Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:05, курсовая работа
Эта проблема имеет весьма важное теоретическое и практическое значение. Россия за последние сто лет пережила целую череду событий, октябрьскую революцию, вторую мировую войну, развал Советского Союза, что само собой привело к изменению форм организации российской государственности, распаду двух устоявшихся государственных строев в нашей стране. Были потери территории и воссоединения, оглушительные победы на мировых политических аренах, финансово-экономические кризисы и периоды подъёма. Но на сегодняшний день возникают вопросы: Какое будущее у новой России?
Введение…………………………………………………………………….…….4
Глава 1. Сущность и формы советской государственности……………………5
1.1 Сущность Советского государства…………………………………………..5
1.2 Форма правления Советского государства………………….………………9
1.3 Политический режим советской государственности……………….……..11
1.4 Государственное устройство Советского государства………………...….14
Глава 2. Сущность и формы современной российской государственности....17
2.1 Сущность современной российской государственности……...…………..17
2.2 Форма правления современного Российского государства..........………..20
2.3 Политический режим современного Российского государства………..…21
2.4 Форма государственного устройства Российского государства……….....23
Глава 3. Сравнительный анализ сущности и форм советской государственности и современной российской государственности………...25
Заключение…………………………………………………………………….…28
Список используемой литературы……
ФГБОУ ВПО «ОМГУ ИМ. ДОСТОЕВСКОГО»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Курсовая работа по дисциплине «теория государства и права»
на тему: «Сущность и формы Советского государства и Российской Федерации (сравнительный анализ)»
Выполнила: студентка 1 курса
Ускоренной очно-заочной формы обучения
группы ЮЮБ-120-С
А.В. Денисова
Эл. адрес: denicenka@mail.ru
Проверил:
ст.п, к.ю.н. С.В. Бирюков
Омск-2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сущность и формы советской государственности……………………5
1.1 Сущность Советского государства…………………………………………..5
1.2 Форма правления Советского государства………………….………………9
1.3 Политический режим советской государственности……………….……..11
1.4 Государственное устройство Советского государства………………...….14
Глава 2. Сущность и формы современной российской государственности....17
2.1 Сущность современной российской государственности……...…………..17
2.2 Форма правления современного Российского государства..........………..20
2.3 Политический режим современного Российского государства………..…21
2.4 Форма государственного устройства Российского государства……….....23
Глава 3. Сравнительный анализ сущности и форм советской государственности и современной российской государственности………...25
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………..…….
Введение
Эта проблема имеет весьма важное теоретическое и практическое значение. Россия за последние сто лет пережила целую череду событий, октябрьскую революцию, вторую мировую войну, развал Советского Союза, что само собой привело к изменению форм организации российской государственности, распаду двух устоявшихся государственных строев в нашей стране. Были потери территории и воссоединения, оглушительные победы на мировых политических аренах, финансово-экономические кризисы и периоды подъёма. Но на сегодняшний день возникают вопросы: Какое будущее у новой России? Насколько современная Россия эффективнее по сравнению с Россией времён Советского Союза? Ответить на эти вопросы, можно лишь проанализировав государственный строй СССР, выделив принципиальные отличия, в сущности, и формах российской государственности и советской.
Из истории известно, что в эпоху СССР вся власть в государстве концентрировалась в КПСС, которая регулировала все стороны жизни Советского Союза. В настоящее время Россия провозгласила себя демократическим государством, где граждане имеют свободу выбора, право на политический плюрализм. Именно на таком фоне общественно-политической жизни государства, мне представляется выделить, проанализировать некоторые черты и особенности российского политического процесса. Обозначив эти черты, возможно, определить тенденции его дальнейшего развития и ответить на вышеуказанные вопросы.
Также актуальность данной темы курсовой работы обусловлена тем, что в российской политологии существуют проблемы, связанные с необходимостью обновления методов анализа российской государственности в период ее советского и постсоветского существования. Но на сегодняшний день им уделяется недостаточно внимания. Это объясняется, с одной стороны тем, что политические институты новой России из-за сравнительно небольшого срока их функционирования в условиях переходного периода страны к демократии, еще не заняли достойное место в сфере политических исследований. В связи с этим, не созданы конкретные или частные методы, которые давали бы возможность тщательно проанализировать советскую и российскую государственную действительность, которая из них наиболее оптимальным образом может подойти на современном этапе развития общества.
