Средства и методы правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Задачи моего исследования являются, посвященные данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных. Структура моей работы следующая: в первой главе раскрывается понятие метода правового регулирования, во второй главе описаны средства правового регулирования в третьей главе понятия механизма правового регулирования.

Содержание

Введение………………….………………………………………….3-5
Глава 1 Методы правового регулирования
1. 1. Понятие метода правового регулирования……………………….6-8
1.2. Конкретные методы правового регулирования ……………..........9-10
Глава 2 Средства правового регулирования
2.1 Понятие и признаки средств правового регулирования…………..11-12
2.2 Виды средств правового регулирования…………………………...13-17
Глава 3 Механизм правового регулирования
3.1. Понятие и структура механизма правого регулирования ……… 18-23
3.2. Пределы эффективность механизма правового регулирования…24-28
Заключение………………………………………………………...…29-30
Список литературы …………………….……………………………31

Работа содержит 1 файл

«Средства и методы правового регулирования ».doc

— 164.00 Кб (Скачать)

   Данная  факультативная стадия (осуществляемая лишь в случае возведения препятствий) отражается в таком соответственно факультативном элементе механизма правового регулирования, как охранительные правоприменительные акты.     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Пределы и эффективность механизма правового регулирования

    Регулирования не должно подлежать всё, пускай даже правовому, пределы такого регулирования должны быть чётко обозначены. Если этого не происходит, то возможны следующие ситуации:

    Существует  концепция «государства –ночного сторожа», такое государство регулирует лишь наиболее важные общественные отношения, вследствие чего сфера правового регулирования оказывается сильно зауженной, отсюда хаос и произвол в нерегулируемых сферах жизни.

    Если  же ситуация складывается наоборот, то есть сфера правового регулирования  слишком расширена, то уже ничто  иное, как тоталитарное государство (которое контролирует каждый шаг своих граждан), отсюда социальная пассивность граждан.

    В научной литературе можно выделить две основных точки зрения на способ определения пределов правового регулирования.

    В сферу правового регулирования  должны входить лишь общественные отношения, которые обладают определёнными признаками:

    а) это отношения реализуется взаимные интересы общества, так и интересы общесоциальные;

    б) в этих отношениях реализуется взаимные интересы их участников, каждый из которых  идёт на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого;

    в) эти отношения строятся на основе согласия выполнять определённые правила, признания обязательности этих правил;

    г) эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена  достаточно действенной силой. Практика показала, что в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам:

    Отношения людей по обмену ценностями (материальными  и нематериальными).

    Отношения по властному управлению обществом.

    Отношения по обеспечению правопорядка.

    Сфера правового регулирования определяется с позиции возможного и необходимого правового регулирования.

    Определяется  верхняя и нижняя граница. Верхняя  граница- возможный предел правового  регулирования. Нижняя граница- определяется важностью общественных отношений для государства и общества.

    Эффективность механизма правового регулирования  – это соотношение между результатом  правового регулирования и стоящей  перед ним целью. Пути повышения  эффективности правового регулирования в современных условиях следующее.

    Эффективность механизма правового регулирования  – это степень  его результативности, показывающая, насколько достигнутые итоги действия нормативно-правовых актов соотносятся с теми социальными целями, во имя которых они принимались.  

    Совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах прав наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, рамках которых они будут действовать. Нужно создавать с помощью  соответствующих юридических и информационно-психологических средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. Кроме того, важно усилить юридическую гарантированность правовых средств, действующих в механизме правового регулирования, то есть повысить уровень вероятности в достижении ценности и снизить уровень вероятности в воспрепятствовании этому процессу.

    Совершенствование правоприменения «дополняет» действенность  нормативного регулирования, а значит, и в целом механизм правового  регулирования. Акты правоприменения- наиболее гарантирующих элемент, который, в нужный момент подключаясь к нормативному правовому регулированию, содействует своими силами процессу удовлетворения интересов.

    Соединение  нормативного регулирования и правоприменения необходимо, ибо, взятые по отдельности, они сразу начинают демонстрировать свои «слабые стороны»: нормативное регулирование без индивидуального (без усмотрения) превращается зачастую в формализм, а правоприменение без нормативного (без общих правил)- произвол. Вот почему механизм правового регулирования должен выражать такую взаимосвязь различных правовых средств, представляющих различные виды правового регулирования, которая будет придавать управленческому процессу дополнительные преимущества. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности, то правоприменение –учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юридической ситуации.

    Оптимальное сочетание разных управленческих подходов в одном механизме придает ему гибкость и универсальность, минимизирует сбои и остановки в его работе. «От правильного выбора правовых средств зависит в конечном счете достижение целей правового регулирования, а значит, эффективность права в целом. Недооценка, неверный выбор юридических средств, приемов, заложенных в нормативной основе правового регулирования, приводят к сбоям в реализации права, снижению правового эффекта».

    Необходимо  создать такое положение, с помощью юридических и информационно-психологических средств, когда соблюдение закона станет выгоднее его нарушения. Также нужно повысить уровень вероятности в достижении ценности и значительно снизить уровень вероятности в установлении препятствий этому процессу.

    Следующей, не менее значительной, целью является совершенствование правоприменения, которая дополняет действенность  механизма правового регулирования.

    За  счет актов правоприменения, которые  в нужный момент подключаются к нормативному регулированию, идет процесс наибольшего удовлетворения интересов.

