Стадии правотворчества в российском государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Одно из важнейших направлений государственной деятельности - правотворчество. В его понимании сегодня обозначились два аспекта. В узком смысле под правотворчеством подразумевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широкой трактовке данный процесс охватывает все стадии, начиная с момента правотворческого замысла и до практической реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.). Несмотря на различие в подходах к пониманию правотворчества, это всегда деятельность управомоченных органов по разработке, переработке и изданию определенных нормативных актов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. ПРАВОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ПРИНЦИПЫ, ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА.........6
Понятие правотворчества и его виды...............................................6
Стадии правотворческого процесса..................................................9
Принципы правотворчества.............................................................14
Юридическая техника......................................................................17

2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОТВОРЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ............................................................................19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................29
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПРАВОТВОРЧЕСТВО В РФ.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

  при ПРЕЗИДЕНТЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

УЛЬЯНОВСКИЙ ФИЛИАЛ 
 
 

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

по дисциплине: «Теория государства и права» 

на тему: «Стадии правотворческого процесса в российском государстве» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                     Выполнила: 

                                                               Студентка 1 курса, Юсз-102 группы,

                                             заочной формы обучения,

                                                       направления подготовки 030900

                         Куликова Е.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Ульяновск 2012

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3 

1. ПРАВОТВОРЧЕСКИЙ  ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ПРИНЦИПЫ, ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА.........6

    1. Понятие правотворчества и его виды...............................................6
    2. Стадии правотворческого процесса..................................................9
    3. Принципы правотворчества.............................................................14
    4. Юридическая техника......................................................................17
 

2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОТВОРЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ............................................................................19 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................27

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................29

ПРИЛОЖЕНИЯ 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 
 

    Одно  из важнейших направлений государственной  деятельности - правотворчество. В его понимании сегодня обозначились два аспекта. В узком смысле под правотворчеством подразумевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широкой трактовке данный процесс охватывает все стадии, начиная с момента правотворческого замысла и до практической реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.).  Несмотря на различие в подходах к пониманию правотворчества, это всегда деятельность управомоченных органов по разработке, переработке и изданию определенных нормативных актов. Правотворчество - одно из основных звеньев механизма правового регулирования общественных отношений. В основу правотворческого процесса заложена целенаправленная последовательная деятельность общества и правотворческих органов, направленная на урегулирование наиболее важных для них общественных отношений правовыми средствами. В результате можно сделать вывод, что в процессе правотворчества участвуют не только управомоченные органы но и общество. Процесс создания правовых норм начинается с возникновения объективных общественных закономерностей, требующих правового регулирования, проходит через институты общества и государства, реализуется законодательной, исполнительной и судебной властями в присущих им формах. Но процесс создания правовых норм не может быть произвольным, субъективным, он базируется на принятых и закрепленных конституционно нормативных правилах, которые государство обязано соблюдать. Оно связано собственной правовой системой, и эта зависимость закреплена в Основном законе государства. Отступая от принципа законности либо создавая законы, неспособные прижиться в обществе, противоречащие друг другу и общественной системе в целом, государственная власть ослабляет свой авторитет, снижает степень общественного доверия. Реальность показывает, насколько широк круг вопросов, неурегулированных правом, без которых невозможно реализовать экономические и социальные программы. Некачественное законотворчество имеет негативные социальные, юридические, а порой и политические последствия. Вызывает опасение и то обстоятельство, что деятельность по созданию нормативно-правовых актов может превратиться в череду бесконечных теоретических споров и дискуссий.

    Тема  правотворчества и механизма обеспечения реализации закона, как никогда, актуальна именно сегодня, когда перед государством стоит задача укрепления его правовой основы. Некомпетентность, спешка законодателя, несоблюдение научных основ законопроектной работы могут негативно сказаться на всей правовой системе.

    Учитывая остроту вопросов, связанных с правотворчеством, эта тема достаточно широко освещена в научной литературе, периодических изданиях правовой направленности, а также в широкой прессе.

    Цель данной курсовой работы: исследование правотворческого процесса в Российской Федерации и его стадий.

        Задачи:

    - рассмотреть понятие, виды, стадии, принципы, юридическую технику правотворческого процесса;

    - рассмотреть проблемы законотворческого процесса в РФ и пути их решения.

    Теоретическая значимость работы состоит в том, чтобы не просто описать процесс происхождения закона через все стадии его создания, а показать научные основы этой деятельности: это вопросы необходимости правового регулирования общественных отношений и адекватного отражения нормативно-правовых потребностей, вопросы научного планирования законодательной работы и прогнозирования последствий принятия закона,

    Практическая  значимость работы раскрывается в главе, посвященной проблемам и перспективам развития правотворчества в России. Анализируя сложившуюся ситуацию, выделяются основные причины неисполнения законов. В данной главе приводятся предположения по совершенствованию самого закона и механизма его реализации с точки зрения обеспечения исполнения закона.

