Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:05, курсовая работа
Эта проблема имеет весьма важное теоретическое и практическое значение. Россия за последние сто лет пережила целую череду событий, октябрьскую революцию, вторую мировую войну, развал Советского Союза, что само собой привело к изменению форм организации российской государственности, распаду двух устоявшихся государственных строев в нашей стране. Были потери территории и воссоединения, оглушительные победы на мировых политических аренах, финансово-экономические кризисы и периоды подъёма. Но на сегодняшний день возникают вопросы: Какое будущее у новой России?
Введение…………………………………………………………………….…….4
Глава 1. Сущность и формы советской государственности……………………5
1.1 Сущность Советского государства…………………………………………..5
1.2 Форма правления Советского государства………………….………………9
1.3 Политический режим советской государственности……………….……..11
1.4 Государственное устройство Советского государства………………...….14
Глава 2. Сущность и формы современной российской государственности....17
2.1 Сущность современной российской государственности……...…………..17
2.2 Форма правления современного Российского государства..........………..20
2.3 Политический режим современного Российского государства………..…21
2.4 Форма государственного устройства Российского государства……….....23
Глава 3. Сравнительный анализ сущности и форм советской государственности и современной российской государственности………...25
Заключение…………………………………………………………………….…28
Список используемой литературы……
3) сочетание свободы и справедливости - извечных идеалов человечества;
4) формирование правового государства.
Также сущность российской государственности видится в таком факте, что Россия объединяет множество различных народов в единый «суперэтнос». А скрепляет это единство российская государственность. Таким образом, нынешняя российская государственная идеология является продолжением советской формулы, выраженной в гимне СССР: "Союз нерушимый республик свободных сплотила вовеки Великая Русь".
Можно рассмотреть современное российское государство с точки зрения правового. Следует разобрать несколько черт правовой государственности, закрепленные в Конституции РФ:
1. Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина.
Российское государство признает нерушимость и неотчуждаемость этих прав и свобод. «Все, что не запрещено, то дозволено» - основной принцип правового государства. Он ярко выражен в Конституции РФ и других законах.
В современном российском обществе права человека еще не воспринимаются как ценность, в полном понимании ее значения. На данном этапе государство и граждане озабочены лишь собственными интересами, не обращаясь к конституционному требованию, согласно которому признание, соблюдение и защита прав человека - обязанность государства.
Учитывая тот факт, что правовым государство может считаться, только если оно способно обеспечить достойный уровень жизни своих граждан, соответственно оно должно быть социальным. В Конституции РФ прописано, что Российская Федерация является правовым, социальным государством, но очевидно, что это лишь формальность. В действительности наше государство не обеспечивает достойный уровень жизни граждан, оно дает лишь минимальное обеспечение, которое обеспечивает уровень «выживания» человека.
2. Верховенство конституции по отношению ко всем нормативным актам.
Никакой другой нормативно-правовой акт не может исправлять или дополнять Конституцию, тем более противоречить ей. Конституция образует основу всей правовой системы.
В Конституции РФ закреплен названный принцип, устанавливается (ст. 15), что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу. Этот принцип всеобщий для всех граждан Российской Федерации, независимо от рода деятельности и занимаемой должности.
3. Приоритет международного права
Этот признак правового государства дает «пропуск» в цивилизованный мир. Государство, обладающее суверенным правом принимать свои законы, соглашается с тем, что они не должны противоречить мировому праву. В Конституции РФ закреплен данный принцип приоритета международного права. В случае расхождения правил закона и правил международного договора России приоритет отдается правилам международного договора.
4. Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей
В Конституции РФ также закреплен и принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Компетенция каждой власти не может пересекаться с другой, их функции строго ограничены в рамках своей деятельности. Одно должностное лицо не может осуществлять свою деятельность сразу в нескольких ветвях власти.
Итак, анализ Российской Федерации как правового государства позволяет отметить, что на данном этапе своего развития российская государственность не является правовой в действительности, имеется лишь формально закрепленные в Конституции принципы. Во-первых, не все признаки правового государства находят свое выражение в Конституции. Во-вторых, некоторые признаки, формально закрепленные осуществляются не в полной мере.
