Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 12:24, курсовая работа
Суды - один из древнейших государственных институтов, появившийся одновременно с первыми государствами. С развитием человеческой цивилизации развивались и суды, менялись цели и задачи, которые ставило государство перед судебной властью, упразднялись старые суды, а вместо них создавались новые, следовательно, судебная система находится постоянно в динамике. Как мне кажется, целью моей курсовой работы и являются те изменения, которые происходили с судебной системой Республики, на разных этапах её развития. Судебная реформа 1864 года заложила основы для дальнейшего развития судебной системы, когда вместо множества судов была создана стройная система. Эта реформа чётко определила круг полномочий каждого суда, что помогло справиться с судебной волокитой и бюрократизмом.
Введение 4
1. Формирование судебной системы Российской Империи. Судебная реформа 1864 года и её правовое значение 5
2. Развитие судебной системы в Советское время 11
3. Судебная система Республики Беларусь 24
Заключение 37
Список использованных источников 39
Становление
и развитие судебной системы в РБ
Содержание
Введение 4
1. Формирование судебной системы Российской Империи. Судебная реформа 1864 года и её правовое значение 5
2. Развитие судебной системы в Советское время 11
3. Судебная система Республики Беларусь 24
Заключение 37
Список использованных источников 39
Суды - один из древнейших государственных институтов, появившийся одновременно с первыми государствами. С развитием человеческой цивилизации развивались и суды, менялись цели и задачи, которые ставило государство перед судебной властью, упразднялись старые суды, а вместо них создавались новые, следовательно, судебная система находится постоянно в динамике. Как мне кажется, целью моей курсовой работы и являются те изменения, которые происходили с судебной системой Республики, на разных этапах её развития. Судебная реформа 1864 года заложила основы для дальнейшего развития судебной системы, когда вместо множества судов была создана стройная система. Эта реформа чётко определила круг полномочий каждого суда, что помогло справиться с судебной волокитой и бюрократизмом. Суд становится доступным для всех слоёв населения. Эта система практически без значимых изменений просуществовала до 1917года. После победы Октябрьской революции на территории Беларуси начинает создаваться новая судебная система , которая преследовала новые цели. В судебной системе появляется классовый подход. Существовало множество фактов внесудебной расправы. Суд полностью зависел от администрации. Обретение Беларусью независимости стало новым этапом в становления судебной системы. В настоящее время судебная система строится на демократических принципах. Вся судебная власть в стране принадлежит судам. Также Конституция закрепила ряд демократических принципов, на которых строится судебная система. Было принято множество законов регламентирующих судебную деятельность: Закон "О судоустройстве и статусе судей в РБ", Закон " О Конституционном суде РБ", Закон " О Хозяйственных судах РБ " и другие.
Изучение истории развития судебной системы имеет важное значение, так как это поможет избежать ошибок при построении судебной системы нашей республики.
История белорусского судоустройства неотделима от истории Беларуси. На различных этапах белорусской государственности суд путем осуществления правосудия выполнял функции государства. Воздействие законодательства России на правоприменительную практику всегда было существенным. Таким образом, как мне кажется, начинать рассматривать историю становления судебной системы Республики Беларусь нужно именно с 1864 года.