Следует отметить, что исследования, основывающиеся на методологии отождествления всякого объекта с природой, как ее понимают естественные науки, и в стремлении описывать сам субъект социального нормирования из такого рода понимания. Таким образом, была бы наглядно показана вся искусственность структуры организации советского государства, так как принципы ее формирования определялись в основном политико-идеологическими целями, а не уровнем социально-экономического развития. В связи с этим возвращение к методологии исследования государства как ведущего формы организации общества, развивающегося в соответствии с определенными тенденциями, определяющий специфику его структуры, представляется актуальным.
Глава 1. Сущность и формы советской государственности
В результате Великой Октябрьской социалистической революции 1917г., влекущей за собой слом эксплуататорского буржуазного аппарата государства, возникает принципиально новый тип государства- социалистическое государство - первое в мире государство трудящихся, установилась диктатура пролетариата. Оно определяется целями и задачами породившей его революции, тем, какой именно класс держит в своих руках государственную власть. Принципиально новая сущность социалистического государства, в сравнении с эксплуататорскими типами государства, а именно рабовладельческий, феодальный и буржуазный, способствовала возникновению новых организаций государственной власти. Первой формой социалистического государства явилась открытая В. И. Лениным республика Советов, т.е. СССР.
СССР — Союз Советских Социалистических Республик (Советский Союз), государство, существовавшее с 30 декабря 1922 до конца 1991 года в большей части на территории бывшей Российской империи.[2]. Построенная по принципу демократического централизма система выборных Советов, наделенных всей полнотой государственной власти, стала политической организацией, объединявшей всех без исключения трудящихся и представлявшей наилучшие возможности для государственного руководства массами со стороны рабочего класса и его партии.
1.1 Сущность Советского государства
Важно для понимания сущности государства обозначить его цели, задачи и социальное назначения. Еще в Древней Греции Платон и Аристотель считали, что государство существует ради утверждения нравственных норм, достижения общего блага людей и справедливости. Платон считал, что государство создает потребности людей и оно полезно. По Аристотелю же государство — это политическое общение граждан, в котором обеспечивается жизнь в соответствии с добродетелью. В контексте рассмотрения советской государственности основными добродетелями являлись коллективный труд, капитал, общественная значимость, а также дружба народов. В соответствии с этими добродетелями и строился социализм. Основная цель СССР – построение коммунизма, при котором надобность в государстве отпадёт, поэтому пролетарское государство постепенно само отмирает, но это не означает отмирания всякой общественной власти вообще.
Сущность государства марксизм-ленинизм свел к обеспечению классового господства. Из многочисленных высказываний К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина видно, что государство они определяли как машину, инструмент в руках экономически господствующего класса для подавления сопротивления эксплуатируемых классов. Это представление в основном относилось к характеристике буржуазного государства. Социалистическое же переходное государство (разновидностями которого в разное время выступали такие формы, как коммуна, Советская власть, народная демократия) марксизмом-ленинизмом рассматривалось как демократическое для большинства и диктаторское для меньшинства. С позиций марксизма-ленинизма государство рассматривалось исключительно как орудие классового господства, которое с отмиранием классов должно отмереть и само.[7]
После победы социализма диктатура пролетариата, выполнив свою миссию, с точки зрения внутреннего развития страны перестаёт быть необходимой, а пролетарское государство должно превратиться в орган выражения интересов и воли всего народа - общенародное государство. Такой стадии развития социалистическое государство достигло в Советском Союзе, где оно выступает как политическая организация всего народа при руководящей роли рабочего класса во главе с Коммунистической партией. «Советское государство — орудие построения коммунизма в нашей стране. Оно является оплотом мира, демократии и социализма во всем мире. Во всей своей деятельности оно опирается на объективные законы развития общества». [9] Таким образом, социалистическое государство является как бы переходной ступенью к безгосударственной организации общества при коммунизме, когда утвердится общественное коммунистическое самоуправление - негосударственная форма управления всеми сферами жизни бесклассового общества. Но на примере СССР наглядно видно, что до конечной цели построения коммунизма Россия так и не дошла, так как еще на стадии социализма выявилось множество недостатков данного строя. Также встает вопрос, являлось ли советское государство по своей сущности правовым?
