Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 21:10, курсовая работа
Задачи моего исследования являются, посвященные данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных. Структура моей работы следующая: в первой главе раскрывается понятие метода правового регулирования, во второй главе описаны средства правового регулирования в третьей главе понятия механизма правового регулирования.
Введение………………….………………………………………….3-5
Глава 1 Методы правового регулирования
1. 1. Понятие метода правового регулирования……………………….6-8
1.2. Конкретные методы правового регулирования ……………..........9-10
Глава 2 Средства правового регулирования
2.1 Понятие и признаки средств правового регулирования…………..11-12
2.2 Виды средств правового регулирования…………………………...13-17
Глава 3 Механизм правового регулирования
3.1. Понятие и структура механизма правого регулирования ……… 18-23
3.2. Пределы эффективность механизма правового регулирования…24-28
Заключение………………………………………………………...…29-30
Список литературы …………………….……………………………31
Императивный метод правового регулирования характеризуется неравноправием сторон, отношениями власти и подчинения, когда один субъект должен строго следовать предписаниям, указанным в правовых нормах и подчиняться требованиям, исходящим от другого субъекта правоотношения. Императивный метод не предоставляет возможности субъектами самим договориться о взаимных правах и обязанностях. Для императивного метода правового регулирования свойственно установление запретов на совершение тех или иных действий, или обязанностей совершить определенное в диспозиции правовой нормы действие. Правоотношения, основанные на императивном методе правого регулирования, возникают помимо воли одной из сторон, вне зависимости от ее желания. К примеру, уголовное –процессуальное правоотношение возникает по факту обнаружения преступления и не зависит от воли волеизъявления преступника.
На императивном методе основано конституционное право, уголовное прав, уголовно-процессуальное и некоторые другие отрасли права. Сказанное не означает, что в этих отраслях права существует только императивный метод правового регулирования, а лишь подчеркивается его преобладающее значение.
Диспозитивный
метод правового регулирования
характеризуется равноправием сторон
и предоставляет субъектам
Понятие и признаки средств правового регулирования
Право – многогранное явление,
призвано регулировать
Наряду с этим можно оценивать и как средство (инструмент) для разрешения практически значимых задач общества, для удовлетворения интересов людей. Данный подход в юридической науке называют инструментальным, в рамках которого и исследуется правовые средства. Как и многие юридические понятия, правовые средства сначала анализировались на отраслевом уровне- в сфере гражданского права, где рассматривались в качестве юридических способов решения субъектами соответствующих задач, достижения своих целей (интересов).
Вместе с тем, проблема правовых средств выступает, прежде всего как общетеоретическая проблема. В теории права под правовыми средствами понимают институционные явления правовой действительности, воплощающие регулятивную силу права, его энергию, которым принадлежит роль ее активных центров.
Правовые средства не образуют каких –то особых принципиально отличных от традиционных, зафиксированных в общепринятом понятийном аппарате явлений правовой действительности и сформулированных в основном с точки зрения потребности аналитической юриспруденции. Это весь диапазон правовых феноменов различных уровней с той лишь особенностью, что они выченяются и рассматриваются не с позиций нужд юридической практики, а позиций их функционального предназначения, тех черт, которые характеризуют их как инструменты решения экономических и иных социальных задач.
Вопрос
правовых средств- не столько вопрос
обособления в особе
В самом общем виде правовые средства- это правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечиваются достижение социально полезных целей.
Эти цели могут быть различны, но в конечном счете они сводятся к справедливой упорядоченности общественных отношений. В качестве правовых средств выступают нормы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, поощрения, наказания и прочие.
Признаки правовых средств:
1)
выражают собой все обобщающие
юридические способы
2) отражают информационно-энергетические качества и ресурсы права, что придает им особую юридическую силу, направленную на преодоление препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов участников правоотношений;
3) сочетаясь определением образом, выступают основными работающими частями (элементами) действия права, механизма правового регулирования –МПР, правовых режимов.
