Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 13:08, контрольная работа
Основной целью исследования является изучение и совершенствование теоретических, методических основ и практики разработки и принятия федеральных законов, Уголовного кодекса Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И СУБЪЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
2. СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
2.1. Внесение законопроекта в законодательный орган
2.2 Обсуждение и доработка законопроекта в законодательном органе
2.3. Принятие законов
2.4. Президентское вето. Суть права вето
2.5. Опубликование закона и вступление его в силу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Это наиболее важная и объемная стадия законодательного процесса, в рамках которой выделяются отдельные этапы, по мнению ряда авторов, являющиеся самостоятельными стадиями: чтения, обсуждения в комитетах (комиссиях). Они не являются обязательными, поскольку теоретически возможна ситуация, когда законопроект может быть принят и после первого чтения. Чтением называется обсуждение законопроектов на пленарных заседаниях палат. В большинстве стран проект проходит три чтения (хотя законодательная практика знает примеры одного, двух и четырех чтений). Значимость этапов различна для законодательных процессов разных стран. Так, для ФРГ наиболее важно первое чтение, когда происходит обсуждение отдельных положений закона. В США первое чтение фактически не имеет значения, поскольку проект сразу направляется в комитет. По общему правилу смысл первого чтения заключается в том, чтобы определить, «нужен ли такой закон» (Б.А. Страшун). В некоторых парламентах первое чтение состоит из дебатов по общим принципам - законопроекта.
Итогом первого чтения является голосование: при отрицательном решении проект снимается с повестки дня, при положительном — передается в постоянную комиссию (комитет) в соответствии с профилем проекта. Наиболее типична организация работы над законопроектом на данной стадии законодательного процесса в США, где основная деятельность Конгресса осуществляется не им самим, а многочисленными комитетами, формируемыми как Палатой представителей, так и Сенатом. В зависимости от своего содержания билль передается на рассмотрение профильного комитета. Передача документа в тот комитет, где заседает выдвинувший его депутат, позволяет отстаивать, проект на всем его пути от внесения до обсуждения в согласительном комитете. Члены последнего, как правило, избираются из состава того комитета, куда первоначально был направлен законопроект. Для того чтобы содержащиеся в билле формулировки позволили передать его на рассмотрение в надлежащий комитет, документ проходит Ведомство законодательных консультаций, а также обсуждается с юристом соответствующего комитета. Документ может быть направлен не в один, а в несколько комитетов. В этом случае возможны три варианта движения билля:
1) одновременное направление в несколько комитетов;
2) последовательное направление законопроекта или его части вначале в один, а затем в другой или другие комитеты;
3) направление отдельных
частей законопроекта в разные
комитеты одновременно или
3а этой стадией следует
«исполнительная сессия» —
1) оптимизации законодательного процесса;
2) улучшению качества законотворчества.
Второе чтение означает обсуждение законопроекта по существу. Как правило, оно проводится по докладу комитета (комиссии), работавшего с проектом. Такой доклад имеет чрезвычайно важное значение. Его текст изучается депутатами до обсуждения в палате и, соответственно, оценки, выводы, в нем представленные, могут повлиять на позицию депутатов, еще не сформировавших собственного четкого мнения. В тексте доклада могут содержаться:
1) указания на разногласия,
возникшие в отношении
2) указания на намерения
меньшинства прибегнуть к
На стадии второго чтения
происходит обсуждение и голосование
каждой статьи проекта, отдельных поправок,
однако уже невозможно изменить основы
законопроекта, принятые на первом чтении.
Если по какой-либо причине значительная
часть депутатов не согласна с
содержащимися в проекте
Используются разные способы голосования:
1) открытое - поднятием рук
или «голосование ногами»,
2) тайное — бюллетенями
и при помощи электронного
голосования (Палата
3) поименно открытое голосование.
Законопроект, одобренный той палатой, в которую он был внесен, направляется вместе с сопроводительными документами в другую палату.