    Функционирование  нормативного регулирования и правоприменения  вместе просто необходимо, так взятые отдельно эти элементы начинают показывать уязвимые места: нормативное регулирование  без усмотрения перевоплощается в формализм, а правоприменение без общих правил- в произвол. Именно поэтому механизм правового регулирования обязан взаимосвязывать различные правовые средства, представляющие разные виды правового регулирования, который дает управленческому процессу дополнительные возможности. 

    Повышения уровня правовой культуры, субъектов  права, безусловно, повлияет на качество всего механизма правово0го регулирования, на укрепления законности и правопорядка.

    Интересы  человека –вот главный ориентир для развития и совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышения их эффективности. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен постоянно быть социально ценным по своему характеру, должен создавать режим благоприятствования осуществлению законных стремлений личности, упрочению ее правового статуса.

    Научное сочетание различных управленческих методов в одном механизме  придает ему гибкость и универсальность, снижает сбои и остановки в его функционировании. От лучшего выбора правовых средств в конечном счете зависит достижение целей правового регулирования, а значит и эффективность права в целом. Но любой неверный выбор юридический средств, приемов, заложенных в нормативной основе правового регулирования приводит к сбоям в реализации, торможении правового эффекта.

    Такая цель как повышения уровня правовой культуры субъектов права, безусловно, влияет на качество всего механизма правового регулирования, на укрепления законности и правопорядка.

    На  макроуровне механизм правового  регулирования определяется:

  1. пространственными характеристиками:

       -пределами  правового регулирования- границами  социальной среды, нуждающейся  в эффективном правовом регулировании, 

            -сферой правового регулирования- теми отношениями, которое уже регулируются правом или должны им регулироваться;

    2) характеристиками, связанными с  объектом его действия, такими, как,  например:

    - избыточность правового регулирования-  то есть, необоснованное и излишнее использование правовых средств регламентации общественных отношений,

    - потребность правового регулирования-  степень необходимости активного  использования правовых средств  регламентации общественных отношений, 

    - недостаточность правового регулирования- привлечение правовых средств регламентации поведение (деятельности) людей в масштабах, не покрывающих социальной потребности,

    - обоснованность правового регулирования-  причинная обусловленность и адекватность правовых средств, регламентирующих поведение (деятельность) людей, удовлетворение ими законных интересов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

   Завершая  работу « методы и средства правового  регулирования» можно сделать немаловажные выводы. Право своим существованием оказывает огромное влияние на поведение людей. Наличие правового регулирования дает возможность посредством правовых норм и иных юридических средств воздействовать на общественные отношения в целях их упорядочения, развития и защиты.

   Из  всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Понятие « метод правового регулирования « связано с понятием «право». Эта связь выражается в том, что такие свойства права, как нормативность общеобязательность, обеспеченность государственным принуждением, соответствуют образом преломляются в методе правового регулирования. Формирование метода правового регулирования –это, по сути, формирование той или иной конкретной системы правового регулирования. Системообразующей основой здесь являются обстоятельства объективного и субъективного порядка, обуславливающие в своей совокупности ту или иную модель правового регулирования общественных отношений. Механизм правового регулирования предполагает использование различных способов и типов непосредственного влияния правовых предписаний на общественные отношения. Способ правового регулирования – это те приемы которыми осуществляется правовое регулирование; их содержание зависит от особенностей правовых норм, которыми осуществляется такое регулирование. Правовое регулирование- это тоже воздействие, но воздействие адресное, с обратной связью, в отношении конкретных прав и обязанностей индивидуальных субъектов с ожидаемыми последствиями.

   Метод правового регулирования показывает характер взаимоотношений участников правоотношения. Хотелось бы также отметить, что вопрос о механизме правового регулирования является важным и довольно дискуссионным в правовой науке. Как мы смогли убедится, каждый из известных правоведов имеет собственную точку зрения, отличную от других, что делает этот вопрос еще более интересным. Интересы человека- вот главный ориентир для развития и совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышения их эффективности. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм  правового регулирования должен быть постоянно ценным по своему характеру, должен создавать режим благоприятствования, осуществлению законных стремлений личности, упорядочению ее правового статуса.

   В любом обществе ставиться задача обеспечить высокую эффективность  механизма правового регулирования, включая совершенствования законодательство  улучшение эффективности и качества применения права, усиление правовой активностью граждан, различных общественных организаций, подъем общий правовой культуры, совершенствования правового воспитания.

   Изучение  механизма правового регулирования  играет важную роль в понимании каждым юристам динамики воздействия на общественные отношения всех юридических  средств в комплексе. Назначение единства и взаимодействия в механизме правового регулирования весьма существенно для укрепления правовой основы государственной и общественной жизни.

   Без правового регулирования невозможно управление- функционирование любой  организационной системы, которое  сохраняет ее структуру, поддерживает режим деятельности, реализацию целей и программ.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список литературы 

    Алексеев С.С. Теория права- «Издательство БЕК- М.:-1995 г С-152             

     Горшенев В.М. Участие общественных организаций в правовом в правовом регулировании. – М.: 1963 С-174

   Общая теория государства и права / под. В.В. Лазарева. –М.: Юристь, 2002 С-134

     Основы государства и права  в схемах и определениях: Учебное  пособие составители Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А.-М.: Юрист, 1999. с 211

    Малько А.В. Механизм правового регулирования // Правоведение. 1996. №6

Информация о работе Средства и методы правового регулирования