Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 13:34, курсовая работа
Одно из важнейших направлений государственной деятельности - правотворчество. В его понимании сегодня обозначились два аспекта. В узком смысле под правотворчеством подразумевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широкой трактовке данный процесс охватывает все стадии, начиная с момента правотворческого замысла и до практической реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.). Несмотря на различие в подходах к пониманию правотворчества, это всегда деятельность управомоченных органов по разработке, переработке и изданию определенных нормативных актов.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. ПРАВОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ПРИНЦИПЫ, ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА.........6
Понятие правотворчества и его виды...............................................6
Стадии правотворческого процесса..................................................9
Принципы правотворчества.............................................................14
Юридическая техника......................................................................17
2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОТВОРЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ............................................................................19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................29
ПРИЛОЖЕНИЯ
Правотворческая деятельность представляет собой процесс, протекающий во времени и поэтому он разбивается на последовательные действия, т.е. проходит определенные стадии. В литературе обычно выделяют четыре основных стадии правотворческого процесса:
1. Правовая инициатива - управомоченные лица или государственные органы выступают с официальным предложением принять тот или иной нормативный акт. Круг лиц, обладающих правом законодательной инициативы, определен в Конституции. В РФ этим правом, например, обладают депутаты Государственной думы, субъекты федерации, Президент России, а также Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд, Верховный Суд РФ - по вопросам их компетенции. Законодательная инициатива дополняется разработкой проекта предполагаемого нормативного акта.
2.
Обсуждение проекта - осуществляется
самим правотворческим органом,
3.
Принятие и утверждение
4.
Обнародование
Процесс правотворчества строго регламентирован правом. Например, в Конституции говорится о порядке принятия законов; помимо этого существует Регламент Государственной Думы, где устанавливаются правила и режим работы этого органа. Другие органы государства также имеют свои регламенты либо иные нормативные документы, устанавливающие порядок деятельности этих органов. Более подробно стадийность правотворчества прослеживается в следующем подходе к разграничению правотворческого процесса на стадии.
Весь процесс правотворчества подразделяется на два этапа, каждый из которых, в свою очередь, включает несколько стадий.
I этап. Предварительное формирование государственной воли (подготовка проекта).
1)
Принятие решения о подготовке проекта.
Утверждаются планы правоподготовительных
работ. Кроме этого, такое решение может
исходить от высшего законодательного
органа страны в форме поручения своим
постоянным комитетам, Правительству
или иному органу разработать проект конкретного
акта. Законопроект может быть подготовлен
и по инициативе субъектов обладающих
правом законодательной инициативы (Президент,
Правительство, постоянные комитеты Государственной
Думы, субъекты федерации через их высшие
органы законодательной власти).
2) Предварительные работы, предшествующие
составлению текста проекта.
Выявляется общественная потребность
в урегулировании данной сферы общественных
отношений. Определяется фактическое
положение в данной сфере общественной
жизни, а также цели предполагаемого правового
регулирования. Анализируется действующее
законодательство по данному вопросу,
чтобы определиться, достаточно ли будет
изменений в действующие акты или необходимо
подготовить новый акт.
Здесь же должны быть просчитаны последствия
принятия нового акта, а также возможные
затраты финансовых и иных ресурсов, доходы,
издержки и т.д. Вырабатываются основные
положения будущего акта.
3) Подготовка
первоначального текста проекта. Обычно
образуются комиссии, включающие представителей
основных заинтересованных органов, общественных
организаций, ученых юристов и других
специалистов. При необходимости создаются
подкомиссии, рабочие и редакционные группы.
Важно привлечение к работе именно специалистов
- людей, имеющих большой опыт и знания,
а также юридических подразделений органов,
разрабатывающих проект.
4) Предварительное обсуждение проекта.
Формы обсуждения разнообразны: широкое
обсуждение на местах (в республиках, областях
и т.д.), расширенные заседания подготовительных
комиссий; обсуждение в печати и на телевидении;
рецензирование проекта научно-исследовательскими
учреждениями; отзывы и заключения на
проект со стороны органов, не участвующих
в его раз работке и т.д. Важнейшие законопроекты
выносятся на всенародное обсуждение.