Судебная реформа 1864 года - реформа судебной системы и судопроизводства. Вызванная развивавшимися в стране капиталистическими отношениями, отменой крепостного права, введением новых прогрессивных форм хозяйствования, она отразила классовые интересы буржуазии, проводилась на основе судебных уставов, принятых 20 ноября 1864 года «Учреждение судебных установлений», уставы уголовного и гражданского судопроизводства, устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. На окраинах России уставы вводились со значительными изменениями; окончательно процесс был завершен лишь к 1896 году [1. c. 233]. Судебная реформа имела прогрессивное значение, ибо новая судебная система заменила собой крайне раздробленную систему судов. Для дореформенного суда характерна множественность судебных органов, сложность и запутанность процессуальных требований, невозможность порой определить круг дел, которых должен подлежать рассмотрению того или иного судебного органа. Дела бесконечно перекочевывали из одного суда в другой, зачастую возвращаясь в первую инстанцию, откуда вновь начинали долгий путь вверх, на что нередко уходили десятилетия. В дореформенном суде господствовала инквизиционная (розыскная) форма судопроизводства. Процесс проходил в глубокой тайне. Принцип письменности предполагал, что суд решает дело не на основе живого, непосредственного восприятия доказательств, личного ознакомления со всеми материалами дела, непосредственного устного допроса обвиняемого, подсудимого, свидетелей, а опираясь на письменные материалы, полученные во время следствия. Да и доказательства оценивались по формальной системе. Их сила заранее определялась законом, который твердо устанавливал, что может, а что не может быть доказательством. Закон же устанавливал и степень достоверности допускаемых доказательств, деля их на несовершенные и совершенные, т.е. такие, которые давали основание для окончательного приговора и не могли быть опровергнуты подсудимым. Уездные суды были первой инстанцией по гражданским и уголовным делам. Но для горожан (не дворян) существовал специальный суд - городской магистрат, а торговые иски рассматривались в коммерческих судах. Для духовенства был создан также особы суд. Кроме того, имелись различные ведомственные суды (военные, морские и др.). Второй инстанцией, куда могли быть обжалованы решения уездных и городских судов, являлись губернские судебные палаты по гражданским и уголовным делам. Высшей апелляционной инстанцией по большинству дел служил Правительствующий сенат. В тех случаях, когда в Сенате возникали разногласия, дело подлежало рассмотрению в Государственном совете. Сенат, кроме того, выступал первой судебной инстанцией по делам крупных сановников.
Для «государственных преступников», то есть по политическим делам, учреждались временные специальные судебные органы. Функции высшего судебного органа по делам духовенства выполнял Синод. По большинству дел, которые относились к категории незначительных, судебные функции осуществлялись полицией, которая имела право наказывать розгами до 30 ударов и арестом до 3 месяцев. Крепостное крестьянство вообще не могло обращаться в государственные суды.
Следовательно, огромная масса населения была неподсудна государственному разбирательству. Было 20 ведомственных и сословных судов, причем границы их подсудности оставались неясными. Суды находились в сильной зависимости от административной власти. Нередко судебные решения отменялись распоряжениями начальства. В общих судах господствовал аппарат канцелярии. Взяточничество было обычным явлением [10. c 45-47].
Судебные уставы, в России законодательные положения, принятые 20 ноября 1864 года составили основу судебной реформы 1864 года.
Судебные уставы - в дореволюционной России официальное название законов, утвержденных 20 ноября 1864 года: «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями», «Устав уголовного судопроизводства», «Устав гражданского судопроизводства». Судебные уставы оформили проведение судебной реформы 1864 года.
Согласно «Учреждению судебных установлений» (закон о судоустройстве), создавалась оригинальная и эффективная система правосудия. Она имела две ветви, две подсистемы, которые объединял высший судебный орган - Сенат: общие суды и мировые суды. Кроме того, существовали суды особой подсудности: военные, волостные, коммерческие и другие, создание которых предусматривалось иными законодательными актами. Следует также иметь в виду, что проведение судебной реформы продолжалось до конца XIX века. Первые общие суды открылись только в 1866 году, они распространили свою деятельность лишь на десять из губерний центральной России. На остальной же территории страны, к числу которых относился и Северо-западный Край, продолжали действовать прежние суды, руководствовавшиеся и несколько иным процессуальным законодательством.
Административно-
Окружные суды состояли из одного или нескольких отделений по уголовным и гражданским делам. Они разбирали большинство дел, причем все гражданские и значительная часть уголовных разбирались коронными судьями. Для рассмотрения дел о преступлениях, за которые могло быть назначено наказание в виде лишения прав состояния, как особенных, связанных с принадлежностью к привилегированным сословиям, так и всех прав (имущественных, брачно-семейных и т.д.), привлекались присяжные заседатели. Как правило, лишение прав состояния сопровождалось другими наказаниями: каторжными работами, ссылкой, тюрьмой - и назначало за тяжкие преступления.
