Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:05, курсовая работа
Эта проблема имеет весьма важное теоретическое и практическое значение. Россия за последние сто лет пережила целую череду событий, октябрьскую революцию, вторую мировую войну, развал Советского Союза, что само собой привело к изменению форм организации российской государственности, распаду двух устоявшихся государственных строев в нашей стране. Были потери территории и воссоединения, оглушительные победы на мировых политических аренах, финансово-экономические кризисы и периоды подъёма. Но на сегодняшний день возникают вопросы: Какое будущее у новой России?
Введение…………………………………………………………………….…….4
Глава 1. Сущность и формы советской государственности……………………5
1.1 Сущность Советского государства…………………………………………..5
1.2 Форма правления Советского государства………………….………………9
1.3 Политический режим советской государственности……………….……..11
1.4 Государственное устройство Советского государства………………...….14
Глава 2. Сущность и формы современной российской государственности....17
2.1 Сущность современной российской государственности……...…………..17
2.2 Форма правления современного Российского государства..........………..20
2.3 Политический режим современного Российского государства………..…21
2.4 Форма государственного устройства Российского государства……….....23
Глава 3. Сравнительный анализ сущности и форм советской государственности и современной российской государственности………...25
Заключение…………………………………………………………………….…28
Список используемой литературы……
Данная категория показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также показывает, участвует ли население в формировании высших органов государства, т. е. демократическим или недемократическим способом они образованы.
Теперь перейдем непосредственно к рассмотрению формы правления советского государства. Форма правления в СССР была советским типом государственности, а именно социалистическая республика, которая отрицала важнейшие принципы правового государства, прежде всего разделение властей, контроль общества за органами власти, верховенство закона над властью.
Социалистическая республика – особая форма правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и, согласно марксисткой теории, должна была бы стать подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом. [2] И все-таки республика советов – это, как правило, унитарное государство, но с особой формой правления, обеспечивающей децентрализацию. Об этом, в частности, пишет Г.С. Гурвич: "Творческое государственное строительство шло снизу: местные Советы и Съезды оказались настоящим фундаментом, на котором лишь потом строилась центральная власть, определяющим фоном, на котором лишь постепенно стали вырисовываться очертания центральных органов".
Социалистическая республика, безусловно, обладала своими специфическими характеристиками. Она основывалось на следующих началах:
1)его экономической основой служила государственная собственность, которая имела главенствующее положение среди других форм собственности. Частная собственность отрицалась, хотя допускалась личная собственность, но лишь на предметы потребления;
2)отрицание принципа разделения властей, так как провозглашалась неделимость государственной власти;
3)установление формы республики советов как наилучшей формы организации государства диктатуры пролетариата;
4)централизация государственной власти, в результате чего все вопросы жизни общества решались из центра, сверху, строго регламентировались действия нижестоящих органов;
6)срастание государственного и партийного аппарата. В условиях однопартийной системы, партия назначала на руководящие государственные должности своих сторонников, ее решения были обязательны для всех, партия могла вмешиваться в любую сферу жизни общества и государства. Также характерно отсутствие оппозиции и плюрализма мнений;
7) господство однопартийной системы неизбежно перерастает во всевластие одного человека, который становится не только лидером, но и диктатором, или возможна диктаторская власть небольшой группы людей, использующих власть в своих интересах.
1.3 Политический режим советской государственности
Политический режим отражает характер взаимосвязи государственной власти и общества. В первую очередь, политический режим это совокупность средств и методов, используемых государством при осуществлении власти, он показывает степень политической свободы в обществе и правовое положение личности. В зависимости от степени социальной свободы индивида и характера взаимоотношений государства и гражданского общества различают демократический и недемократический режимы.[2]
Смена политической системы, как правило, приводит к смене политического режима, что и произошло в России в 1917 году. Можно сказать, что политический режим в СССР был тоталитарным, так как советское государство вмешивалось во все сферы жизни общества, подчиняло себе почти все общественные организации, но вместе с тем практиковало идеологию социального иждивенчества. В соответствии с этой идеологией члены общества, давая согласие на контроль со стороны государства, имеют право на непосредственную помощь, заботу государства в социальной сфере, а именно образование, здравоохранение, социального страхование, трудовая деятельность, и в других областях жизни общества. Например, советский человек не задумывался о трудоустройстве, существовало государственное распределение специалистов, а как таковой проблемы безработицы практически не существовало, потому что активно развивалось производство и рабочих мест хватало всем гражданам.
Несмотря на то, что политический режим советского государства признается тоталитарным, он имеет свои особенности, которые нельзя отнести конкретно тоталитарному режиму. Благодаря таким специфическим чертам можно выделить несколько разновидностей политического режима СССР:
- Ленинско-большевистский политический режим
Февральская революция 1917 года установила республиканский политический режим без его закрепления в конституции. Главным элементом, способствующим формированию новой государственности, был Совет Народных Комиссаров во главе с В.И.Лениным, который начал формирование специфического большевистского политического режима власти, внутри которого соблюдались определенные демократические нормы и товарищеские взаимоотношения. К примеру, как обязательный элемент демократии проводились выборы в Советы, но предусматривались неравные права для избирателей города и села, а также бывшие «эксплуататоры» вообще лишались гражданских прав. Эта характеристика ленинского режима прослеживается в годы осуществления новой экономической политики. Однако такая тенденция начинает отмирать с середины 20-х гг. и заменяться противоположной, авторитарно-бюрократической.