Проекты публикуются в центральной и местной
печати, рассматриваются на заседаниях
представительных органов различных уровней,
в трудовых коллективах, воинских частях
и т.д.
5) Проект окончательно обрабатывается
и редактируется. Делается это после учета
всех замечаний и предложений и, как правило,
той рабочей комиссией, которая составляла
первоначальный текст проекта.
II этап. Возведение государственной воли
в закон. (деятельность правотворческого
органа по рассмотрению и принятию нормативного
акта).
На этом этапе работа вступает в официальную
фазу и осуществляется самим правотворческим
органом.
1)
Внесение проекта в официальном порядке
в соответствующий правотворческий орган
от имени органа или организации, готовивших
его. Правом официального внесения законопроектов
в высший представительный орган страны
(право законодательной инициативы) пользуются
определенные полномочные органы, организации
и лица, предусмотренные в Конституции.
Вместе с проектом представляется объяснительная
записка, которая содержит обоснование
необходимости принятия акта, разверну
тую характеристику его целей, задач и
основных положений, его место в системе
законодательства, а также ожидаемых последствий
принятия акта.
2) Внесение рассмотрения проекта в повестку дня заседания.
3) Обсуждение проекта.
4)
Официальное принятие проекта.
Эти стадии тесно связаны. Их процедура
детально регламентируется. Законопроекты
рассматриваются в 2х или 3х чтениях. При
первом чтении заслушивается доклад инициатора
проекта и содоклад головного комитета.
Затем депутаты обсуждают проект и вносят
замечания в виде поправок. По результатам
обсуждения законодательный орган одобряет
законопроект или отклоняет его.
В результате второго чтения законодательный
орган -либо принимает закон -либо отклоняет
его. На голосование ставится отдельно
каждая статья, раздел или глава проекта.
Они принимаются за основу, потом на голосование
ставятся все поступившие в письменном
виде поправки. После обсуждения поправок
статья (раздел, глава) утверждается в
целом с принятыми поправками. Затем проект
утверждается в целом.
В РФ действует практика принятия законов
в 3х чтениях. Принятый во втором чтении
проект направляется в ответственный
комитет Государственной Думы. При третьем
чтении не допускается внесение в проект
поправок и возвращение к его обсуждению
в целом -либо по частям.
Президент, министры и др. органы единоличного
подчинения утверждают свои акты (указы,
инструкции и пр.) в персональном порядке.
5) Официальное обнародование принятого
нормативного акта. Заключительной стадией
правотворческого процесса является официальное
опубликование. принятого акта в особых,
предусмотренных законом печатных органах,
а также его официальное оглашение в иной
форме (по телевидению, радио, путем рассылки
официальных текстов в заинтересованные
органы)5.
Согласно
части 4 статьи 15 Конституции РФ неопубликованные
законы не применяются. Любые нормативно-правовые
акты, затрагивающие права, свободы и обязанности
человека и гражданина, не могут применяться,
если они не опубликованы официально для
всеобщего сведения.
Приведенная выше классификация этапов
и стадий правотворчества относится в
законотворческому процессу как важнейшему
виду правотворческой деятельности государства.
Подзаконное нормотворчество осуществляется
по упрощенной процедуре. К тому же для
некоторых видов подзаконных актов не
требуется официального опубликования
- это ведомственные акты, не затрагивающие
права и обязанности граждан, а посвященные
внутриорганизационным вопросам деятельности
отдельного ведомства6.
Правотворческий процесс основывается на определенных принципах, к числу которых можно отнести следующие: демократизм и гласность правотворчества; профессионализм; законность; научный характер; связь с правоприменительной практикой. Итак попробуем выяснить что же это за принципы и на сколько им соответствует сегодняшняя действительность.
