языка, рода и характера занятий, места жительства и иных обстоятельств. Граждане имеют право на судебную защиту от посягательств на жизнь и здоровье, честь и достоинство, личную свободу и имущество, иные права и свободы, гарантированные Конституцией Республики Беларусь и действующим законодательством, а также от неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц. Суды Республики Беларусь образуются на основах выборности или наначаемости судей. Председатели Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, их заместители и судьи этих судов избираются Верховным Советом Республики Беларусь и исполняют свои обязанности бессрочно. Судьи областных, Минского городского, районных (городских), военных судов, хозяйственных судов областей, хозяйственных судов городов и районов и специализированных судов назначаются Президентом Республики Беларусь и исполняют свои обязанности также бессрочно, кроме назначенных на должность судьи впервые. Судьи, назначенные на должность впервые, назначаются бессрочно после пяти лет работы судьей. Судьи по административным делам и исполнительным производствам назначаются Президентом Республики Беларусь сроком на пять лет. Время работы судьей по административным делам и исполнительным производствам учитывается при назначении лица на должность судьи. Судьи всех судов и присяжные заседатели являются независимыми и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей и присяжных заседателей по осуществлению правосудия не допускается и влечет ответственность по закону. Независимость судей обеспечивается установленным законом порядком их избрания, назначения и освобождения, неприкосновенностью судей, юридической процедурой осуществления правосудия, тайной совещания судей при вынесении решений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в разрешение конкретных дел, созданием необходимых организационно-технических условий для деятельности судов, а также материальным и социальным обеспечением судей, установленными гарантиями, соответствующими их высокому статусу. Глава 1 (Статья 17) определяет понятие судебной системы Республики Беларусь " Судебную систему Республики Беларусь составляют: Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские) суды, Белорусский военный суд, межгарнизонные военные суды, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и приравненные к ним суды, а также хозяйственные суды городов и районов. Образование чрезвычайных судов в Республике Беларусь запрещается" [2. c. 7].

     Районные суды функционируют в каждом районе как административно-территориальной единице Республики Беларусь, а в некоторых городах образованы еще и городские суды. Компетенция районных и городских судов одинакова. Согласно ст. 18 Закона о судоустройстве и статусе судей, районный (городской) суд образуется в районе, городе областного подчинения, не имеющем районного деления, районе в городе. По совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда Президентом Республики Беларусь может быть образован один районный суд на район и город.

     Районные (городские) суды максимально приближены к населению. Именно благодаря ним обеспечивается доступ к правосудию. Районные (городские) суды состоят из председателя, судей и народных заседателей. В состав районного суда входят все судьи, назначенные в этот суд, а также народные заседатели.

     Количество судей, назначаемых для работы в суде, зависит от количества населения, проживающего на территории данного района, и объема работы суда. Исходя из этого, определяется число судей и народных заседателей в данном суде. Для работы в составе с одним судьей определяется 35 народных заседателей.

     Районный (городской) суд является судом первой инстанции. Он компетентен рассматривать уголовные, гражданские и административные дела. Районному суду подсудны все уголовные дела, кроме дел, подсудных вышестоящим судам и военным судам. К вышестоящим судам относятся областные суды, Минский городской суд и Верховный Суд Республики Беларусь, которым подсудны дела о наиболее общественно опасных преступлениях.

     К подсудности районных (городских) судов относятся все гражданские дела, независимо от их характера, сложности, суммы иска. Подсудность гражданского дела может изменить областной суд (Минский городской суд) и Верховный Суд Республики Беларусь, которые вправе принять любое дело к своему производству в качестве суда первой инстанции.

     Районным (городским) судам подсудны три основные категории гражданских дел:

     1)дела, возникающие из гражданских, семейных, трудовых отношений;

     2) дела, возникающие из административно-правовых отношений;

     3) дела особого производства (об установлении фактов, имеющих юридическое значение; о признании гражданина умершим; о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным; об установлении неправильности записи актов гражданского состояния; о восстановлении прав по утраченным документам на предъявителя и др.). Эти дела традиционно относят к юрисдикции районного (городского) суда.

     Помимо осуществления правосудия по уголовным и гражданским делам, районной (городской) суд рассматривает дела об административных правонарушениях. По такого рода делам суд применяет различные меры административного взыскания (штраф, арест на срок до 15 суток и др.). Постановления по этим делам обжалованию не подлежат и немедленно приводятся в исполнение. Они могут быть опротестованы только прокурором.

     Районный (городской) суд возглавляет председатель, который назначается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда сроком на семь лет. На должность председателя суда назначается наиболее квалифицированный судья, имеющий большой профессиональный опыт работы в суде. Его полномочия закреплены в ст. 22 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь».

     Областные суды и Минский городской суд образуют второе звено белорусской судебной системы. Областные суды действуют во всех областях Республики Беларусь. В г. Минске функционирует Минский городской суд, который имеет ту же компетенцию, что и областные суды.

     Областные суды и равный им по компетенции Минский городской суд выполняют задачи, стоящие перед судами общей юрисдикции. В судебной иерархии они являются судами среднего звена судов общей юрисдикции и занимают место между районными (городскими) судами и Верховным Судом Республики Беларусь. Они рассматривают дела по существу, действуя в качестве суда первой инстанции гражданские дела, которые подсудны им в силу актов законодательства. Эти суды рассматривают также дела об усыновлении иностранными гражданами детей на территории Республики Беларусь (ст. 121 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье). Областные суды, Минский городской суд являются судами первой инстанции по делам, не подсудным районным (городским) судам. Они рассматривают по первой инстанции уголовные дела о преступлениях против мира и безопасности человечества, преступления против государства, а также дела о преступлениях, за которые может быть назначена смертная казнь или пожизненное заключение и др. Как суд второй инстанции, областные суды, Минский городской суд осуществляют судебный надзор в отношении районных (городских) судов путем рассмотрения в кассационном и надзорном порядке дел, рассмотренных этими судами. Областной суд и Минский городской суд могут изъять любое дело из районного (городского) суда, находящегося на территории соответствующего суда, и принять его к своему производству по первой инстанции или решить вопрос о передаче для рассмотрения дела из одного районного (городского) суда в другой. Это может иметь место при отмене решения или приговора районного (городского) суда, в виду особой сложности дела, а также после двукратной отмены решения или приговора районного (городского) суда в кассационном или надзорном порядке.

Информация о работе Становление и развитие судебной системы РБ