Способы устранения и восполнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 08:18, курсовая работа

Описание работы

Становление современной правовой системы протекало довольно сложно и противоречиво в условиях серьёзного политического и экономического кризиса, падения жизненного уровня населения. Создание качественно нового законодательства наталкивалось на многочисленные рифы и подводные течения антидемократического, а нередко и авторитарного характера, противостояние федеральной власти и региональных структур, законодательных и исполнительных органов. Сейчас, на новом этапе развития, основанном на демократизации всех сторон общественной жизни, восстановлении принципов гуманизма и общечеловеческой морали, преобразовании хозяйственных отношений, пришел час подлинного понимания ценности законодательства как объективно необходимого инструмента социального регулирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Природа пробелов в праве……………………………………………………….7
1.1 Понятие и классификация пробелов в праве……………………………….7
1.2 Понятия «ошибка в праве» и «правовой вакуум»…………………………13
2 Способы устранения и восполнения пробелов……………………………..17
2.1 Способы устранения пробелов в праве…………………………………….17
2.2 Способы восполнения………………………………………………………...20
Заключение………………………………………………………………………..24
Глоссарий…………………………………………………………………………28
Список использованных источников…………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

Кершев Д.Ю. КР, Теория государства и праваОбразец.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

Причины появления пробелов в праве принято классифицировать на субъективные и объективные. К  первым относят: ограниченность пределов человеческого предвидения; разнообразие жизненных ситуаций; противоречивость в развитии социальных отношений; отставание сравнительно устойчивого права от всегда развивающихся, динамичных социальных отношений и т.п. К субъективным причинам причисляют: ошибки и упущения самого законодателя; недостаточная развитость законотворческой культуры; несоблюдение правил законодательной техники; противоречия и коллизии в законодательных актах; игнорирование правил русского языка, неправильность эксплуатации терминов; отсутствие должной оперативности законодательных органов; отставание юридической науки и иные.

1.3 Понятия  «ошибка в праве» и «правовой  вакуум»

Ошибкой в праве (юридическая  ошибка) является  обусловленный  непреднамеренным и неправильным действием (бездействием) негативный результат, который препятствует достижению поставленной цели и требует юридического разбирательства.

В законодательстве РФ и  научной литературе называются различные  признаки ошибок в праве. Из всего  их многообразия проанализируем наиболее существенные, которые определяют юридическую природу ошибки. На наш взгляд, к ним относятся:

1. Ошибка – это негативный  результат (фрагмент, эпизод) как  следствие неправильного волевого  действия социального субъекта, неразрывно связанного с реализацией  прав и свобод личности, ее  законных интересов.

2. Ошибка должна быть  существенной, т.е. не позволяющей  человеку реализовать свои права,  свободы и законные интересы.

3. Ошибка – «объективно  противоправное» явление социальной  действительности. Противоправность  ошибки не связана с нарушением  норм права, а заключается в том, что она препятствует достижению тех целей общественного развития, которые закреплены в законодательстве.

4. Ошибка в праве  требует проведения соответствующего  юридического разбирательства, что  предполагает признание и исправление ошибки в соответствии с установленным законом порядком.

5. Ошибка носит непреднамеренный  характер и способствует созданию  условий наступления неблагоприятных  последствий для участников правоотношений.

Юридическая ошибка –  это результат (фрагмент, эпизод), который реализуется человеком в правовой сфере. И чем она богаче и разнообразнее, тем больше вероятность наступления ошибки.

В качестве основания  деления юридических ошибок по типам  может быть использована категория  «цель». Именно мотивированная волевая деятельность человека является важнейшей сущностной чертой, которая позволяет судить об ее итогах5. В правоведении называют два вида поведения – правомерное и правонарушение. Поэтому можно выделить следующие типы ошибок в праве – ошибки, допускаемые в пределах правомерного поведения, и ошибки, совершаемые в границах правонарушения.

Для последнего типа ошибок характерен один существенный признак, который выделяет законодательная  и правоприменительная практика – заведомо противоправное деяние6. Хотя в Уголовном кодексе Российской Федерации нет специальной статьи, посвященной понятию ошибки, тем не менее эта тема довольно обстоятельно изучена в уголовном праве. Но и в уголовно-правовой литературе нет единства взглядов относительно определения ошибки.

