Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 08:18, курсовая работа
Становление современной правовой системы протекало довольно сложно и противоречиво в условиях серьёзного политического и экономического кризиса, падения жизненного уровня населения. Создание качественно нового законодательства наталкивалось на многочисленные рифы и подводные течения антидемократического, а нередко и авторитарного характера, противостояние федеральной власти и региональных структур, законодательных и исполнительных органов. Сейчас, на новом этапе развития, основанном на демократизации всех сторон общественной жизни, восстановлении принципов гуманизма и общечеловеческой морали, преобразовании хозяйственных отношений, пришел час подлинного понимания ценности законодательства как объективно необходимого инструмента социального регулирования.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Природа пробелов в праве……………………………………………………….7
1.1 Понятие и классификация пробелов в праве……………………………….7
1.2 Понятия «ошибка в праве» и «правовой вакуум»…………………………13
2 Способы устранения и восполнения пробелов……………………………..17
2.1 Способы устранения пробелов в праве…………………………………….17
2.2 Способы восполнения………………………………………………………...20
Заключение………………………………………………………………………..24
Глоссарий…………………………………………………………………………28
Список использованных источников…………………………………………..30
Причины появления пробелов
в праве принято
1.3 Понятия «ошибка в праве» и «правовой вакуум»
Ошибкой в праве (юридическая ошибка) является обусловленный непреднамеренным и неправильным действием (бездействием) негативный результат, который препятствует достижению поставленной цели и требует юридического разбирательства.
В законодательстве РФ и научной литературе называются различные признаки ошибок в праве. Из всего их многообразия проанализируем наиболее существенные, которые определяют юридическую природу ошибки. На наш взгляд, к ним относятся:
1. Ошибка – это негативный
результат (фрагмент, эпизод) как
следствие неправильного
2. Ошибка должна быть
существенной, т.е. не позволяющей
человеку реализовать свои
3. Ошибка – «объективно
противоправное» явление
4. Ошибка в праве
требует проведения
5. Ошибка носит непреднамеренный
характер и способствует
Юридическая ошибка – это результат (фрагмент, эпизод), который реализуется человеком в правовой сфере. И чем она богаче и разнообразнее, тем больше вероятность наступления ошибки.
В качестве основания деления юридических ошибок по типам может быть использована категория «цель». Именно мотивированная волевая деятельность человека является важнейшей сущностной чертой, которая позволяет судить об ее итогах5. В правоведении называют два вида поведения – правомерное и правонарушение. Поэтому можно выделить следующие типы ошибок в праве – ошибки, допускаемые в пределах правомерного поведения, и ошибки, совершаемые в границах правонарушения.
Для последнего типа ошибок характерен один существенный признак, который выделяет законодательная и правоприменительная практика – заведомо противоправное деяние6. Хотя в Уголовном кодексе Российской Федерации нет специальной статьи, посвященной понятию ошибки, тем не менее эта тема довольно обстоятельно изучена в уголовном праве. Но и в уголовно-правовой литературе нет единства взглядов относительно определения ошибки.
Важное место в вопросе выявления юридической природы ошибок принадлежит их классификации. Классификация правовых явлений способствует более точному определению границ их применения. Используя данное методологическое правило, можно, выделить следующие виды ошибок:
1. По степени определенности:
- мнимые ошибки, которые, как правило, не установлены, а только предполагаются;
- фактические – реально зафиксированы в установленном порядке и к ним принимаются меры по исправлению.
2. По типу:
- ошибки, допущенные в границах правомерного поведения;
- ошибки, совершенные в пределах правонарушения.
3. По юридической значимости:
- незначительные, которые
не влияют на конечный
- существенные (материальные)
– препятствуют реализации
4. По относимости ошибок
в профессиональной
- доктринальные ошибки; которые,
как правило, служат
- законодательные ошибки – это
обусловленный
- правоприменительные ошибки –
это обусловленный
- ошибки в толковании норм права.
Отдельного рассмотрения заслуживают последние три вида ошибок в профессиональной юридической деятельности, так как они относятся к основным сферам правовой действительности. Особенность этих видов ошибок состоит в том, что они допускаются конкретными субъектами – профессионалами в пределах их полномочий, которые определены действующим законодательством; выявляются и исправляются в установленном законом порядке. Для правоприменительной ошибки характерно еще и то, что она в установленном законом порядке признается в качестве юридически значимого события.
Сложнее обстоит дело с характеристикой ошибок в толковании норм права. В этой сфере профессиональной юридической деятельности возникает масса вопросов, на которые нет однозначного ответа. Ошибки в толковании норм права приобретают юридическое значение в рамках официального нормативного толкования, обязательного для всех участников отношений, на упорядочение которых направлено действие толкуемой нормы права.
Ошибки в толковании норм права
– это непреднамеренное неправильное
официальное нормативное
Также при проведении исследования встречается понятие «правового вакуума», которое часто отождествляют с пробелом в праве либо определяют одно через другое. Однако это не совсем верно. Правовой вакуум – это «отсутствие правовых норм, которые должны регламентировать не урегулированные ранее, но нуждающиеся в правовой регламентации вновь возникшие общественные отношения»7. Его основное отличие от пробела заключается в том, что он характерен для новых общественных отношений, тогда как пробел возникает в правовом регулировании уже сложившихся.
