Стадии законодательного процесса в российской парламенте

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:19, реферат

Описание работы

Предмет права законодательного процесса составляют общественные отношения, складывающиеся в процессе внесения законопроектов в парламент Российской Федерации, принятия и одобрения их палатами, подписания и обнародования законов главой государства. Содержание законотворческих правоотношений составляют права и обязанности субъектов федерального законодательного процесса.

Содержание

Введение
Основная часть
1. Взаимообусловленность законотворческого и законодательного процесса в контексте современного российского правотворчества
2. Стадии законодательного процесса в российской парламенте
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Законодательный процесс.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

     Если  при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума не приняла  предложений согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции.

     В этом случае федеральный закон считается  принятым, если за него проголосовало  не менее двух третей от общего числа  депутатов Государственной Думы.

     Принятый  в таком порядке федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Председатель Государственной Думы уведомляет Председателя Совета Федерации о направлении этого закона Президенту РФ.

     Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 107) Президент РФ, которому направлен федеральный закон, в течение 14 дней подписывает его и обнародует.

     Порядок опубликования и вступления в  силу федеральных законов установлен Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»9.

     Проект  закона о поправке к Конституции  РФ считается одобренным Государственной  Думой, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной Думы.

     Одобренный  Государственной Думой проект закона о поправке к Конституции РФ подлежит обязательному рассмотрению Советом  Федерации и считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трех четвертей общего числа членов Совета Федерации.

     Затем закон направляется для рассмотрения в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации  и считается ими одобренным, если за него высказалось не менее двух третей субъектов Российской Федерации.

     Одобренный  законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации  закон направляется Президенту РФ для  подписания и официального опубликования.

     Принятая  поправка к Конституции РФ подлежит внесению Президентом РФ в текст Конституции РФ. Законодательная деятельность палат Федерального Собрания планируется. Еще одним видом актов, принимаемых палатами Федерального Собрания, являются постановления. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Мы  рассмотрели взаимообусловленность законотворческого и законодательного процесса в контексте современного российского правотворчества, стадии законодательного процесса в российской парламенте.

     Существуют  следующие стадии законодательного процесса в российской парламенте:

  1. законодательная инициатива;
  2. предварительное рассмотрение законопроектов;
  3. рассмотрение законопроектов в Государственной Думе;
  4. принятие закона;
  5. рассмотрение и одобрение федеральных законов Советом Федерации;
  6. подписание и обнародование закона.

     Особая  стадия законодательного процесса - преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов.

     Российская  модель разделения государственной власти подразумевает множественность субъектов законотворческих правоотношений. Поэтому федеральный законодательный процесс не сводится к исключительной деятельности палат Федерального Собрания. В нём участвуют также глава государства, правительство, высшие суды Российской Федерации, субъекты РФ в том или ином специфическом качестве (субъект законодательной инициативы, участник согласительных процедур, подписание и опубликование закона и др.).

     Таким образом, законодательный процесс  является процессом, отражающим работу законодательного органа по своевременному появлению необходимого для регулирования общественных отношений закона, в то время как законотворческий процесс является процессом, отражающим работу более широкого круга субъектов над содержанием закона.

     Гармонизация  двух взаимодополняющих, но разных по предназначению процессов, в конечном счете, определяет качество принимаемых законов, а также роль и значение подзаконных актов в современном российском правотворчестве.

 

Список  использованной литературы 

Нормативные правовые акты: 

  1. Конституция РФ от 12.12.1993г. Российская газета, № 237, 25.12.1993.
  2. ФЗ от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». СЗ РФ, № 10, 09.03.1998, ст. 1146.
  3. ФЗ от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (ред. от 22.10.1999). СЗ РФ, 20.06.1994, № 8, ст. 801.
  4. Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 24.03.2006). СЗ РФ, 18.02.2002, № 7, ст. 635.
  5. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25.01.2001 г. «О календаре рассмотрения вопросов Государственной Думой с 7 по 22 февраля 2001 года». СЗ РФ, 2001, № 6, ст. 523.
  6. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 № 2134-2 ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 10.03.2006). СЗ РФ, 16.02.1998, № 7, ст. 801.
  7. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.03.1995 № 1-П «По делу о толковании ч. 4 ст. 105 и ст. 106 Конституции РФ». СЗ РФ, 27.03.1995, № 13, ст. 1207.

Литература:

  1. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов.  М., 2005.
  2. Бошно С.В. Законодательная инициатива в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации: Автореф. дис. на соискан. уч. степени канд. юр. наук. М., 1997.
  3. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.
  4. Дмитриевцев К.Н. Процесс правотворчества в РФ: Автореф. дис. на соис. уч. степени канд. юр. наук. Нижний Новгород, 1994.
  5. Козлова Е. И., Кутафин О. Е.. Конституционное право России. М., 2004.
  6. Постатейный комментарий к Конституции РФ / Под ред. В. И. Кудрявцева. М., 2004.
  7. Филимонов Ю.В. Федеральный законодательный процесс: Некоторые вопросы теории и практики: конституционно-правовое исследование: Автореферат дис. на соис. уч. степени канд. юр. наук. Томск, 2004.

Информация о работе Стадии законодательного процесса в российской парламенте