Важное место в вопросе выявления юридической природы ошибок принадлежит их классификации. Классификация правовых явлений способствует более точному определению границ их применения. Используя данное методологическое правило, можно, выделить следующие виды ошибок:

1. По степени определенности:

- мнимые ошибки, которые,  как правило, не установлены,  а только предполагаются;

- фактические – реально  зафиксированы в установленном  порядке и к ним принимаются  меры по исправлению.

2. По типу:

- ошибки, допущенные в  границах правомерного поведения;

- ошибки, совершенные  в пределах правонарушения.

3. По юридической значимости:

- незначительные, которые  не влияют на конечный результат;

- существенные (материальные) – препятствуют реализации участникам  отношений своих законных интересов и потребностей, а также не позволяют достичь конкретных целей.

4. По относимости ошибок  в профессиональной юридической  деятельности:

- доктринальные ошибки; которые,  как правило, служат теоретическим  оправданием беззакония. Примером  подобного рода ошибок является концепция «правовых» и «неправовых» законов, которая применялась властью для обоснования своих действий в октябре 1993 г.

- законодательные ошибки – это  обусловленный непреднамеренными  и неправильными действиями правотворческого  органа негативный результат, выражающийся в издании такой юридической нормы или нормативно-правового акта, которые не достигают поставленных целей по упорядочению общественных отношений.;

- правоприменительные ошибки –  это обусловленный непреднамеренными  и неправильными действиями субъекта правоприменительного процесса негативный результат, который препятствует реализации юридической нормы;

- ошибки в толковании норм  права.

Отдельного рассмотрения заслуживают  последние три вида ошибок в профессиональной юридической деятельности, так как они относятся к основным сферам правовой действительности. Особенность этих видов ошибок состоит в том, что они допускаются конкретными субъектами – профессионалами в пределах их полномочий, которые определены действующим законодательством; выявляются и исправляются в установленном законом порядке. Для правоприменительной ошибки характерно еще и то, что она в установленном законом порядке признается в качестве юридически значимого события.

Сложнее обстоит дело с характеристикой  ошибок в толковании норм права. В этой сфере профессиональной юридической деятельности возникает масса вопросов, на которые нет однозначного ответа. Ошибки в толковании норм права приобретают юридическое значение в рамках официального нормативного толкования, обязательного для всех участников отношений, на упорядочение которых направлено действие толкуемой нормы права.

Ошибки в толковании норм права  – это непреднамеренное неправильное официальное нормативное разъяснение  смысла юридической нормы, ведущее  к формированию условий для нарушения норм права теми участниками процесса правоприменения, которым было адресовано данное толкование.

Также при проведении исследования встречается понятие «правового вакуума», которое часто отождествляют  с пробелом в праве либо определяют одно через другое. Однако это не совсем верно. Правовой вакуум – это «отсутствие правовых норм, которые должны регламентировать не урегулированные ранее, но нуждающиеся в правовой регламентации вновь возникшие общественные отношения»7. Его основное отличие от пробела заключается в том, что он характерен для новых общественных отношений, тогда как пробел возникает в правовом регулировании уже сложившихся.

Таким образом, правовой вакуум есть отсутствие правовых норм, которые  должны регламентировать не урегулированные ранее, но нуждающиеся в “правовой регламентации вновь возникшие общественные отношения.

По мнению В.В. Лазарева, “пробел  в законе – это полное или частичное  отсутствие норм, необходимость которых  обусловлена развитием общественных отношений и потребностями практического решения дел, основными принципами, политикой, смыслом и содержанием действующего законодательства, а также иными проявлениями государственной воли, направленной на регулирование жизненных фактов в сфере правового воздействия”8.

В обоих определениях основным является момент, что пробел в праве (законе) и правовой вакуум возникают в связи с развитием общественных отношений. Следовательно, и пробел в праве и правовой вакуум – результат отставания права от общественной жизни.

Применение права по аналогии возможно, по мнению С.С. Алексеева, при наличии одновременно двух условий: а) если нет правовой нормы, которая непосредственно рассчитана на урегулирование рассматриваемого случая; б) если рассматриваемый случай находится в сфере правового регулирования.

Заполнить правовой вакуум при помощи аналогии невозможно, так как отсутствует  само право, а в такой ситуаций не с чем проводить аналогию.