Таким образом, правовой вакуум есть отсутствие правовых норм, которые должны регламентировать не урегулированные ранее, но нуждающиеся в “правовой регламентации вновь возникшие общественные отношения.
По мнению В.В. Лазарева, “пробел
в законе – это полное или частичное
отсутствие норм, необходимость которых
обусловлена развитием
В обоих определениях основным является момент, что пробел в праве (законе) и правовой вакуум возникают в связи с развитием общественных отношений. Следовательно, и пробел в праве и правовой вакуум – результат отставания права от общественной жизни.
Применение права по аналогии возможно, по мнению С.С. Алексеева, при наличии одновременно двух условий: а) если нет правовой нормы, которая непосредственно рассчитана на урегулирование рассматриваемого случая; б) если рассматриваемый случай находится в сфере правового регулирования.
Заполнить правовой вакуум при помощи аналогии невозможно, так как отсутствует само право, а в такой ситуаций не с чем проводить аналогию.
Правовой вакуум – это временное отсутствие права (отрасли права) вообще, когда цивилизация делает шаг вперед, либо изменения в конкретной общественной системе происходят столь стремительно, что государство вынуждено проводить радикальную правовую реформу.
Правовой вакуум как явление имеет множество негативных моментов, влияющих на политику и экономику. Так, отсутствие законодательства о банкротстве долгое время приводило к тому, что у кредитора не было законных оснований истребовать у должника определенную сумму либо имущество при помощи суда. Создавалась ситуация, при которой кредитор обращался к рэкетирам с просьбой за определенный процент вернуть его деньги. Отсутствие норм об ответственности за заведомо ложное или фиктивное банкротство приводило к тому, что “фирмы-однодневки” собирали деньги у населения, затем ликвидировались и совершенно безнаказанно присваивали вклады клиентов. Правовая неурегулированность процедуры роспуска парламента и импичмента Президента (правовой вакуум в конституционной сфере) едва не привели страну к гражданской войне в октябре 1993 г. К сожалению, избежать эти негативные последствия без своевременного заполнения правового вакуума невозможно.
Правовой вакуум должен быть заполнен своевременно и надлежащим образом. Оба эти требования, к сожалению, нарушаются. Своевременно заполнить правовой вакуум можно только при небольшом объеме законотворческих работ, когда четко исполняется намеченный план принятия законопроектов. Попытка хоть как-то урегулировать вновь возникшие общественные отношения – причина появления ненадлежащих нормативно-правовых актов9. Эти акты, носящие подзаконный характер, при отсутствии законов по своей юридической силе и природе не могут соответствовать степени сложности и важности регулируемых отношений.
При отсутствии законодательства правовой вакуум временно может быть заполнен иными способами. В сфере бизнеса – обычаями делового оборота, под которыми понимаются широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы они в каком-либо документе или нет. В других случаях (в основном в гражданско-правовой сфере) допускается применение контрактного права. Заинтересованные субъекты при отсутствии соответствующего законодательства заключают между собой договор, предусматривающий свои права и обязанности, а также ответственность за невыполнение своих обязательств.
Таким образом, выяснив,
что представляет собой правовой
вакуум как явление государственно-
2.1 Способы устранения пробелов в праве
Нередко при разрешении конкретного дела имеет место полное или частичное отсутствие правовых норм, которые необходимы для принятия решения по делу. В этом случае говорят о наличии пробела в праве.
Пробел в праве - это отсутствие правовой нормы при разрешении конкретного юридического дела, в соотстветствии с которой должен быть решен вопрос, подлежащий правовому регулированию. Отсутствие правовой нормы осложняет деятельность правоприменительного органа по разрешению конкретного дела и свидетельствует о недостатках правовой системы. Однако, появление пробелов является объективным процессом развития общества и государства.
Причины возникновения пробелов в праве могут быть самыми разными, это и:
1) появление новых
общественных отношений,
2) некомпетентность лиц,
осуществляющих
3) изменение политической ситуации в стране, смена общественного строя;
4) изменение социально-
Основным и самым эффективным способом устранения пробелов является издание компетентным государственным органом недостающей правовой нормы. Пробел не всегда нуждается в устранении, это зависит, прежде всего, от того, какой это пробел. В случае действительного пробела, когда имеет место реальное отсутствие правовой нормы, необходимой для решения дела по существу, в полной мере используются вышеперечисленные способы. В случае мнимого пробела, когда высказывается мнение, что общественное отношение должно регулироваться нормой права (например, воспитание ребенка), использование данных способов не является целесообразным, поскольку мнимая пробельность не нуждается в устранении. Однако быстрое устранение пробела с помощью законотворческой деятельности не всегда возможно в силу объективных причин (сложность и длительность правотворческого процесса). В тех случаях, когда правотворческий орган не устранил пробел в праве, используется особый механизм преодоления пробелов, предусматривающий определенные способы восполнения пробелов.