4)
приводят к юридическим
5)
обеспечиваются государством.
Виды средств правового регулирования
Классифицировать правовые средства можно по различным основаниям. В зависимости от степени сложности их подразделяют на первичные (элементарные) и комплексные (составные). Если к первым относятся простейшие и неделимые предписания- субъективные права и юридические обязанности, поощрения и наказания, льготы и запреты, то ко вторым –комбинированные, состоящие в свою очередь из простейших –договор, норма, институт, правовой режим.
По выполняемой роли они делятся на: регулятивные (дозволения) и охранительные (меры защиты); по предмету правового регулирования – на конституционные, административные, гражданские, уголовные; по характеру – на материально-правовые (рекомендации) и процессуальные (иск); по значимости последствий – на обычные (штраф) и исключительные (смертная казнь); по времени действия- на постоянные (гражданство) и временные (премия); по виду правового регулирования – на нормативные (установление в нормах прав запреты) и индивидуальные (акт применения права, акт реализации прав и обязанностей); по информационно-психологической направленности- на стимулирующие (льготы) и ограничивающие (приостановления).
Юридические средства участвуют в правовом регулировании и правовом воздействии. Если правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения в целях их упорядочения, то правовое воздействие- как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей. Между правовым регулированием и правовым воздействием имеются различия. Предмет правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия.
Если правовое регулирование как специально-юридическое воздействие в любом случае связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, то правовое воздействие- не всегда. Если первое означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе –необязательно. В этом смысле регулирование- лишь одна из форм воздействия права на социальные связи, далеко не охватывающая всех иных форм, к которым относят информационно-психологическую, воспитательную, социальную.
Информационно-
С.С. Алексеев выделяет следующие показатели правовых средств: субстанциональность правовых явлений; возможность их использования субъектами; наличие в правовых явлений социальной силы, своего рода юридической энергии.
Как
субстанциональные явления
Правовые явления как субстанциональные явления многообразны.
В
развитых правовых системах, при достаточно
высокой степени
С.С. Алексеев выделяет три таких уровня:
Во-первых, уровень сложившихся правовых средств- элементов механизма правового регулирования в целом и его важнейших подразделений; это прежде всего, юридические нормы, а также субъективные юридические права и юридические обязанности; тут правовое средство есть, в сущности, путь, общее направление решения жизненной проблемы;
Во-вторых,
уровень сложившихся правовых форм,
нормативно выраженных обычно в виде
институтов – отдельных образований,
юридических режимов или
В- третьих, операционный уровень –конкретные юридические средства, находящегося непосредственно в оперативном распоряжении тех или иных субъектов, например, договор гражданина, приобретающего пустующий жилой дом, с сельскохозяйственным предприятием на выращивание и продажу сельскохозяйственной продукции, договор который в данном случае является способом организации, взаимоотношений между гражданами, проживающими в городах или поселках городского типа, и сельскохозяйственными предприятиями.
Теперь о такой черте правовых средств, как возможность их использования субъектами. Она характеризует глубокое взаимодействие правовых средств с социальной деятельностью.
В этом взаимодействии – две плоскости. Одна их них очевидна- деятельность, в самом их бытии присутствует момент, выражающих перспективу использования, - возможности того, что известные субъекты «возьмут их в руки» и добьются с их помощью нужного, ожидаемого результата. С рассматриваемой точки зрения вопросы использования правовых средств являются решающей частью юридической практики- и в то же время важным и перспективным с направлением развития юридической науки.
Во взаимодействии социальной деятельности и правовых средств есть и другая, не менее значимая плоскость. Причем здесь речь идет не о такой своеобразной разновидности социальной деятельности, которую можно назвать правовой, а о социальной деятельности в самом точном и строгом смысле- о деятельности, в которой реализуется социальная жизнь независимо от форм ее существовании и опосредования.
Информация о работе Средства и методы правового регулирования