Стадии законодательного процесса в российской парламенте

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:19, реферат

Описание работы

Предмет права законодательного процесса составляют общественные отношения, складывающиеся в процессе внесения законопроектов в парламент Российской Федерации, принятия и одобрения их палатами, подписания и обнародования законов главой государства. Содержание законотворческих правоотношений составляют права и обязанности субъектов федерального законодательного процесса.

Содержание

Введение
Основная часть
1. Взаимообусловленность законотворческого и законодательного процесса в контексте современного российского правотворчества
2. Стадии законодательного процесса в российской парламенте
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Законодательный процесс.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

     Далее Государственная Дума переходит  к рассмотрению поправок, рекомендуемых  ответственным комитетом к отклонению. После этого председательствующий ставит на голосование предложение  о принятии каждой поправки, включенной в таблицу поправок, по которым ответственным комитетом не было принято решений.

     По  окончании согласования по поправкам  председательствующий ставит на голосование  предложение о принятии законопроекта  во втором чтении. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет.

     После повторного рассмотрения во втором чтении доработанного законопроекта председательствующий ставит на голосование предложения  о принятии законопроекта во втором чтении. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения. Решением Государственной Думы законопроект может быть возвращен к процедуре первого чтения.

     Законопроект, не принятый во втором чтении, не может  быть включен в проект календаря  рассмотрения вопросов Государственной  Думой без решения Совета Государственной  Думы. В этом случае Государственная  Дума принимает решение о доработке или об отклонении законопроекта.

     Голосование по вопросу о принятии закона в  целом в день принятия законопроекта  во втором чтении может быть проведено  по предложению депутатов Государственной  Думы только при наличии окончательного текста законопроекта и при условии, что правовая и лингвистическая экспертизы законопроекта проведены.

     Принятый  во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для  устранения с участием Правового  управления Аппарата Государственной  Думы возможных внутренних противоречий в законопроекте, установления правильных взаимосвязей статей и редакционной правки ввиду изменения текста законопроекта при втором чтении.

     По  завершении этой работы законопроект представляется ответственным комитетом  в Совет Государственной Думы для включения в проект порядка работы Государственной Думы.

     Четвертая стадия законодательного процесса - принятие закона.

     Совет Государственной Думы назначает  третье чтение законопроекта для  голосования, чтобы принять его  в качестве закона. При третьем чтении законопроекта не допускаются внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. В исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов Государственной Думы, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении к процедуре второго чтения законопроекта.

     Федеральный закон принимается Государственной  Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный  конституционный закон считается одобренным, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

     Принятый  Государственной Думой федеральный  закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Если принятый Государственной Думой федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии с Конституцией (ст. 106 и 108) и если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то в течение пяти дней этот федеральный закон направляется Государственной Думой Президенту РФ для подписания и обнародования.

     Пятая стадия законодательного процесса - рассмотрение и одобрение федеральных законов Советом Федерации. Поступивший из Государственной Думы федеральный закон в срок не более 48 часов направляется вместе с сопроводительными документами всем членам Совета Федерации.

     Конституция РФ (ст. 106) устанавливает перечень вопросов, законы по которым подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации после их принятия Государственной Думой. К их числу относятся законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты Государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

     Согласно  ст. 108 Конституции, обязательному рассмотрению Советом Федерации подлежат и  все федеральные конституционные  законы.

     После поступления в Совет Федерации  принятого Государственной Думой федерального закона Председатель Совета Федерации или по его поручению заместитель Председателя определяют комитет палаты, ответственный за подготовку заключения по этому закону.

     В отношении принятого Государственной  Думой федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению Советом Федерации, в заключениях по которому комитет предлагает одобрить федеральный закон и не вносить его на рассмотрение палаты, Председатель Совета Федерации принимает одно из следующих решений: согласиться с решением комитета и не вносить принятый Государственной Думой закон на рассмотрение Совета Федерации или отклонить решение комитета и включить в повестку дня Совета Федерации закон, принятый Государственной Думой.

     Председатель  Совета Федерации не вправе принять решение о невключении в повестку дня палаты рассмотрения федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению Советом Федерации, если Президент РФ, Правительство РФ или оба члена Совета Федерации, представляющие один субъект Российской Федерации, настаивают на рассмотрении закона Советом Федерации или если не истек установленный ч. 4 ст. 105 Конституции РФ 14-дневный срок рассмотрения федерального закона Советом Федерации.

     Рассмотрение  принятого Государственной Думой  федерального закона на заседании Совета Федерации начинается с оглашения заключения соответствующего комитета и проекта постановления, внесенного этим комитетом. Затем Совет Федерации большинством голосов от общего числа членов палаты принимает решение одобрить или отклонить закон без обсуждения либо обсудить его на заседании палаты.

     В случае если комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению Советом Федерации, в течение 14 дней со дня его поступления в Совет Федерации не представил его Председателю заключения по федеральному закону, Председатель Совета Федерации или по его поручению заместитель Председателя принимает одно из следующих решений: включить в повестку дня заседания Совета Федерации вопрос о рассмотрении федерального закона, если не истек установленный ч. 4 ст. 105 Конституции РФ 14-дневный срок рассмотрения федерального закона Советом Федерации; направить федеральный закон Президенту РФ для подписания и обнародования как считающийся одобренным Советом Федерации, поскольку не был рассмотрен в течение 14 дней.

