Стадии законодательного процесса в российской парламенте

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:19, реферат

Описание работы

Предмет права законодательного процесса составляют общественные отношения, складывающиеся в процессе внесения законопроектов в парламент Российской Федерации, принятия и одобрения их палатами, подписания и обнародования законов главой государства. Содержание законотворческих правоотношений составляют права и обязанности субъектов федерального законодательного процесса.

Содержание

Введение
Основная часть
1. Взаимообусловленность законотворческого и законодательного процесса в контексте современного российского правотворчества
2. Стадии законодательного процесса в российской парламенте
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Законодательный процесс.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

Оглавление: 

Введение 

Основная  часть

1. Взаимообусловленность законотворческого и законодательного процесса в контексте современного российского правотворчества

2. Стадии законодательного процесса в российской парламенте

Заключение 

Список  использованной литературы

 

      Введение 

     Предмет права законодательного процесса составляют общественные отношения, складывающиеся в процессе внесения законопроектов в парламент Российской Федерации, принятия и одобрения их палатами, подписания и обнародования законов  главой государства. Содержание законотворческих правоотношений составляют права и обязанности субъектов федерального законодательного процесса.

     Метод правового регулирования права  законодательного процесса - императивно-диспозитивный. В нём превалируют элементы диспозитивности над императивным началом.

     Систему источников права законодательного процесса образуют: Конституция Российской Федерации, поправки к Конституции  РФ, федеральные конституционные  законы и федеральные законы, постановления  Конституционного Суда РФ, регламенты палат Федерального Собрания РФ, нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства РФ, правовые акты других государственных органов, а также сложившиеся правовые обычаи. Система источников, содержащих нормы права законодательного процесса, образует одноименный институт конституционного законодательства Российской Федерации. В этой системе весьма значителен круг источников (регламенты, некоторые федеральные законы и др.), предметом которых является преимущественно законодательный процесс, что даёт основание для вывода: право законодательного процесса имеет собственный круг источников.

     Законотворческие  нормы подразделяются на материальные и процессуальные, между которыми существует неразрывная связь. Целевое  назначение процессуальных норм состоит в конкретизации, детализации порядка и процедуры применения материальных норм конституционного права в организационной деятельности, связанной с внесением законопроектов в Государственную Думу, их принятием и одобрением в палатах Федерального Собрания, подписанием и обнародованием законов главой государства.

     В данной работе мы рассмотрим взаимообусловленность законотворческого и законодательного процесса в контексте современного российского правотворчества, стадии законодательного процесса в российской парламенте

 

      Основная часть 

     1. Взаимообусловленность  законотворческого  и законодательного  процесса в контексте  современного российского  правотворчества 

     Правотворчество государства - одна из форм управления обществом. Правотворчество как более широкая юридико-философская категория включает в себя как «подзаконное правотворчество», так и «законодательное правотворчество».

     Давая определение понятию «подзаконное правотворчество», необходимо определить правотворчество в контексте субъектов, имеющих право осуществлять подзаконное правотворчество, и видов правовых актов, являющихся продуктом (результатом) подзаконного правотворчества. Так, подзаконное правотворчество представляет собой деятельность уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц по созданию, изменению, отмене правовых норм и изменению сферы их действия. В связи с этим законодательное правотворчество представляет собой деятельность уполномоченных органов государственной власти, а также непосредственно населения страны, субъектов Российской Федерации по созданию, изменению, отмене правовых норм, обладающих высшей юридической силой, и изменению сферы их действия.

     Особенностью  подзаконных нормативных правовых актов сегодня как результата подзаконного правотворчества в рассматриваемом контексте является то, что они сами по себе являются в настоящее время способом более детального регулирования общественных отношений.

     Сегодня подзаконные нормативные акты также  довольно часто устраняют пробелы, вызванные принятием законов, не содержащих детального регулирования процедуры и механизма их применения.

     Но, с другой стороны, если в принятом законе не содержится механизмов и  процедур его реализации, то налицо отсутствие возможности применять данный закон, так как имеет место неурегулированность нормами права общественных отношений, подлежащих правовому регулированию в силу необходимости реализации принятого закона.

     При всем при этом необходимо отметить, что возможные пробелы в принятом законе недопустимо устранять за счет подзаконных нормативных правовых актов, установление механизмов и процедур исполнения которых, в рассматриваемом случае, будет превышать данные рамки и регламентировать те общественные отношения, которые были упущены при принятии закона (т.е. устранять пробелы).

     Принятие законов - это опосредованная через народных представителей воля гражданского общества. Именно так, как указано в законе, граждане желают регулировать те или иные общественные отношения. Несмотря на то, что воля гражданского общества носит опосредованный характер, это воля населения страны. Устранение пробела в принятом законе путем издания в подзаконном нормативном правовом акте отсутствующей нормы - это формализованная воля должностного лица, уполномоченного принимать подзаконные нормативные правовые акты. Его воля может противоречить воле населения всей страны.

     Кроме того, отсутствие норм в нормативных  правовых актах должно устраняться  путем принятия равных по юридической  силе нормативных правовых актов, т.е. «равное устраняется равным». Если исходить из понимания государства как общества, которое агрегировано и устроено публично-властным способом, то приходится признать, что государственные интересы тождественны общественным. В то же время необходимо разграничивать государство и государственный аппарат, который склонен выдавать свои ведомственные интересы за общественные. Правовым инструментом, способствующим чиновникам под видом публичных интересов реализовывать свои собственные, сегодня является «подзаконное правотворчество» в силу устаревшей парадигмы роли и значения подзаконных нормативных актов в системе правотворчества современной России.