2.2 Форма правления современного Российского государства
Однозначно можно сказать, что в России установлена республиканская форма правления. Но в связи со сложной переходной обстановкой и социальной напряженностью трудно определить какой является современная республиканская власть в России по своему характеру. Официально установлена президентская республика как форма правления РФ. Но она обладает специфическими особенностями. Во-первых, данная форма правления содержит в себе элементы, как президентской республики, так и парламентской. Например, Госдума может выразить свое недоверие Правительству. Во-вторых, существует неравное соотношение законодательной и президентской власти, существенный перевес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое равновесие и устойчивость государственной власти в целом.
Анализируя форму правления в современной России, можно предположить, что на весь переходный период сохранится смешанная форма правления с сочетанием элементов президентской и парламентарной республик, со значительным перевесом в сторону президентской. Переходное состояние всегда нестабильно, поэтому возможны отклонения в сторону как одной, так и другой республики. В России не совсем развит навык демократического управления, в том числе самоорганизации и самоуправления. Но практика показывает, что при президентской республике такие навыки не могут развиваться. Поэтому некоторые ученые и политики полагают, что Россия должна развиваться в сторону парламентарной республики. Что касается настоящей ситуации в нашем государстве, после очередной победы на выборах партии «Единая Россия» можно сказать, что это практически невозможно.
2.3 Политический режим Российского государства
Совершенно очевидно, что в целом современная Россия может быть отнесена к числу стран с демократическим режимом, несмотря на все имеющиеся недостатки и противоречия.
Создана конституционно-правовая основа демократического режима, осуществляется реализация его принципов и норм в различных областях, реально обеспечиваются политический плюрализм и идеологическое многообразие, свобода печати и средств массовой информации и др. Но опять было бы неправильно утверждать, что на данном этапе режим является развитым, зрелым демократическим государственно-политическим режимом в России. Переходный характер современного российского государства определяет переходное состояние и его политического режима. Это означает, что применительно к современной России речь идет о становлении демократического государственно-политического режима, представляющего собой сложный и длительный процесс реального внедрения, а затем и гарантирования демократических начал в способах и методах осуществления государственной власти. Этот процесс далеко не всегда идет лишь по восходящей линии, он включает в себя как «спады» так и «подъемы» в своем развитии.
Демократизм государственно-политического режима России закреплен в Конституции РФ, он выступает в качестве одной из характеристик Российской Федерации. Все это и особенно положения о демократической сущности российской государственности и ее форме правления имеют прямое и непосредственное значение для понимания государственно-политического режима современной России.
Опираясь на выше сказанное, следует рассмотреть более подробно общие и принципиальные основания, которые позволяют признать в целом демократический характер указанного режима.
Исходным основанием характеристики государственно-политического режима в России как демократического служат те коренные преобразования в политической и духовной жизни страны, которые произошли в ней за последнее десятилетие. Ликвидировано безраздельное политическое господство партийно-советской номенклатуры, основывавшееся на слиянии приоритетной власти единственной всемогущей партии с подчиненной ей государственной властью и на применении тоталитарных способов и методов политического властвования не только в период сталинской тирании, но и многие последующие годы. Это значит, что тоталитарный режим коммунистической партократии как система ушел в историческое прошлое[13].
Как уже отмечалось, в России конституционно закреплены такие важнейшие демократические ценности, как:
1. народовластие, когда носителем суверенитета и единственным источником власти признается многонациональный народ России, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;
2. человек, его права и свободы признаются в качестве высшей ценности и обязанность государства соблюдать и защищать эти права и свободы;
3. социальный и правовой характер государства;
4. многообразие форм собственности;
5. политический плюрализм, многопартийность, свобода общественных объединений;
6. светский характер государства, равенство религиозных объединений.