Теория свободной оценки доказательств была приспособлена главным образом к деятельности суда присяжных, а ее сущность выражена в правилах, определявших исследование доказательств и вынесение судебного решения в этом суде. Правила свободной оценки доказательств должны были создать иллюзию беспристрастности судей, убеждение которых формируется якобы исключительно под влиянием тех впечатлений, которые присяжные получают в ходе судебного разбирательства.
Реформой 1864 года была установлена следующая система судов: суды с избираемыми судьями - мировые судьи и съезды мировых судей - и суды с назначаемыми судьями - окружные суды и судебные палаты. Каждый уезд, с входившим в него городом, а в ряде случаев и отдельно крупный город составляли мировой округ, делившийся на несколько участков. Каждый из них имел одного участкового, мирового судью и одного почетного. Мировые судьи - участковые и почетные - избирались на три года местными органами городского и земского самоуправления (уездными земскими собраниями и городскими думами) из числа лиц, проживавших в данной местности и имевших определенный возрастной, образовательный, служебный и имущественный ценз (имущественный ценз определялся недвижимой собственностью не менее чем в 15 тысяч рублей или равнялся двойному земскому земельному цензу) [14. c. 246-249].
Новая судебная система по сравнению с прежней отличалась определенной стройностью. Для разбора мелких уголовных, гражданских дел учреждался институт выборных мировых судей. Мировой судья единолично рассматривал дела по обвинению в преступлениях, за совершение которых могло быть определено одно из следующих наказаний: замечание, выговор, денежное взыскание на сумму не свыше 300 рублей, арест на срок не свыше трех месяцев, заключение в тюрьму на срок до одного года. Мировые судьи (участковые и почетные) данного округа собирались на уездные съезды мировых судей или мировой съезд судей, который был окончательной апелляционной инстанцией. Дальнейшее рассмотрение дел мировых судей проводилось лишь в кассационном порядке в Сенате.
Сенат в процессе судебной реформы также претерпел изменения. Он превратился в единственный в стране кассационный суд. Основное отличие кассационного порядка обжалования судебных решений и приговоров от апелляционного порядка обжалования в России состояло в том, что поводом для кассации являлись процессуальные правонарушения.
Судебная реформа 1864 года создала систему общих судов. Судами первой инстанции были окружные суды. Каждый окружной суд учреждался для рассмотрения гражданских и уголовных дел, выходивших за рамки подсудности мирового судьи. Второй инстанцией в системе общих судов являлась судебная палата. В ней в апелляционном порядке рассматривались дела по жалобам на приговоры и решения окружных судов, вынесенные без присяжных заседателей. Кроме того, к ее подсудности были отнесены дела об особо опасных преступлениях - государственных и должностных. Эти дела должны были рассматриваться коронным судом с сословными представителями, по одному от каждого сословия: губернский (или уездный) предводитель дворянства, городской голова и волостной старшина.
В отличие от суда присяжных особое присутствие судебной палаты представляло собой единую коллегию коронных судей и народных представителей, причем права всех членов присутствия были равны и в процессе судебного следствия, и при вынесении приговора. Но это формальное равенство не приводило к повышению их роли по сравнению с присяжными заседателями.
В таком состоянии и практически без значимых изменений судебная система просуществовала до 1917 года, когда было начато строительство новой судебной системы базирующейся на новых принципах и преследующей новые цели.
В Белоруссии, как и в центре России, на Украине и в других местах, революционный слом старой судебной системы начался с первых дней Великой Октябрьской социалистической революции. По инициативе трудящихся под руководством большевиков создавались новые суды. Они были первым шагом в организации советской судебной системы.
Исходным правовым документом Советской власти в области судебного строительства явился Декрет Совнаркома РСФСР о суде от 24 ноября (7 декабря) 1917 г., который назывался в последующих законодательных актах Декретом о суде №1. Его историческое значение; заключалось в том, что, законодательно закрепив упразднение старой судебной системы, декрет предусмотрел организацию новых советских судов на основе новых принципов: выборности судей, участия в судебном разбирательстве заседателей, коллегиальности, гласности процесса и т. д.
Информация о работе Становление и развитие судебной системы РБ