     Нормы законов являются прямым результатом  деятельности институтов власти, и  их исполнение зависит от того, насколько  точно были оценены возможность и необходимость законодательного регулирования процессов, происходящих в различных сферах государственной и общественной жизни. Создание нормативного акта напрямую связано с выявлением потребностей общества, закономерностей его развития, поскольку в философско-правовом смысле целью законотворчества является согласование интересов различных социальных групп общества путем их перевода на язык норм права1.

     Законотворчество  является одной из форм правотворческой  деятельности государства, осуществляемой специально уполномоченными органами и должностными лицами.

     В юридической литературе можно встретить понятие «процесс законотворчества», которое не тождественно понятию «законодательный процесс», поскольку не сводится к регламентам и процедурным правилам, а представляет собой познавательный процесс со своими трудностями в выборе объекта и методов законодательного регулирования. Законодательный процесс является одной из составляющих законотворчества, отражая процессуальную сторону этого явления.

     С формальной точки зрения законодательный  процесс представляет собой сложную  систему организационных действий (процедур), результатом которых  является создание закона.

     Совокупность  процедур составляют стадии законодательного процесса, т.е. относительно законченные этапы, содержание каждого из которых регламентировано таким образом, что только исполнение всех его составляющих дает возможность перейти к следующему этапу.

     Учитывая  различия в содержании терминов «законотворческий» и «законодательный» процесс, необходимо различать понятия «субъект законотворчества» и «субъект законодательного процесса». Первое носит более широкий, общесоциальный характер; субъект законодательного процесса всегда участвует в законотворчестве. В то же время органы, организации, лица, занимающиеся, например, выявлением потребности в принятии закона (одной из стадий законотворчества), не всегда могут быть сами участниками правоотношений, составляющих законодательный процесс.

     Участие в законодательном процессе его  субъектов основано на их правах и обязанностях.

     Соответствующим правом, закрепленным в законодательных  актах, например, руководствуются все  субъекты права законодательной  инициативы, т.е. участники законодательного процесса, обладающие правом возбуждать перед законодательным органом вопрос об издании нового закона. Субъективное право инициатора состоит в том, что он свободен в выборе времени для реализации своей инициативы. Он может воспользоваться предоставленным ему правом, но может и воздержаться от этого.

     Только  наличие объективного интереса в решении какой-либо социальной задачи юридическими средствами, в сочетании с субъективным интересом инициатора к этому предмету, формирует решение субъекта права законодательной инициативы использовать это право2.

     Кроме того, есть иные субъекты законодательного процесса, участие которых в законодательной деятельности напрямую зависит от их свободного выбора собственного поведения (его вида и меры)3.

     Все субъекты законодательного процесса можно  разделить на следующие группы:

  • в обязательном порядке участвующие в законодательном процессе;
  • участвующие в законодательном процессе в силу специфики конкретного законодательного акта.

     К первой группе относятся те, чье  участие в законодательном процессе обусловлено их компетенцией, ролью, которую они играют в жизни государства, - это депутаты парламента, палаты, комитеты, комиссии, глава государства, а также иные органы, непосредственно связанные с движением закона от реализации права законодательной инициативы до опубликования. Данные органы и лица всегда участвуют в законодательном процессе, поскольку это связано с их обязанностями. Исполнение возложенных обязанностей не исключает того, что в этом же процессе они могут реализовывать предоставленные им права. Например, депутат Государственной Думы в России после осуществления права законодательной инициативы принимает участие в работе комитета и участвует в голосовании.

     Вторую  группу составляют те, чье участие  в создании закона связано со спецификой конкретного законодательного процесса. Последняя может быть вызвана видом нормативного акта (конституция, поправка к ней), важностью общественных отношений, подлежащих регулированию, процедурой принятия закона, особенностями сферы деятельности государства и общества.

     При этом все субъекты законодательной инициативы:

  • участвуют в этом процессе в силу своих полномочий, установленных, как правило, конституцией и принятыми в соответствии с ней иными законами;
  • совершают в рамках законодательного процесса действия, всегда взаимосвязанные, взаимообусловленные выполнением другими субъектами процесса возложенных на них полномочий, т.е. действия, предпринимаемые субъектами, в полной мере приобретают логическую оправданность, значимость и целесообразность только при завершении всего процесса в целом;
  • действуют в рамках нормативно определенных процедур, вызывают юридически значимые последствия;
  • действуют с целью создания закона.

     Создание  нормативного акта напрямую связано  с выявлением потребностей общества, закономерностей его развития, поскольку  в философско-правовом смысле целью законотворчества является согласование интересов различных социальных групп общества путем их перевода на язык норм права.

     Введение  в действие закона означает создание условий, позволяющих субъектам  общества беспрепятственно и эффективно удовлетворять многообразные интересы и потребности. Это, в свою очередь, приводит к качественному и количественному изменению таких потребностей, что вызывает необходимость в установлении новых нормативных регуляторов (т.е. принятие новых законов для регулирования развивающихся отношений в обществе).

Информация о работе Стадии законодательного процесса в российской парламенте