Правовой вакуум – это временное  отсутствие права (отрасли права) вообще, когда цивилизация делает шаг вперед, либо изменения в конкретной общественной системе происходят столь стремительно, что государство вынуждено проводить радикальную правовую реформу.

Правовой вакуум как явление  имеет множество негативных моментов, влияющих на политику и экономику. Так, отсутствие законодательства о банкротстве долгое время приводило к тому, что у кредитора не было законных оснований истребовать у должника определенную сумму либо имущество при помощи суда. Создавалась ситуация, при которой кредитор обращался к рэкетирам с просьбой за определенный процент вернуть его деньги. Отсутствие норм об ответственности за заведомо ложное или фиктивное банкротство приводило к тому, что “фирмы-однодневки” собирали деньги у населения, затем ликвидировались и совершенно безнаказанно присваивали вклады клиентов. Правовая неурегулированность процедуры роспуска парламента и импичмента Президента (правовой вакуум в конституционной сфере) едва не привели страну к гражданской войне в октябре 1993 г. К сожалению, избежать эти негативные последствия без своевременного заполнения правового вакуума невозможно.

Правовой вакуум должен быть заполнен своевременно и надлежащим образом. Оба эти требования, к сожалению, нарушаются. Своевременно заполнить  правовой вакуум можно только при  небольшом объеме законотворческих работ, когда четко исполняется намеченный план принятия законопроектов. Попытка хоть как-то урегулировать вновь возникшие общественные отношения – причина появления ненадлежащих нормативно-правовых актов9. Эти акты, носящие подзаконный характер, при отсутствии законов по своей юридической силе и природе не могут соответствовать степени сложности и важности регулируемых отношений.

При отсутствии законодательства правовой вакуум временно может быть заполнен иными способами. В сфере бизнеса – обычаями делового оборота, под которыми понимаются широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы они в каком-либо документе или нет. В других случаях (в основном в гражданско-правовой сфере) допускается применение контрактного права. Заинтересованные субъекты при отсутствии соответствующего законодательства заключают между собой договор, предусматривающий свои права и обязанности, а также ответственность за невыполнение своих обязательств.

Таким образом, выяснив, что представляет собой правовой вакуум как явление государственно-правовой действительности, какова его природа  и причина возникновения, обоснуем целесообразность применения самого термина. “Вакуум” обозначает пустоту, отсутствие чего-либо. Термин “правовой вакуум” подразумевает отсутствие права, существование пустого, незаполненного законодательной материей правового пространства.

 

 

 

2 Способы устранения и восполнения  пробелов 

2.1 Способы  устранения пробелов в праве

Нередко при разрешении конкретного дела имеет место полное или частичное отсутствие правовых норм, которые необходимы для принятия решения по делу. В этом случае говорят о наличии пробела в праве.

Пробел в праве - это  отсутствие правовой нормы при разрешении конкретного юридического дела, в соотстветствии с которой должен быть решен вопрос, подлежащий правовому регулированию. Отсутствие правовой нормы осложняет деятельность правоприменительного органа по разрешению конкретного дела и свидетельствует о недостатках правовой системы. Однако, появление пробелов является объективным процессом развития общества и государства.

Причины возникновения  пробелов в праве могут быть самыми разными, это и:

1) появление новых  общественных отношений, требующих  урегулирования нормами права;

2) некомпетентность лиц,  осуществляющих правотворческую  деятельность;

3) изменение политической  ситуации в стране, смена общественного  строя; 

4) изменение социально-экономических  условий и т.д. 

Основным и самым  эффективным способом устранения пробелов является издание компетентным государственным органом недостающей правовой нормы. Пробел не всегда нуждается в устранении, это зависит, прежде всего, от того, какой это пробел. В случае действительного пробела, когда имеет место реальное отсутствие правовой нормы, необходимой для решения дела по существу, в полной мере используются вышеперечисленные способы. В случае мнимого пробела, когда высказывается мнение, что общественное отношение должно регулироваться нормой права (например, воспитание ребенка), использование данных способов не является целесообразным, поскольку мнимая пробельность не нуждается в устранении. Однако быстрое устранение пробела с помощью законотворческой деятельности не всегда возможно в силу объективных причин (сложность и длительность правотворческого процесса). В тех случаях, когда правотворческий орган не устранил пробел в праве, используется особый механизм преодоления пробелов, предусматривающий определенные способы восполнения пробелов.

Информация о работе Способы устранения и восполнения