Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 21:10, курсовая работа
Задачи моего исследования являются, посвященные данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных. Структура моей работы следующая: в первой главе раскрывается понятие метода правового регулирования, во второй главе описаны средства правового регулирования в третьей главе понятия механизма правового регулирования.
Введение………………….………………………………………….3-5
Глава 1 Методы правового регулирования
1. 1. Понятие метода правового регулирования……………………….6-8
1.2. Конкретные методы правового регулирования ……………..........9-10
Глава 2 Средства правового регулирования
2.1 Понятие и признаки средств правового регулирования…………..11-12
2.2 Виды средств правового регулирования…………………………...13-17
Глава 3 Механизм правового регулирования
3.1. Понятие и структура механизма правого регулирования ……… 18-23
3.2. Пределы эффективность механизма правового регулирования…24-28
Заключение………………………………………………………...…29-30
Список литературы …………………….……………………………31
Социальная деятельность в указанном глубоком смысле при переходе человечества на стадию цивилизации является необходимой и ближайшей основой правовых средств, во многом определяющей и их существование, и их особенности, их развитие.
Социальность деятельности наряду с другими ее чертами характеризуется своего рода напряженностью; она как бы пронизана или «полем активности», или «полем сдерживание» либо окутана тем ид другим, что придает поведению субъектов общественных отношений особое содержание и облик. Отсюда такие элементы и черты деятельности, как ее необходимость, допустимость или недопустимость, заложенные в самом содержании деятельности и выражающие потребности жизни общества, свойственные ей закономерности, условия жизнедеятельности.
Соприкасаясь и взаимодействуя с субъективной стороной жизни общества, отмеченные элементы и черты деятельности как социального явления получают выражение в правах и обязанностях (запретах).
Права
и обязанности связаны с
Теперь рассмотрим такой показатель правовых средств, как наличие в них социальной силы.
Определенные правовые формы потому и обособляются в устойчивые институционные образования, потому и используются субъектами, что обладают социальной силой. В них, следовательно, заложены такие возможности, такие потенции, которые позволяют справиться с трудностями, преодолеть препятствия, обеспечить решение назревшего жизненного вопроса. Надо обратить внимание лишь на то, что в юридическом инструментарии заложена не вообще социальная сила, а правовая сила, реализующая своего рода юридическую энергию.
Подытоживая сказанное, можно выделить признаки правовых средств:
1)
выражают собой юридические
2)
сочетаясь определенным
3)
имеют юридическую силу и
Таким образом, правовые средства- это объективированные субстанциональные правовые явления, обладающие фиксированными свойствами, которые позволяют реализовать потенциал права, его силу.
В
зависимости от отраслевой принадлежности
правовые средства могут быть конституционными,
гражданскими, административным прочие.
В зависимости от функциональной
роли- регулятивными и
Понятие и структура механизма правого регулирования
Правовое регулирование как инструмент социального управления призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов субъектов. В рамках этого процесса встречаются разнообразные и многочисленные препятствия, которые без своевременного их устранения снижают эффект правого регулирования.
Термин «механизм» (от греч. mechane – орудие, машина) используется в определении для отражения движения, функционирования правовой формы ( наряду с «механизмом правотворчества «, «юридический механизм управления»). При этом могут выделяться те или иные его стороны: механизм государственно-правового регулирования (связь с государством), социальный или психологический механизм действия прав (социальные или психологические факторы, влияющие на его результативность).
Так или иначе с помощью механизма осуществляется перевод требований норм права, его принципов в правовое поведение субъектов прав, в упорядоченность общественных отношений.
Препятствием можно считать такой фактор, который ставит преграду процессу упорядочивания социальных связей и действует в противоречии с правовыми целями и принципами. Препятствия –это естественные и искусственные трудности, препоны, барьеры, тормозящие по тем иным причинам управленческий процесс и мешающие удовлетворению правомерных интересов граждан и организаций.
Препятствия можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от того, поддается препятствующий фактор управлению и неподдающиеся.
Механизм правового регулирования как раз и есть такая система правовых средств, которая позволяет наиболее последовательно и юридически гарантированно бороться с препятствиями, ибо отдельно взятые юридические инструменты этого в полной мере обеспечить не смогут. Отсюда объективная необходимость в таком устройстве правовых средств, которое создавало бы возможность для беспрепятственного удовлетворения интересов субъектов.