 

    1. ПРАВОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ПРИНЦИПЫ, ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
 
 
    
    1.  Понятие правотворчества и его виды
 
 

    Правотворчество представляет собой одну из важнейших  сторон деятельности государства, форму  его активности, цель которой - формирование правовых норм, их изменение, отмена или  дополнение. В каждом государстве правотворчество обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание, единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы норм, регулирующих разнообразные отношения, сложившиеся в обществе.

    Правотворческая деятельность государства должна трактоваться в достаточной степени условно. Государство не творит право. Оно лишь выражает его и способствует реализации юридических норм. Силой, Правотворчество осуществляется под воздействием всего множества культурных, экономических, политических и других факторов, и есть все основания утверждать, что в создании права участвует все общество. Именно оно (общество) творит право, а поскольку государство - социальный институт, оно также участвует в этом процессе. Нельзя забывать и то, что государство участвует в правотворчестве не всегда, так как право выражает себя не только через законы и иные нормативные акты государственной власти, но и через иные источники1.

    Итак, правотворчество - форма государственной  деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Законотворчество является одним из видов правотворческой деятельности. Законотворчество представляет собой процесс создания закона как особого правового акта, обладающего высшей юридической силой. Правотворчество можно разделить на законотворчество и подзаконное нормотворчество. Последнее представляет собой процесс создания подзаконных нормативных актов (указов, постановлений, инструкций, приказов и т.д.), т.е. всего того, что создается на основе и во исполнение закона. Законотворчество - важнейшая часть правотворческой деятельности государства. Большинство учебных пособий, освещая понятие, принципы и особенно стадии правотворчества, имеют в виду именно законотворческий процесс.

    Таким образом, правотворчество - это деятельность компетентных государственных органов, направленная на издание, изменение или отмену норм права2.

    Правотворческая деятельность осуществляется в различных  видах и формах. В каждой стране есть свои особенности этой деятельности. 
Обобщенно, с точки зрения теории можно выделить два основных вида правотворчества: 
1. Правотворчество государственных органов - на этот вид приходится подавляющая часть правотворческой деятельности;

2. Непосредственное правотворчество народа - выражается в референдумах, проводимых по проектам нормативных актов; в отличие от первого вида правотворчества, здесь решение принимается на государственным органом, а населением. В Российской Федерации, согласно Конституции, существуют три основных формы правотворчества:

1. Принятие нормативных актов органами государства;

2. Принятие нормативных актов непосредственно народом путем

референдума, как высшего непосредственного выражения власти народа;

3. Заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права

(между  РФ и субъектами, входящими в  ее состав, между субъектами федерации,  между государственными органами  и общественными объединениями,  между работодателем и работником и др.). 
С точки зрения субъектов правотворческая деятельность в России осуществляется: 
- высшими (на уровне федерации и ее субъектов) и местными органами государственной власти и управления;

- непосредственно народом путем референдума;

- субъектами федерации - республиками, краями и областями, городами  федерального значения, автономной областью и автономными округами путем заключения между ними договоров, содержащих общеобязательные положения и веления

    Теперь  рассмотрим подробнее каждый из указанных выше видов правотворчества.

    Принятие  нормативных актов органами государства. Эта форма правотворчества является наиболее распространенной в РФ. Правом принятия нормативных актов обладает Государственная дума, представительные органы республик в составе РФ, представительные органы власти иных субъектов РФ, а также органы местного самоуправления - районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские. 
К числу правотворческих органов относятся также Президент РФ, Правительство РФ, министерства, государственные комитеты и ведомства РФ; аналогичные органы республик в составе РФ; главы администраций административно-территориальных образований. В пределах своей компетенции правотворческими полномочиями обладает администрация объединений, комбинатов, предприятий и учреждений (локальное правотворчество).  
       Референдум как вид правотворчества. Референдум - это форма непосредственного участия народа в правотворчестве, то есть принятие законов путем всенародного голосования. В данном случае народ непосредственно осуществляет определенный акт законодательной власти, принимает правотворческое решение. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории РФ. На всенародное голосование может быть поставлен текст законопроекта, по которому гражданам предлагается высказать свое мнение. 
       Нормативные соглашения. Они содержат обязательные для исполнения правовые предписания и заключаются между различными субъектами права. Примерами могут послужить Федеративный договор о создании Российской Федерации; коллективные договоры, которые заключаются с одной стороны работодателем, а с другой стороны - работниками в лице одного или нескольких профсоюзов или иных уполномоченных работниками представительных органов. Общественные объединения и государственные структуры заключают и иные соглашения, больше всего это относится к сфере трудовых отношений. Профсоюзы различных уровней и соответствующие им по уровню государственные органы заключают генеральные, отраслевые и специальные соглашения3.
 
 

Информация о работе Стадии правотворчества в российском государстве