Сегодня в России не только в законодательстве, но и на практике реализуется демократический принцип разделения и равновесия властей; поставлена задача и взят курс на утверждение правового государства, в котором личность защищена правом и законом, обеспечивается реальная многопартийность, при которой свободно создаются и функционируют десятки партий и иных объединений самой различной политической ориентации; ликвидирована открытая государственная цензура и монополия на средства массовой информации; проводится принцип открытости общества в отношении мирового сообщества, включая открытость границ и т.д.
Однако также очевидно, что в переходных и кризисных условиях современного этапа развития российского общества многие из указанных выше демократических принципов, прав, свобод, норм не получают пока что должной практической реализации.
2.4 Форма государственного устройства Российского государства
Форма государственного устройства характеризует способ связи государства как целого с его отдельными частями. В соответствии с этим можно дать характеристику государственного устройства России. Она представляет собой сложную форму государственного устройства, а именно Федерацию. «Федерация - форма государственного устройства. Представляет сложное (союзное) государство, состоящее из образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью»[2].
Российская Федерация - государство с уникальной государственной структурой. В составе субъектов Российской Федерации в настоящее время насчитывается 83 субъекта федерации. Из них: 46 областей, 21 республика, 9 краёв, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.
Основные положения, касающиеся статуса субъекта Российской Федерации, определяются Конституцией Российской Федерации. В ней закрепляются за каждым субъектом РФ элементы учредительной власти, то есть каждый из них вправе решать вопросы своей внутренней организации и с этой целью принимать нормативные акты, регламентирующие его статус. Таким образом, статус республики определяется не только Конституцией Российской Федерации, но и конституцией самих республик. Он также определяется уставом соответствующего субъекта - краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. При этом многие ученые, политологи отмечают, что подготовка и принятие таких уставов - новое явление в федеративном устройстве России.
А также, что касается статуса субъектов РФ можно сказать еще, что он не может в одностороннем порядке изменить свой статус. Конституции республик и уставы других субъектов Российской Федерации не могут противоречить ее Конституции. Вместе с тем в основных законах (конституциях и уставах) субъектов Федерации учитываются имеющиеся у них особенности, например, специфические особенности их территории и проживающего на них населения, в том числе особенности его национального состава.
Конституция предусматривает возможность определения статуса автономной области и автономных округов путем принятия федерального закона об автономной области, округе.
Взаимоотношения между краями, областями и автономными округами строятся на основе сотрудничества и могут регулироваться уставами соответствующих субъектов и договорами между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти края или области. Кроме того, взаимоотношения между краями, областями и автономными округами, согласно Конституции, могут регулироваться также и соответствующим федеральным законом. Пока такой закон не принят. Однако необходимость его принятия не вызывает сомнений, учитывая особенности характера взаимоотношений этих субъектов. [12]
Свобода субъектов РФ определяется следующим образом: вне пределов ведения Российской Федерации, а также совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Глава 3. Сравнительный анализ сущности и форм советской государственности и современной российской государственности
Логика построения данной курсовой работы предполагает сравнительный анализ советской и российской государственности, а именно их сущностей и форм правления, государственного устройства, а также политического режима.
Начнем с анализа сущностей советского и российского государства. Для этого стоит сравнить цели, задачи и социальное назначение государств, а также ответить на вопрос, в чьих интересах осуществлялась власть?
В Советском Союзе основными ценностями признавались труд, капитал и коллективизм, согласно марксизму. Сама по себе цель создания Советского государства виделась в построении коммунизма, при котором надобность в государстве отмирает, остается лишь общественная власть. Строилось оно на классовом господстве пролетариата. Можно сделать вывод, что в СССР власть осуществлялась, прежде всего, в интересах рабочего класса. Что же касается Российского государства, основными ценностями, к сожалению, являются товарно-денежные отношения, которые пронизывают все сферы жизни общества. А цель – переход к капитализму, развитие по образцу развития западного общества. Официально закрепляется баланс интересов всех слоев населения, но по факту можно утверждать, что власть осуществляется в интересах «олигархии», как говорил Платон власть «богатых».