Следовательно-
механизм правового регулирования
–это система правовых средств, организованных
наиболее последовательным образом
в целях преодоления
Потребность в различных правовых средствах, действующих в механизм правового регулирования, определяется разным характером движения интерсо субъектов к ценностям, наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом пути. Именно неоднозначность проблемы удовлетворения интересов как содержательного момента предполагает и разнообразие их правового оформления, обеспечения.
Структура
механизма правового
1) этап регламентирования общественных отношений путем формирования норм права;
2)
этап действия нормы права
с возникновением в рамках
правоотношения субъективных
3)
этап реализации прав и
Логика
первого этапа заключается в
регламентировании поведения
Логика второго этапа состоит в соединении общих, безличных прав и обязанностей с конкретным субъектом (субъектами), индивидуализация требований нормы права.
Логику
третьего этапа составляет фактическое
осуществление возможности
В
соответствии с указанной логикой
в механизме правового
2) правоотношение;
4) акт применения права.
Каждое из звеньев может
-нормативная
сторона немыслима без
- правоотношение – без правоспособности и дееспособности участников правоотношения, их четкого понимания субъективных прав и юридических обязанностей;
- акт применения права- без правосознания правоприменителя, его профессионального умения установить истину, обоснованности и правомерности принимаемых решений.
Все звенья должны скрепляться единым принципом законности, иметь целью укрепления правопорядка и дисциплины.
Состав механизма правового регулирования в принципе не меняется – идет речь об осуществлении регулирующей или правоохранительной функции права.
На первой стадии формулируется правило поведения, которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения. Здесь не только определяется круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия этому процессу, а также возможные правовые средства их преодоления. Названная стадия отражается в таком элементе механизм правового регулирования, как нормы права.
На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых «включается» действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве «спускового крючка» для движения конкретных интересов по юридическому «каналу». Например, право гражданина на получение высшего образования неосуществимо без вынесения правоприменительного акта. Процесс удовлетворения интересов лица прерывается здесь невозможностью предоставления в нормах права определенных юридических форм. Ведь заранее «установить» оптимум в норме практически нереально, ибо никакое общее правило поведения не в состоянии охватить всего многообразия социальных связей, учесть их особенности, что и выступает объективной основной препятствования дальнейшему движению интересов субъектов права и снимается только на уровне правоприменения. Акт применения права представляет собой основной элемент совокупности юридических фактов, без которого не может реализоваться конкретная норма права. Он всегда носит решающий характер, ибо требуется в самый «последний момент», когда уже есть в наличии другие элементы фактического состава.
Третья стадия- установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующие субъективное право, призванное его удовлетворять, а какая –обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществить известные активные действия в интересах именно управомоченного (обязанность). Данная стадия воплощается именно в таком элементе механизм правового регулирования, как правоотношение.
Четвертая
стадия- реализация субъективных прав
и юридических обязанностей, при
которой правовое регулирование
достигает своих целей –
Пятая
стадия- является факультативной. Она
вступает в действие тогда, когда
беспрепятственная форма
Оспаривая право конкретного лица либо совершая правонарушение, субъект блокирует тем самым удовлетворение интересов своих контрсубъектов, что с неизбежностью должно повлечь за собой наступление определенных юридических последствий. В частности, при не выполнении обязанностей правовые ограничения, сдерживающие интересы обязанных лиц, трансформируется в противоправное ограничения (уже препятствия) осуществлению интересов управомоченного.
Нарушившая сторона в рамках охранительных правоотношений приобретает новый статус, где на первом плане выделяется юридическая обязанность, выражающаяся в необходимости претерпеть применение к ней мер принудительного свойства. Поэтому охранительное правоотношение построено по типу властеотношения, в котором юрисдикционный орган использует власть с целью создать все необходимое для восстановления справедливости, для удовлетворения неудовлетворенного интереса управомоченного. Без власти, силы, принуждения снять помехи бывает просто невозможно. Оказывая правоограничивающее воздействие с помощью принудительных элементов, правоприменитель «сковывает» интересы обязанного лица (нарушившей стороны) и на этой основе дает возможность удовлетвориться интересам управомоченного субъекта. Подобную форму правоприменения можно назвать охранительной, ибо она устраняет препятствия и обеспечивает укрепление законности.
Информация о работе Средства и методы правового регулирования