Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 13:08, контрольная работа
Основной целью исследования является изучение и совершенствование теоретических, методических основ и практики разработки и принятия федеральных законов, Уголовного кодекса Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И СУБЪЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
2. СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
2.1. Внесение законопроекта в законодательный орган
2.2 Обсуждение и доработка законопроекта в законодательном органе
2.3. Принятие законов
2.4. Президентское вето. Суть права вето
2.5. Опубликование закона и вступление его в силу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И СУБЪЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
2. СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
2.1. Внесение законопроекта в законодательный орган
2.2 Обсуждение и доработка
законопроекта в
2.3. Принятие законов
2.4. Президентское вето. Суть права вето
2.5. Опубликование закона и вступление его в силу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Политические и экономические реформы,
проводимые в России, требуют интенсивного
законотворчества, Большая ответственность
возлагается на процесс создания закона,
выработки первоначальной концепции будущего
акта, составление и обсуждение проекта,
учет мнений и интересов различных социальных
групп, соотношение с другими нормативными
актами, способность будущего закона "вписаться"
в уже существующую правовую систему,
способность адаптироваться новому закону,
экономические основы его существования
и реального применения. "Право создается
государством, которое вместе с тем, должно
быть им связано". Процесс создания
правовых норм начинается с возникновения
объективных общественных закономерностей,
требующих правового регулирования, проходит
через институты общества и государства,
реализуется законодательной, исполнительной
и судебной властями в присущих им формах.
Но процесс создания правовых норм не
может быть произвольным, субъективным,
он базируется на принятых и закрепленных,
конституционно и нормативно, правилах,
которые государство обязано соблюдать.
Оно связано собственной правовой системой,
и эта зависимость закреплена в Основном
законе государства. Отступая от принципа
законности либо создавая законы, неспособные
прижиться в обществе, противоречащие
друг другу и общественной системе в целом,
государственная власть ослабляет свой
авторитет, снижает степень общественного
доверия. Курс на ускорение реформ заставляет
законодателя стремиться к быстрому охвату
правовых норм, регулированию новых общественных
отношений. Это сказывается на качестве
закона, его системности, стабильности
правовой системы, уровне правовой защищенности
граждан. Одним из важных условий совершенствования
законодательства является овладение
системой определенных требований, предъявляемых
к процессу создания законов и подзаконных
актов. Эти требования, выработанные в
течение веков различными государствами,
концентрированно формулируются в отрасли
знания, именуемой законодательной техникой.
Проблемы, затронутые в данной работе,
недостаточно разработаны в юридической
литературе, интерес усилился в начале
90-х, в то время появились публикации в
журналах, стали проводиться "круглые
столы"с привлечением многих известных
правоведов. В начале ХХI века продолжилась
полемика по предмету исследования, были
опубликованы и монографии, посвященные
различным сторонам законотворческого
процесса. Разработчиками данной темы
являются как известные ученые-правоведы,
так и начинающие авторы. Свой вклад в
исследование внесли Алексеев С.С., Баранов
В.М., Бабий А.Н., Витрук Н.В., Матузов Н.И.,
Пиголкин А.С., Сенякин И.Н., Шеремет В.К.,
Бошно С. В., Сильченко Н.В., Кудрявцев В.Н.,
Нашиц А., Ковачев Д. А Кривовенко Л.Т. Степанова
Туманов В.А. Т.Я. Хабриевой Шувалов И.И.
Лопатин В.Н. Студеникина М.С. Тихомиров
Ю.А., Туманов В.А. и другие.
