Сравнительный анализ сущности и форм советской государственности и современной российской государственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Эта проблема имеет весьма важное теоретическое и практическое значение. Россия за последние сто лет пережила целую череду событий, октябрьскую революцию, вторую мировую войну, развал Советского Союза, что само собой привело к изменению форм организации российской государственности, распаду двух устоявшихся государственных строев в нашей стране. Были потери территории и воссоединения, оглушительные победы на мировых политических аренах, финансово-экономические кризисы и периоды подъёма. Но на сегодняшний день возникают вопросы: Какое будущее у новой России?

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…….4
Глава 1. Сущность и формы советской государственности……………………5
1.1 Сущность Советского государства…………………………………………..5
1.2 Форма правления Советского государства………………….………………9
1.3 Политический режим советской государственности……………….……..11
1.4 Государственное устройство Советского государства………………...….14
Глава 2. Сущность и формы современной российской государственности....17
2.1 Сущность современной российской государственности……...…………..17
2.2 Форма правления современного Российского государства..........………..20
2.3 Политический режим современного Российского государства………..…21
2.4 Форма государственного устройства Российского государства……….....23
Глава 3. Сравнительный анализ сущности и форм советской государственности и современной российской государственности………...25
Заключение…………………………………………………………………….…28
Список используемой литературы……

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

              Одним из сходств советской и российской государственности состоит в том, что они признаются многонациональными государствами, которые объединяют в себе множество различных народов в единый «суперэтнос».  В этом плане идеологии СССР и России схожи.

              Также еще одно соответствие Советского государства России приходится в том, что они оба не являются правовыми. Соотношение наличия признаков правового государства конечно в обоих различается, но основной момент заключается в том, что Конституция Российской Федерации официально закрепляет Россию как правовое государство, а Конституция СССР не закрепляет.  Очевидно, что Советское государство за все время своего существования было антиподом правового государства, но все же оно и не провозглашало себя таковым.

              Принципиально иначе Конституция РФ закрепляет соотношение государства и личности. Если в условиях условно тоталитарного режима СССР на первое место ставилось государство, то в Конституции РФ на первое место ставится личность и ее политические и экономические права.

Теперь перейдем к сравнительному анализу форм советского и российского государства, для начала обратимся к форме правления. И Россия и СССР по форме правления признаются республиками.

Форма правления в СССР представляла собой социалистическую республику, которая отрицала важнейшие принципы правового государства. Особенностью республиканской формы правления в России является, прежде всего, содержание в ней элементов и президентской и парламентской республики, то есть некая смешанность элементов того и другого.

Различия между Россией и СССР существовали в принципах построения государственного аппарата. Особенностью государственной власти в РФ является то, что она осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Тем самым в РФ преодолен прежний принцип построения системы государственных органов, действовавших в Советском государстве, где они часто совмещали функции законодательной и исполнительной власти.

Существуют различия характеристик республик в России и СССР. Например, экономической основой социалистической республики служила государственная собственность, которая имела главенствующее положение среди других форм собственности. В России же основная роль отдавалась частной собственности, собственно на ней, и строиться вся экономика российского государства.

По форме государственного устройства и Россия и СССР признаются федерациями, но советское государство по своей форме больше походит на унитарное.

Конституция РФ зафиксировала принципиальную новизну в форме государственного устройства. Российская Федерация включает в себя 84 субъектов, которые строятся теперь не только по национальному, но и по территориальному признаку. Субъекты СССР по своему большинству строились именно по национальному признаку.

              Сходство России и СССР по форме государственного устройства заключается в том, что каждый субъект обладал суверенными правами на самостоятельное осуществление государственной власти.

Также в Конституции за союзными республиками закрепилось право выхода из Союза, то есть право сецессии. Все союзы признаны равными, вхождение новых союзных республик в СССР основано на добровольном объединении. В России субъекты тоже признаются равными, но право сецессии в Конституции РФ не закреплено.

Что касается политических режимов рассматриваемых государств, по Конституциям оба государства признаются демократическими, однако практика показывает, что в СССР в разное время осуществлялись разные политические режимы, демократический, тоталитарный, авторитарный.

