Средства и методы правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Задачи моего исследования являются, посвященные данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных. Структура моей работы следующая: в первой главе раскрывается понятие метода правового регулирования, во второй главе описаны средства правового регулирования в третьей главе понятия механизма правового регулирования.

Содержание

Введение………………….………………………………………….3-5
Глава 1 Методы правового регулирования
1. 1. Понятие метода правового регулирования……………………….6-8
1.2. Конкретные методы правового регулирования ……………..........9-10
Глава 2 Средства правового регулирования
2.1 Понятие и признаки средств правового регулирования…………..11-12
2.2 Виды средств правового регулирования…………………………...13-17
Глава 3 Механизм правового регулирования
3.1. Понятие и структура механизма правого регулирования ……… 18-23
3.2. Пределы эффективность механизма правового регулирования…24-28
Заключение………………………………………………………...…29-30
Список литературы …………………….……………………………31

Работа содержит 1 файл

«Средства и методы правового регулирования ».doc

— 164.00 Кб (Скачать)

    Социальная  деятельность в указанном глубоком смысле при переходе человечества на стадию цивилизации является необходимой и ближайшей основой правовых средств, во многом определяющей и их существование, и их особенности, их развитие.

    Социальность  деятельности наряду с другими ее чертами характеризуется своего рода напряженностью; она как бы пронизана или «полем активности», или «полем сдерживание» либо окутана тем ид другим, что придает поведению субъектов общественных отношений особое содержание и облик. Отсюда такие элементы и черты деятельности, как ее необходимость, допустимость или недопустимость, заложенные в самом содержании деятельности и выражающие потребности жизни общества, свойственные ей закономерности, условия жизнедеятельности.

    Соприкасаясь  и взаимодействуя с субъективной стороной жизни общества, отмеченные элементы и черты деятельности как  социального явления получают выражение в правах и обязанностях (запретах).

    Права и обязанности связаны с государственной  властью, ее аппаратом, приобретают  обязательный характер, становятся юридическими правами и обязанностями и в этом качестве выступают как необходимые и первичные правовые средства. Именно с юридических прав и обязанностей начинается формирование правового инструментария, всей системы правовых средств.

    Теперь  рассмотрим такой показатель правовых средств, как наличие в них  социальной силы.

    Определенные  правовые формы потому и обособляются в устойчивые институционные  образования, потому и используются субъектами, что обладают социальной силой. В них, следовательно, заложены такие возможности, такие потенции, которые позволяют справиться с трудностями, преодолеть препятствия, обеспечить решение назревшего жизненного вопроса. Надо обратить внимание лишь на то, что в юридическом инструментарии заложена не вообще социальная сила, а правовая сила, реализующая своего рода юридическую энергию.

    Подытоживая сказанное, можно выделить признаки правовых средств:

    1) выражают собой юридические способы  обеспечения интересов субъектов  права; 

    2) сочетаясь определенным образом,  они выступают основными «работающими  частями» действия права, правового регулирования, правовых режимов;

    3) имеют юридическую силу и поддерживаются  государство. 

    Таким образом, правовые средства- это объективированные  субстанциональные правовые явления, обладающие фиксированными свойствами, которые позволяют реализовать  потенциал права, его силу.

    В зависимости от отраслевой принадлежности правовые средства могут быть конституционными, гражданскими, административным прочие. В зависимости от функциональной роли- регулятивными и охранительными; в зависимости информационно-психологической  направленности ( чьим интересам отдается предпочтение) – стимулирующими (поощрения, льготы, дозволения) и ограничивающими (наказания, запреты, обязанности).

       
 

           

                 Понятие и структура механизма правого регулирования

   Правовое  регулирование как инструмент социального управления призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов субъектов. В рамках этого процесса встречаются разнообразные и многочисленные препятствия, которые без своевременного их устранения снижают эффект правого регулирования.

   Термин  «механизм» (от греч. mechane – орудие, машина) используется в определении для отражения движения, функционирования правовой формы ( наряду с «механизмом правотворчества «, «юридический механизм управления»). При этом могут выделяться те или иные его стороны: механизм государственно-правового регулирования (связь с государством), социальный или психологический механизм действия прав (социальные или психологические факторы, влияющие на его результативность).

   Так или иначе с помощью механизма осуществляется перевод требований норм права, его принципов в правовое поведение субъектов прав, в упорядоченность общественных отношений.

   Препятствием  можно считать такой фактор, который  ставит преграду процессу упорядочивания социальных связей и действует в противоречии с правовыми целями и принципами. Препятствия –это естественные и искусственные трудности, препоны, барьеры, тормозящие по тем иным причинам управленческий процесс и мешающие удовлетворению правомерных интересов граждан и организаций.

   Препятствия можно классифицировать по различным  основаниям. В зависимости от того, поддается препятствующий  фактор управлению и неподдающиеся.

   Механизм  правового регулирования как  раз и есть такая система правовых средств, которая позволяет наиболее последовательно и юридически гарантированно бороться с препятствиями, ибо отдельно взятые юридические инструменты этого в полной мере обеспечить не смогут. Отсюда объективная необходимость в таком устройстве правовых средств, которое создавало бы возможность для беспрепятственного удовлетворения интересов субъектов.

   Следовательно- механизм правового регулирования  –это система правовых средств, организованных наиболее последовательным  образом  в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

   Потребность в различных правовых средствах, действующих в механизм правового  регулирования, определяется разным характером движения интерсо субъектов к  ценностям, наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом пути. Именно неоднозначность проблемы удовлетворения интересов как содержательного момента предполагает и разнообразие их правового оформления, обеспечения.