По теме данной работы было
изучено и обобщен
1. Понятие и субъекты законодательного процесса, его значение
Законотворчество является одной из форм правотворческой деятельности государства, осуществляемой специально уполномоченными органами и должностными лицами. В юридической литературе можно встретить понятие «процесс законотворчества», которое не тождественно понятию «законодательный процесс», поскольку не сводится к регламентам и процедурным правилам, а представляет собой познавательный процесс со своими трудностями в выборе объекта и методов законодательного регулирования. Законодательный процесс является одной из составляющих законотворчества, отражая процессуальную сторону этого явления. С формальной точки зрения законодательный процесс представляет собой сложную систему организационных действий (процедур), результатом которых является создание закона. Совокупность процедур составляют стадии законодательного процесса, то есть относительно законченные этапы, содержание каждого из которых регламентировано таким образом, что только исполнение всех его составляющих дает возможность перейти к следующему этапу. Существуют различные мнения относительно количества стадий законодательного процесса и соответственно объединения тех или иных процедур. В одних работах, посвященных данному вопросу, выделяются, например, только две из них: подготовка законопроекта и официальное возведение воли народа в закон. Некоторые исследователи различают три стадии: подготовка проекта нормативного акта (предварительная стадия), обсуждение и принятие нормативного акта (основная стадия) и введение в действие нормативного акта (решающая стадия). У других юристов встречается шесть стадии прогнозирование и планирование; внесение предложений о разработке законопроекта; разработка концепции и подготовка законопроекта; специальное и общественное обсуждение проекта; рассмотрение и принятие; опубликование закона и вступление его в силу. Однако, как правило, в работах концептуального характера, посвященных данному вопросу, выделяются четыре основные стадии законодательного процесса:
1) внесение законопроекта
или законодательного
2) рассмотрение законопроекта
в палатах, комитетах (
3) принятие закона;
4) опубликование закона.
Процедуры законодательного
процесса, составляющие содержание его
этапов, в большинстве стран
Законодательный процесс в разных странах имеет ряд особенностей, но несмотря на существующие отличия, можно выделить следующие общие признаки законодательного процесса:
1) состоит из нескольких
этапов (стадий), последовательность
и обязательность которых
2) осуществляется специальными субъектами;
3) результатом является
создание акта высшей
К субъектам законодательного процесса относятся его участники; действия которых направлены на создание закона. В их число могут входить государственные органы, должностные лица, граждане, различные общественные политические силы: политические партии, общественные организации и т.д. Необходимо различать понятия «субъект законотворчества» и «субъект законодательного процесса». Первое носит более широкий, общесоциальный характер; субъект законодательного процесса всегда участвует в законотворчестве. В то же время органы, организации, лица, занимающиеся, например, выявлением потребностей в принятии закона (одной из стадий законотворчества), не всегда могут быть сами участниками правоотношений, составляющих законодательный процесс. Участие в законодательном процессе его субъектов основано на их правах или обязанностях. Соответствующим правом, закрепленным в законодательных актах, например, руководствуются все субъекты права законодательной инициативы, т.е. участники законодательного процесса, обладающие правом возбуждать перед законодательным органом вопрос об издании нового закона. Субъективное право инициатора состоит в том, что он свободен в выборе времени для реализации своей инициативы. Он может воспользоваться предоставленным ему правом, но может и воздержаться от этого. Только наличие объективного интереса в решении какой-либо социальной задачи юридическими средствами, в сочетании с субъективным интересом инициатора к этому предмету, формируют решение субъекта права законодательной инициативы использовать это право.Кроме того, есть иные субъекты законодательного процесса, участие которых в законодательной деятельности напрямую зависит от их свободного выбора собственного поведения (его вида и меры). Так, граждане, принимая решение участвовать или не участвовать в референдуме — всенародном голосовании, посредством которого принимается государственное решение, основываются на праве, закрепленном в конституциях и других законах. Как правило, в референдуме имеют право участвовать все лица, обладающие активным избирательным правом. Если соблюдены все нормативно установленные условия, то решение, полученное в ходе референдума, считается принятым всем обществом путем прямого и свободного волеизъявления. Его юридическая сила нередко считается выше юридической силы законов, принятых парламентским путем. На такой позиции, например, стоит Конституционный Совет Франции, который объявил себя некомпетентным высказываться о конституционности законов, одобренных путем референдума, подчеркнув, что такие законы представляют собой «прямое волеизъявление национального суверенитета. Государственные органы и должностные лица могут приобрести статус субъектов законодательного процесса в силу возложенных на них обязанностей. Так, согласно ст. 108 Конституции РФ Совет Федерации в обязательном порядке рассматривает федеральные конституционные законы, а также федеральные законы по вопросам, указанным в ст. 106 Конституции. При принятии прочих федеральных законов вне зависимости от того, принял ли фактически Совет Федерации закон к рассмотрению в течение 14 дней или нет, указанный орган является участником законодательного процесса в силу ч. 2 ст. 105 Конституции РФ. Принятие поправок к гл. 3-8 Конституции РФ требует одобрения (а значит, и участия) законодательных (представительных) органов не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации (ст. 136 Конституции РФ). Разработка проекта новой Конституции РФ и его принятие возложены на Конституционное Собрание (ст. 135 Конституции).Комитеты, комиссии парламентов принимают участие в законодательном процессе согласно конституциям или регламентам. На них может быть возложена работа над законопроектами, регулирующими отношения в определенных сферах общественной и государственной жизни, т.е. они могут специализироваться на тех или иных отраслях права, либо через них проходят все законопроекты (так отличаются, соответственно, специальные комиссии и Большая комиссия парламента Финляндии).