- Сталинско-большевистский политический режим
После смерти В.И.Ленина развернулась острая внутрипартийная личностная борьба за лидерство. В результате этой борьбы утвердился режима личной власти И.В.Сталина, что привело к формированию нового варианта большевистского политического режима. Можно определить его как сталинско-большевистский политический режим. Несмотря на общие черты с ленинским режимом существуют принципиальные отличия. Во-первых, это категорическое несоответствие действительности заявленных в Конституции 1936 г. параметров государства, по которым оно определяется как демократическое и народное. Во- вторых, официальное объявлением о том, что СССР построен социализм, также не соответствовало реальности, так как социалистические идеалы народовластия были далеки от осуществления.
Однако следует иметь в виду, что большая часть общества была удовлетворена режимом и находила возможность в его рамках участвовать во власти, проявлять свою активность. Именно в это время происходит мощный промышленный подъем на основе, прежде всего массового трудового энтузиазма.
- Номенклатурно-коммунистический режим
Смертью Сталина ознаменовался конец развитию сталинско-демократического режима. Победа в борьбе за лидерство Н. С. Хрущева привела к радикальному разоблачению сталинского режима власти и формированию нового политического режима. Следом за Хрущевым продолжил линию постсталинского периода Л.И.Брежнев, но с коррекциями в сторону стабильности и консерватизма.
В государственное устройство не было внесено никаких значительных изменений. По-прежнему высшим органом власти было Политбюро ЦК КПСС, опиравшееся в своей деятельности на аппарат ЦК и Совета Министров. Конституция 1977 года закрепила руководящую роль КПСС в политической системе, в которой Советы считались государственным стержнем, а фактически играли второстепенную роль. В целом, в период деятельности Хрущева и Брежнева как лидеров государства и партии следует признать наличие общего номенклатурно-коммунистическог
- Авторитарно-либеральный режим
И наконец, период с 1985 по 1991 гг. ознаменовался реформами под началом нового Генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева. В условиях экономического кризиса перешел к преобразованию политической системы. Такая радикальная перестройка привела к появлению оппозиции и вновь становлению многопартийности.
Таким образом, период конца 1980-х — начала 1990-х гг. является переходным этапом. Достаточно сложно однозначно определить сущность политического режима второй половины 80-х — начала 90-х гг. В этот период проявлялись черты, как авторитаризма, так и демократии, имели место в политической практике сепаратизм и попытка установления военно-бюрократического режима. И все же ведущей была авторитарно-либеральная тенденция, связанная с именем М.С.Горбачева.
1.4 Государственно устройство Советского государства
Форма государственно устройства - способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Она представляет собой внутреннее деление государства на составные части - административно-
Применительно к СССР, можно сказать, административно-
В 1918 г. с принятием первой Конституцией РСФСР установилась новая форма государственного устройства в нашей стране – федерация. Это принципиально новый государственный механизм. В самом документе прописано следующее: «Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик».[8] Конституция закрепляет положение о том, что вся власть в пределах РСФСР принадлежит всем рабочим, объединенным городских и сельских Советах.
Советы областей имели свободу объединяться в автономные областные союзы по национальному признаку. Эти автономные областные союзы входят в качестве федераций в РСФСР. Но специфика такой федерации состояла в его договорной основе, в РСФСР она не базировалась на законе. Только лишь в Конституции СССР 1924г. закреплены суверенные права союзных республик, отражающие характер взаимоотношений государственного центра и союзных республик, в соответствии с которыми каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно. Также в Конституции закрепилось за союзными республиками право выхода из Союза. Все союзы признаны равными, вхождение новых союзных республик в СССР основано на добровольном объединении. Советский Союз был образован четырьмя республиками: РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. Однако вскоре число его членов увеличивалось. В основу образования новых республик был положен национально-территориальный принцип, при этом многие народы впервые получили возможность создания национальных государственных образований.
Принятие Конституции СССР 1936г. не вносит принципиальных изменений в государственно-территориальное устройство государства.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Советскому государству присуща исключительно федеративная форма государственно-
Глава 2. Сущность и формы современной российской государственности
2.1 Сущность современной российской государственности
После распада СССР произошли кардинальные изменения в ценностных ориентирах общества и государства. Они отразились главным образом в Конституции РФ. Она закрепляет принципиально новое соотношение государства и личности. В отличие от тоталитарных режимов здесь личность со своими правами ставится на первое место. Однако это приводит к такой тенденции, когда признается ничем не ограниченный приоритет интересов личности по сравнению с интересами общества. Благодаря этому снижается общественное влияние на личность, а вместе с ним и значение обязанностей человека перед другими людьми.
Главный признак современной государственности России - ее переходный характер, переходный к новому общественному строю, это обусловлено, прежде всего, экономическими причинами. С распадом Советского Союза уничтожаются институты планового регулирования экономики, взамен которых создаются институты рыночной экономики. Также проводится приватизация государственной собственности и либерализация цен. Все эти меры должны были вызвать существенные социальные изменения, а именно формирование класса крупных частных собственников и среднего класса, которые должны составить основу гражданского общества, необходимого при демократии. Это одна из основных задач современной российской государственности. Но как показывает история, Российское государство справилось с этой задачей ровно наполовину, класс крупных частных собственников действительно сформирован, но их число слишком велико, оно не соответствует такой структуре общества, при которой осуществляется нормальной развитие государства. И напротив, средний класс в нашей стране составляет довольно небольшой процент в структуре общества, хотя именно он должен составлять его основу.
Российское государство ставит перед собой целью развитие по образцу западного общества, в соответствии с которым предполагается преобразование нашего общества. Его отличительными особенностями являются:
1) баланс интересов различных групп, слоев, отдельных индивидов;
2) равновесие между частной инициативой и общими закономерностями рыночных отношений;