1. Демократизм и гласность правотворчества. Суть принципа заключается в процедуре разработки и принятия нормативного акта правотворческим органом. Большая роль при этом отводится привлечению граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности, гласности её осуществления, что выступает своеобразной гарантией от бюрократизма в реализации такой важнейшей государственной функции. Распространена практика всенародного обсуждения законопроектов при помощи средств массовой информации: печати, радио, телевидения. Поступившие при обсуждении проекта замечания и предложения анализируются правотворческим органом, после чего в подготавливаемый акт вносятся соответствующие изменения. Но высшим проявлением демократизма правотворчества является референдум.
2. Профессионализм правотворчества. Этот принцип прямо и непосредственно связан с качеством правотворчества, эффективностью механизма принятия государственных решений. К такого рода деятельности должны привлекаться компетентные специалисты (юристы, социологи, политологи), которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов. Между тем нередко депутаты не являясь специалистами в области юриспруденции, самостоятельно «творят» законы, тогда как они должны работать уже с законопроектами, подготовленными высококвалифицированными юристами. Правотворческий делетантизм приводит к некорректному обращению с законодательством и оборачивается неуважением к самому законодателю. Работа по совершенствованию правотворческого процесса должна осуществляться постоянно и по нескольким направлениям.
3. Законность правотворчества. В основу этого принципа положено правило, согласно которому вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна осуществляться в рамках закона, и прежде всего Конституции РФ. При этом необходимо четкое соблюдение регламентационных процедур обсуждения, порядка опубликования нормативно-правовых актов. Законность правотворчества также предполагает строгое исполнение правил юридической техники, и в первую очередь субординацию правовых актов. Кроме того содержание правовых актов не должно быть «антиправовым», а призвано отвечать идеалом правового государства, началам демократизма и гуманизма, общепризнанным нормам международного права.
4. Научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой. Главные требования этого принципа сводятся к тому, что законопроект готовится не просто сам по себе, произвольно, а при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановке, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни, целесообразности подобного регламентирования.
Помимо
приведенных принципов
5. Принцип системности, предполагающий строгий учет системных характеристик права.
6. Принцип исполнимости - утверждает необходимость при подготовке законопроекта, принятии закона учитывать широкий спектр факторов (финансовых, кадровых, организационных, юридических и других.
7. Принцип эффективности правового акта, что предполагает максимальный учет факторов эффективности правоприменительного процесса.
9. Гуманизм правотворчества. Цель правотворчества - права и свободы человека и гражданина. Право должно быть направлено на защиту интересов личности и всего общества в целом.
8. Принцип гласности.
Существенное влияние на научный характер правотворчества оказывает планирование законодательных работ.
Вместе
с тем без связи с
Юридическая
техника - это совокупность правил и
приемов, относящихся к подготовке, формулированию
и опубликованию правовых актов.
В целом правила юридической техники относятся
ко всем видам правовых актов, т.е. к нормативно-правовым
актам, актам толкования права (интерпретационным)
и актам применения права. Однако чаще
всего под юридической техникой понимают
только юридическую технику правотворчества.
Последняя является важнейшим видом юридической
техники. Все правила и технико-юридические
приемы разрабатываются применительно
к правотворческому процессу. Требований,
предъявляемых к техническому совершенству
нормативных актов, гораздо больше, чем
правил, относящихся к иным видам правовых
актов. Тем не менее, все правила, касающиеся
терминологии и оформления нормативно-правовых
актов, в полной мере относятся и к другим
группам правовых актов. Далее мы рассмотрим
юридические приемы и правила, относящиеся
к процессу подготовки, рассмотрения,
принятия и обнародования нормативно-правовых
актов. Только умение пользоваться этими
правилами и приемами позволяет создать
качественный акт. Эта совокупность приемов
должна обеспечить максимально полное
и точное соответствие формы нормативных
предписаний их содержанию, доступность,
простоту и обозримость нормативного
материала, исчерпывающий охват регулируемых
вопросов8.
Информация о работе Стадии правотворчества в российском государстве