Центральная комиссия референдума Российской Федерации участвует в законодательном процессе согласно Федеральному закону от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации» , обеспечивая проведение всенародного голосования в России. К обязанностям Председателя Центрального избирательного совета в Испании относятся подведение итогов общенациональных референдумов, их официальное объявление, в том числе путем немедленного сообщения председателям правительства и палат парламента. Таким образом, осуществляя свои полномочия, данное должностное лицо является субъектом законодательного процесса. Некоторые субъекты законодательного процесса должны отвечать специальным требованиям, относящимся к их численности:
1) предложение о пересмотре
положений глав 1, 2 и 9 Конституции
РФ должно быть поддержано
при голосовании группой
2) граждане России могут приобрести статус субъектов законодательного процесса — инициаторов проведения референдума, объединившись в группу численностью не менее двух миллионов человек (ст. 8 Федерального закона «О референдуме Российской Федерации»).
Институт народной инициативы,
предусмотренный
1) в обязательном порядке участвующие в законодательном процессе;
2) участвующие в законодательном
процессе в силу специфики
конкретного законодательного
К первой группе относятся те, чье участие в законодательном процессе обусловлено их компетенцией, ролью, которую они играют в жизни государства: Парламент (его депутаты), палаты, комитеты, комиссии, глава государства, а также иные органы, непосредственно связанные с движением закона от реализации права законодательной инициативы до опубликования. Указанные лица и органы всегда участвуют в законодательном процессе, поскольку это связано с их обязанностями. Исполнение возложенных обязанностей не исключает того, что в этом же процессе они могут реализовать предоставленные им права. Например, депутат Государственной Думы в России после осуществления права законодательной инициативы принимает участие в работе комитета и участвует в голосовании. Вторую группу составляют те, чье участие в создании закона связано со спецификой конкретного законодательного процесса. Последняя может быть вызвана видом нормативного акта (конституция, поправки к ней), важностью общественных отношений, подлежащих регулированию (например, расходование федерального бюджета), процедурой принятия закона (референдум), особенностями сферы деятельности государства и общества (реализация законодательной инициативы высшими судебными органами по вопросам их ведения). Все субъекты законодательного процесса:
1) участвуют в этом
процессе в силу своих
2) совершают в рамках
законодательного процесса
3) действуют в рамках
нормативно определенных
4) действуют с целью создания закона.
Значение законодательного процесса в первую очередь связано с его ролью в механизме законотворчества.
Всякое государство выполняет социальную функцию. Его возникновение и существование связаны с наличием социальной асимметрии в обществе, которую оно разрешает, совершая управленческие действия в отношении общества. Конкретные пропорции разграничения сфер влияния между государством и гражданским обществом зависят от уровня развития последнего, наличия у него надежных механизмов самоуправления. Однако в любом случае государство определяет «правила» (в том числе и в нормативной форме), в силу которых «игра» различного рода сил должна заканчиваться социальным консенсусом. Правотворчество государства - одна из форм управления обществом. Нормы законов являются прямым результатом деятельности институтов власти и их исполнение зависит от того, насколько точно были оценены возможность и необходимость законодательного регулирования процессов, происходящих в различных сферах государственной и общественной жизни. Создание нормативного акта напрямую связано с выявлением потребностей общества, закономерностей его развития, поскольку в философско-правовом смысле целью законотворчества является согласование интересов различных социальных групп общества путем их перевода на язык норм права. Право оказывает активное влияние на сознание общества в процессе взаимодействия с ним.
Введение в действие закона
означает создание условий, позволяющих
субъектам общества беспрепятственно
и эффективно удовлетворять многообразные
интересы и потребности. Это в
свою очередь приводит к качественному
и количественному изменению
таких потребностей, что вызывает
необходимость в установлении новых
нормативных регуляторов (т.е. принятии
новых законов для