2.3. Принятие законов
Содержание данной стадии различается
в разных парламентах в зависимости
от их структуры. В однопалатных парламентах
принятие закона составляет последнее
голосование, т.е. последнее (или единственное)
чтение. В парламентах, состоящих из двух
палат, законопроект становится законом,
если он принят в одинаковом тексте в обеих
палатах. Как правило, во второй палате
законопроект проходит те же стадии, что
и в той палате, в которую он был внесен.
На практике существуют процедуры «молчаливого
одобрения», которые заключаются в отсутствии
официальной реакции на закон, поступивший
в верхнюю палату. Так, согласно ст. 105 Конституции
России с момента принятия Государственной
Думой законопроект становится федеральным
законом. До прохождения Совета Федерации
это еще не действующий федеральный закон,
но уже и не законопроект, а принятый палатой
акт, поступающий на рассмотрение другой
палаты. Федеральный закон должен получить
выраженное или молчаливое одобрение
Совета Федерации. Без этого невозможно
его дальнейшее движение. Процедуры «молчаливого
одобрения» не могут применяться в тех
случаях, когда Конституцией РФ прямо
предусмотрено обязательное рассмотрение
верхней палатой федеральных законов
(ст. 106-107). В случае возникновения у палат
разногласий применяется механизм выработки
согласованного решения. Его процедуры
определяются положением палат. При равноправных
палатах применяются различные примирительные
процедуры, целью которых является достижение
компромисса, поскольку если одна из палат
окончательно отвергнет законопроект,
то такой законопроект не может быть внесен
вновь на той же сессии парламента. Выработка
и принятие согласованного текста законопроекта
осуществляется двумя основными методами.
1. Метод челнока состоит
в том, что спорный
2. Метод согласительных
комитетов подразумевает
Положения билля, принятого
Палатой представителей, могут быть
значительно изменены согласительным
комитетом. В этом случае депутаты -
авторы документа могут в соответствии
с регламентом палаты обратиться
к членам согласительного комитета
с рекомендацией сохранить
Альтернативным вариантом является обращение (с письмом или лично) авторов документа, принятого палатой, или его отдельных положений, к членам согласительного комитета — депутатам о поддержке позиции палаты.
О принятом решении комитет
докладывает палатам, которые могут
либо принять его предложения, либо
отклонить его целиком. За палатами
сохраняется право вернуть
Существует два основных способа преодоления возражения верхних палат.
1. Возражение преодолевается самой нижней палатой путем повторного голосования.
2. Возражения верхней
палаты преодолеваются
Таким образом, наличие двух палат парламента и необходимость достижения ими компромисса являются стабилизирующим фактором не только законодательного процесса, но и в целом общественной жизни. После прохождения представительного органа законопроект становится законом, то есть закон принимается, но он еще не является действующим актом. Для его вступления в силу требуется проведение процедур санкционирования и промульгации. В странах, воспринявших британскую модель парламента, указанные процедуры с формальной точки зрения проводятся внутри парламента, так как глава государства входит в его состав наряду с палатами.
B других странах они проводятся вне парламента, хотя иногда представительный орган власти в них участвует. Промульгация является предметом рассмотрения специального параграфа, поскольку является самостоятельной стадией законодательного процесса.
Санкционирование закона осуществляется главой государства путем подписания его официального текста. Понятие санкционирования напоминает о временах абсолютной власти монархов, когда закон, принятый парламентом, вступая в силу только при непременном условии, что глава государства с ним согласен и свое согласие выражает подписью. В противном случае глава государства отказывается подписать закон, налагая на него абсолютное вето: закон выбрасывается в корзину.
Постепенно глава государства утрачивал свои полномочия в области законодательного процесса, институт абсолютного вето трансформировался в институт отлагательного вето. Процедура санкционирования (подписания) — одна из форм участия глав государств в законодательном процессе. Однако в конституциях не всегда достаточно ясно закрепляется их роль в принятии законов.