   Структура механизма правового регулирования  «задается» логикой и этапами (стадиями) процесса правового регулирования:

   1) этап регламентирования общественных отношений путем формирования норм права;

   2) этап действия нормы права  с возникновением в рамках  правоотношения субъективных права  и юридических обязанностей. 

   3) этап реализации прав и обязанностей субъектов в реальной жизни.

   Логика  первого этапа заключается в  регламентировании поведения субъектов, содержания отношений, условий возникновения  права и обязанностей, последствий  неисполнения или ненадлежащего  исполнения требований нормы права.

   Логика  второго этапа состоит в соединении общих, безличных прав и обязанностей с конкретным субъектом (субъектами), индивидуализация требований нормы права.

   Логику  третьего этапа составляет фактическое  осуществление возможности бывшей до этого лишь потенциальной  юридической формой в действительность: в реальное поведение, права, полномочия конкретных субъектов и прочее.

   В соответствии с указанной логикой  в механизме правового регулирования  на микроуровне выделяет три звена (элемента):

  1. норма права;

2) правоотношение;

4) акт  применения права. 

      Каждое из звеньев может включать  более мелкие, но не менее важные  составные части. Так: 

-нормативная  сторона немыслима без высокого  правосознания и совершенной  юридической техники законодателя;

- правоотношение – без правоспособности и дееспособности участников правоотношения, их четкого понимания субъективных прав и юридических обязанностей;

- акт  применения права- без правосознания правоприменителя, его профессионального умения установить истину, обоснованности и правомерности принимаемых решений.

     Все звенья должны скрепляться  единым принципом законности, иметь  целью укрепления правопорядка  и дисциплины.

    Состав механизма правового регулирования в принципе не меняется – идет речь об осуществлении регулирующей или правоохранительной функции права.

   На  первой стадии формулируется правило  поведения, которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся  в сфере права и требующих  их справедливого упорядочения. Здесь  не только определяется круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия этому процессу, а также возможные правовые средства их преодоления. Названная стадия отражается в таком элементе механизм правового регулирования, как нормы права.

   На  второй стадии происходит определение  специальных условий, при наступлении  которых «включается» действие общих  программ и которые позволяют  перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве «спускового крючка» для движения конкретных интересов по юридическому «каналу». Например, право гражданина на получение высшего образования неосуществимо без вынесения правоприменительного акта. Процесс удовлетворения интересов лица прерывается здесь невозможностью предоставления в нормах права определенных юридических форм. Ведь заранее «установить» оптимум в норме практически нереально, ибо никакое общее правило поведения не в состоянии охватить всего многообразия социальных связей, учесть их особенности, что и выступает объективной основной препятствования дальнейшему движению интересов субъектов права и снимается только на уровне правоприменения. Акт применения права представляет собой основной элемент совокупности юридических фактов, без которого не может реализоваться конкретная норма права. Он всегда носит решающий характер, ибо требуется в самый «последний момент», когда уже есть в наличии другие элементы фактического состава.

   Третья  стадия- установление конкретной юридической  связи с весьма определенным разделением  субъектов на управомоченных и обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес  и соответствующие субъективное право, призванное его удовлетворять, а какая –обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществить известные активные действия в интересах именно управомоченного (обязанность). Данная стадия воплощается именно в таком элементе механизм правового регулирования, как правоотношение.

   Четвертая стадия- реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при  которой правовое регулирование  достигает своих целей –позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей – это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь- осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании. Анализ перечисленных форм реализации позволяет выявить одну общую закономерность, сделать обобщение: во всех формах субъект не должен препятствовать удовлетворению интересов в охране и защите, составляющих основу правопорядка, а также интересов контрсубъектов.  Названная стадия процесса правового регулирования отражается в таком элементе механизма правового регулирования, как акты реализации прав и обязанностей.

   Пятая стадия- является факультативной. Она  вступает в действие тогда, когда  беспрепятственная форма реализации права не удается и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности правонарушения, либо прямого правонарушения.

   Оспаривая право конкретного лица либо совершая правонарушение, субъект блокирует тем самым удовлетворение интересов своих контрсубъектов, что с неизбежностью должно повлечь за собой наступление определенных юридических последствий. В частности, при не выполнении обязанностей правовые ограничения, сдерживающие интересы обязанных лиц, трансформируется в противоправное ограничения (уже препятствия) осуществлению интересов управомоченного.

   Нарушившая  сторона в рамках охранительных правоотношений приобретает новый статус, где на первом плане выделяется юридическая обязанность, выражающаяся в необходимости претерпеть применение к ней мер принудительного свойства. Поэтому охранительное правоотношение построено по типу властеотношения, в котором юрисдикционный орган использует власть с целью создать все необходимое для восстановления справедливости, для удовлетворения неудовлетворенного интереса управомоченного. Без власти, силы, принуждения снять помехи бывает просто невозможно. Оказывая  правоограничивающее воздействие с помощью принудительных элементов, правоприменитель «сковывает» интересы обязанного лица (нарушившей стороны) и на этой основе дает возможность удовлетвориться интересам управомоченного субъекта. Подобную форму правоприменения можно назвать охранительной, ибо она устраняет препятствия и обеспечивает укрепление законности.

Информация о работе Средства и методы правового регулирования