     По  результатам обсуждения Совет Федерации  принимает одно из следующих решений: одобрить или отклонить принятый Государственной Думой закон.

     Постановление Совета Федерации об одобрении федерального закона принимается большинством голосов от общего числа членов данной палаты, а постановление об одобрении федерального конституционного закона - большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа ее членов.

     Федеральный закон считается также одобренным Советом Федерации, если в течение 14 дней он не был рассмотрен им (ч. 4 ст. 105 Конституции).

     Следует иметь в виду, что, согласно Постановлению  Конституционного Суда Российской Федерации  от 23 марта 1995 г., рассмотрение в Совете Федерации федерального закона, подлежащего в соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в этой палате, должно начаться по ч. 4 ст. 105 не позднее 14 дней после его передачи в Совет Федерации7.

     Если  Совет Федерации в течение 14 дней не завершил рассмотрения принятого Государственной Думой федерального закона, подлежащего в соответствии со ст. 106 Конституции обязательному рассмотрению в Совете Федерации, этот закон не считается одобренным, и его рассмотрение продолжается на следующем заседании Совета Федерации до вынесения решения о его одобрении либо отклонении.

     Федеральный закон считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало  необходимое число членов Совета Федерации.

     В постановлении Совета Федерации  об отклонении федерального закона может содержаться перечень разделов, глав, статей, а также частей и пунктов статей этого закона, по которым необходимо преодолеть разногласия между Советом Федерации и Государственной Думой, а также может содержаться предложение о создании согласительной комиссии.

     Постановление Совета Федерации об отклонении или  одобрении принятого Государственной  Думой федерального закона по результатам  его рассмотрения в срок не более  пяти дней направляется в Государственную  Думу. В случае принятия Советом Федерации решения об одобрении принятого Государственной Думой федерального закона его текст вместе с постановлением Совета Федерации в пятидневный срок со дня принятия постановления направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и обнародования.

     Особая  стадия законодательного процесса - преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов8.

     Если  федеральный закон отклонен Советом Федерации, он направляется Советом Государственной Думы в ответственный комитет палаты, который рассматривает возражения Совета Федерации, дает по ним заключение и вносит свои предложения о преодолении возникших разногласий на рассмотрение палаты.

     По  итогам рассмотрения законопроекта  ответственный комитет может  рекомендовать Государственной  Думе создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий; принять федеральный закон в  ранее принятой Государственной  Думой редакции; снять федеральный закон с повторного рассмотрения Государственной Думой.

     Для преодоления возникших разногласий  по федеральному закону, принятому  Государственной Думой и отклоненному Советом Федерации, может быть образована согласительная комиссия. Она создается как по инициативе Совета Федерации, поддержанной Государственной Думой, так и по инициативе Государственной Думы, поддержанной Советом Федерации.

     Члены согласительной комиссии от Совета Федерации  избираются им и образуют депутацию  от Совета Федерации в согласительной комиссии. Избранными считаются те члены Совета Федерации, которые получили наибольшее число голосов из всех предложенных на заседании палаты кандидатур, но не менее половины от числа членов Совета Федерации, присутствующих на заседании.

     Решение об избрании депутатов Государственной  Думы в состав согласительной комиссии принимается на заседании палаты большинством голосов от общего числа  депутатов.

     Согласительная  комиссия рассматривает каждое возражение Совета Федерации в отдельности, стремясь выработать единый текст соответствующего федерального закона. Решения комиссии принимаются раздельным голосованием членов комиссии от каждой из палат. Комиссия принимает решение открытым голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов комиссии от каждой из палат.

     По  итогам работы согласительная комиссия составляет протокол и сопоставительную таблицу статей закона, в которые  были внесены изменения. В этой таблице  содержатся предложения о преодолении  разногласий. Протокол согласительной комиссии и сопоставительная таблица, а также федеральный закон в редакции, предлагаемой согласительной комиссией, и заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы вносятся сопредседателем согласительной комиссии от Государственной Думы на рассмотрение Совета Государственной Думы для определения даты повторного рассмотрения федерального закона.

     При повторном рассмотрении федерального закона Государственной Думой обсуждаются  только предложения, содержащиеся в  протоколе согласительной комиссии. Никакие поправки, выходящие за пределы этих предложений, Государственная Дума не рассматривает.

     В случае отклонения хотя бы одного предложения  согласительной комиссии Государственная  Дума может предложить продолжить ее работу с учетом поправок, одобренных палатой, для представления комиссией новых предложений. Совет Федерации вправе принять решение о продлении срока работы согласительной комиссии либо отказаться от участия в ее работе. Государственная Дума принимает решение по предложению согласительной комиссии большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный закон в редакции, учитывающей предложения согласительной комиссии, которые были одобрены Государственной Думой, направляется в Совет Федерации в течение пяти дней с приложением необходимых материалов.

Информация о работе Стадии законодательного процесса в российской парламенте