Для начала следовало бы обозначить основные признаки правового государства, а именно наличие гражданского общества, разделение властей, верховенство закона, реальность прав и свобод граждан, взаимная ответственность государства и личности, политический плюрализм. Из всех перечисленных признаков правового государства в СССР присутствовал «прототип» гражданского общества, потому что гражданское общество- это некий идеал, который выступает в качестве противовеса государству и это его основная функция. Советское общество было приближено к гражданскому, но все же, не выполняло все те функции, присущие гражданскому обществу.
Что касается остальных признаков правового государства, то с полной уверенностью можно сказать, что присутствовала взаимная ответственность государства и личности, а например, политический плюрализм категорически отвергал. Собственно с начала образования СССР борьба с различными политическими течениями, движениями в обществе была одной из ведущих целей становления социализма. Лишь в конце 80-х годов стало возможным сколько-нибудь серьезно вести речь о необходимости создания правового государства.
Сама по себе сущность советского государства состоит в том, что оно является государством диктатуры рабочего класса. Советское государство основано на союзе рабочего класса с трудящимся крестьянством при руководящей роли рабочего класса в этом союзе. В. И. Ленин придавал исключительную важность этому союза. «Высший принцип диктатуры, — говорил В. И. Ленин, — это поддержание союза пролетариата с крестьянством, чтобы он мог удержать руководящую роль и государственную власть».[7] Например СССР базировалось на расовом и национальном равноправии, на дружбе народов и их взаимной помощи в хозяйственном и культурном строительстве. Основной идеей братства социалистических наций является органическое сочетание социалистического патриотизма с интернационализмом.
Как уже отмечалось в начале главы для понимания сущности государства важно обозначить цели, задачи и социальное назначение. Последнее вполне подробно было указано выше, а что касается целей и задачей, то собственно тут нужно остановиться поподробнее.
Социалистическое преобразование общества ставит перед государством диктатуры пролетариата задачи, с учётом особенностей и традиций каждой страны. Но независимо от особенных условий той или иной страны в переходный период от капитализма к социализму перед каждым таким государством встают задачи, образующиеся из специфики этого периода:
-подавление сопротивления свергнутых руководящих классов;
-ликвидация частной собственности;
-создание экономической основы социализма (преобразование системы хозяйства, промышленности в соответствии с принципами социализма);
-формирование социалистической культуры, воспитание нового человека, обеспечение обороноспособности страны.
В соответствии с этими задачами государство осуществляет ряд функций, как внешних так и внутренних: хозяйственно-организаторскую, культурно-воспитательную, функцию контроля за мерой труда и мерой потребления от всех по возможности и всем по потребностям (по принципу «каждый по способностям, каждому по потребностям»), защиты правопорядка и социалистической собственности, функция обороны страны.
Осуществляя свои функции, советское государство представляет собой политическую организацию подавляющего большинства населения. В процессе его развития «социальная база» постоянно расширяется, оно все более становится представителем интересов всего народа.
Итак, отказ от советской формы правления стал возможным в условиях проведения в России политической реформы, в ходе которой был надломлен главный принцип советской государственности - исключительное положение КПСС. Переход от социализма к коммунизму так и не был осуществлен. Конечно, в период перестройки предпринимались попытки реформировать советы в направлении демократизации их деятельности. Но эти попытки не дали положительных результатов. В дальнейшем институт советов был ликвидирован и заменен новой формой правления России.
Таким образом, сказанное о сущности Советского государства характеризует его как новый, высший, социалистический тип государства, принципиально отличный от любого эксплуататорского государства — рабовладельческого, феодального и буржуазного. Существует множество форм социалистического государства, которое подтверждает положение В.И. Ленина: «Все нации придут к социализму, это неизбежно, но все придут не совсем одинаково, каждая внесет своеобразие в ту или иную форму демократии, в ту или иную разновидность диктатуры пролетариата, в тот или иной темп социалистических преобразований разных сторон общественной жизни».
1.2 Форма правления Советского государства
Форма правления – это комплексный конституционно-правовой институт; организация власти, характеризуемая ее формальным источником; структура и правовое положение высших органов (глава государства, парламент, правительство), а также установленный порядок взаимоотношений между ними. Главным, определяющим признаком формы правления является правовой статус главы государства, например, выборный и сменяемый в республике, наследственный - в монархическом государстве. Для современных государств характерны две формы правления, республика и монархия.[2]