Итак, сравнительный анализ российской и советской государственности показывает, что развитие современной России идет в общем русле закономерностей, присущих мировому сообществу и мировой цивилизации. Вместе с тем это развитие происходит по своим, присущим только России особенным законам. А Советское государство не равнялась на опыт мирового сообщества, развивалась самобытно, представляя собой наглядный пример социализма для других стран.

 

 

 

Заключение

В заключении следует обобщить все выше сказанное в данной курсовой работе. Во-первых, Советское государство, сущность его заключается, прежде всего, в господстве рабочего класса. Провозглашается союз пролетариата с трудящимся крестьянством при главенствующей роли пролетариата в этом союзе. Таким образом, Советское государство характеризуется  как новый, высший социалистический тип государства. Достаточно сложно однозначно определить политический режим СССР, так как в разные периоды его развития проявлялись разные черты политических режимов, авторитаризма, демократии и тоталитаризма. Согласно Конституции определяется демократический политический режим. Что же касается государственного устройства, можно сделать вывод о том, что Советскому государству присуща исключительно федеративная форма государственно-территориального устройства, где каждый субъект обладает суверенными правами на самостоятельное осуществление государственной власти, сохраняя свои индивидуальные национальные особенности или быта и т.д.

Во-вторых, анализ Российского государства способствовал определению формы правления в современной России, можно предположить, что на весь переходный период сохранится смешанная форма правления с сочетанием элементов президентской и парламентарной республик, со значительным перевесом в сторону президентской. Что касается политического режима,  в России не развит навык демократического управления, в том числе самоорганизации и самоуправления. Но практика показывает, что при президентской республике такие навыки не могут развиваться. Поэтому некоторые ученые и политики полагают, что Россия должна развиваться в сторону парламентарной республики. Что касается настоящей ситуации в нашем государстве, после очередной победы на выборах партии «Единая Россия»  можно сказать, что это практически невозможно

 

Главный признак современной государственности России - ее переходный характер, переходный к новому общественному строю, это обусловлено, прежде всего, экономическими причинами. Российское государство ставит перед собой целью развитие по образцу западного общества, в соответствии с которым предполагается преобразование нашего общества. Совершенно очевидно, что в целом современная Россия может быть отнесена к числу стран с демократическим режимом, несмотря на все имеющиеся недостатки и противоречия. Российская Федерация - государство с уникальной государственной структурой. В составе субъектов Российской Федерации в настоящее время насчитывается 83 субъекта федерации.

Итак, сравнительный анализ российской и советской государственности показывает, что развитие современной России идет в общем русле закономерностей, присущих мировому сообществу и мировой цивилизации. Вместе с тем это развитие происходит по своим, присущим только России особенным законам. А Советское государство не равнялась на опыт мирового сообщества, развивалась самобытно, представляя собой наглядный пример социализма для других стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.    Безруков А.В. Конституционная модель разделения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации // Рос. юрид. журн. 2001. № 3.

2.     Большая Советская энциклопедия

3.    Бутаков А.В. Метод нормативного структурализма в теории государства (к исследованию новейшей истории российской государственности): Дис. д-ра. юр. наук: СПб., 1997, 343 с.

4.    Взаимодействие государства и права. Правовое государство// [электронный ресурс]- http://bookzie.com/

5.    Вышинский А.Я. Вопросы государства и прав. М, С. 246, 248-249 с.

6.     Конституция РФ

7.     В. И. Ленин. Доклад о тактике РКП. Соч., т. 32, стр. 466. [2]

8.    Отечественное законодательство 11-20 веков: Пособие для семинаров. Часть 2 (20в.) /Под ред. Проф. О.И. Чистякова.- М.: Юристъ,2002.-352с.

9.     Программа КПСС, 1971, С. 101

10.      Политические режимы Советского государства // [электронный ресурс]-http://virmk.narod.ru/UDISCIPLINA/pol-process/U-posobie/BARANOV_PROCESS/08.htm

11.      Соотношение общества и государства// [электронный ресурс] -http://www.webarhimed.ru/page-24.html

12.      Морозова Л.А Теория государства и права: М.:Юристъ,2002, 414с.

13.      Истягин Л.Г. Исследования по тоталитаризму в поисках нового обоснования концепции // Полис. 1997. № 5

 

30

 



Информация о работе Сравнительный анализ сущности и форм советской государственности и современной российской государственности