Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 08:18, курсовая работа
Становление современной правовой системы протекало довольно сложно и противоречиво в условиях серьёзного политического и экономического кризиса, падения жизненного уровня населения. Создание качественно нового законодательства наталкивалось на многочисленные рифы и подводные течения антидемократического, а нередко и авторитарного характера, противостояние федеральной власти и региональных структур, законодательных и исполнительных органов. Сейчас, на новом этапе развития, основанном на демократизации всех сторон общественной жизни, восстановлении принципов гуманизма и общечеловеческой морали, преобразовании хозяйственных отношений, пришел час подлинного понимания ценности законодательства как объективно необходимого инструмента социального регулирования.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Природа пробелов в праве……………………………………………………….7
1.1 Понятие и классификация пробелов в праве……………………………….7
1.2 Понятия «ошибка в праве» и «правовой вакуум»…………………………13
2 Способы устранения и восполнения пробелов……………………………..17
2.1 Способы устранения пробелов в праве…………………………………….17
2.2 Способы восполнения………………………………………………………...20
Заключение………………………………………………………………………..24
Глоссарий…………………………………………………………………………28
Список использованных источников…………………………………………..30
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Челябинский |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Теория государства и права |
Тема |
Способы устранения и восполнения |
Фамилия студента |
Кершев |
Имя студента |
Дмитрий |
Отчество студента |
Юрьевич |
№ контракта |
1160111400101015 |
Введение…………………………………………………………
1 Природа пробелов в праве……………………………………………………….7
1.1 Понятие и классификация пробелов в праве……………………………….7
1.2 Понятия «ошибка в праве» и «правовой вакуум»…………………………13
2 Способы устранения и восполнения пробелов……………………………..17
2.1 Способы устранения
пробелов в праве……………………………………
2.2 Способы восполнения……………………………
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..30
Приложения……………………………………………………
В начале 90-х годов
ХХ столетия начался отсчёт нового
периода в истории нашей
Становление современной правовой системы протекало довольно сложно и противоречиво в условиях серьёзного политического и экономического кризиса, падения жизненного уровня населения. Создание качественно нового законодательства наталкивалось на многочисленные рифы и подводные течения антидемократического, а нередко и авторитарного характера, противостояние федеральной власти и региональных структур, законодательных и исполнительных органов. Сейчас, на новом этапе развития, основанном на демократизации всех сторон общественной жизни, восстановлении принципов гуманизма и общечеловеческой морали, преобразовании хозяйственных отношений, пришел час подлинного понимания ценности законодательства как объективно необходимого инструмента социального регулирования.
Российское законодательство служит предпосылкой и основой для нормального и эффективного функционирования хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений. В настоящее время на первый план выходит социальная составляющая правового регулирования, становиться необходимым обеспечение с помощью права социальной защищённости российских граждан. Осуществлять эти цели без достаточно развитой, научно обоснованной и эффективной нормативно-правовой базы не представляется возможным.
Создать совершенно новую,
но при этом бесперебойно работающую
с первого дня систему
Известный учёный Н.И. Матузов
так оценивает современное
Несовершенное, зачастую практически не работающее законодательство явилось одной из причин формирования некоторых отличительных черт российского общества. К ним, по мнению В.Ф. Степанова, относятся: «Слабое развитие правосознания, идей свободы личности и свободного труда, отрицательное отношение к рынку и парламентаризму»2, а также незнание большинством населения своих прав и, что значительно хуже, элементарных обязанностей. Эти особенности являются одной из причин появления такого явления как правовой нигилизм, которое в настоящий момент рассматривается в качестве основного препятствия на пути к формированию гражданского общества. По определению А.С. Бондарева: «Правовой нигилизм личности – сплав незнания права либо поверхностных, отрывочных правовых знаний, правовых предубеждений, отрицательных правовых установок, правовой пассивности либо социально противоправной активности»3.
Существует насущная
необходимость в целях
Законодателем проделана огромная работа по обеспечению хотя бы минимального уровня правового регулирования, уже можно говорить о создании достаточно хорошо функционирующих некоторых отраслей права. Но, тем не менее, в нашем обществе до сих пор существуют отношения, которые совсем не охвачены правом или охвачены им лишь частично. Другими словами – в системе современного российского законодательства существуют пробелы. В условиях существования в нашей законодательной системе «белых пятен», недосказанностей, неясностей нормотворцам необходимо иметь инструменты для своевременного и качественного их устранения и восполнения.
Кроме того, появление пробелов в законодательстве зависит и от характера конкретной отрасли права. Например, стремление российского законодателя обеспечить высокую степень диспозитивности гражданских правоотношений привело к включению в ст. 8 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г.4 (далее по тексту – ГК) нормы, прямо предусматривающей, что гражданские права и обязанности могут возникнуть из действий граждан и юридических лиц, которые, хотя и не предусмотрены законом или иными правовыми актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают их.
П. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.5 (далее по тексту – Конституция) гарантировал каждому право на судебную защиту его прав и свобод. Гарантия судебной защиты означает, с одной стороны, право каждого подать жалобу в соответствующий суд и, с другой, обязанность последнего рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение. При этом если спорное правоотношение находится в границах правового поля, суд не может отказать в иске на основании отсутствия закона или иного источника права. То есть, в национальной системе законодательства должны быть предусмотрены приёмы и способы, позволяющие правоприменителю выносить решение в условиях отсутствия правовых норм.
Пробелы в праве закономерны не только для России, учёные-правоведы давно обратили внимание на данное юридическое явление. В каждой правовой системе, начиная с древнейших, исследователи права предлагали и разрабатывали способы и пути устранения, восполнения и преодоления пробелов.
Предметом данной дипломной работы будут являться пробелы в праве: определение этого понятия и его правовой природы, изучение причин их возникновения, исследование исторических и предусмотренных существующим российским законодательством способов их устранения и преодоления.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что пока нельзя назвать систему законодательства России совершенной, но правоприменитель в любой ситуации должен иметь способы и инструменты, позволяющие осуществлять правовое регулирование определённого общественного отношения. В связи с тем, что автор данной работы специализируется на изучении гражданского права, основное внимание будет сосредоточено именно на этой отрасли.
1.1 Понятие пробелов в праве
Для понимания природы такого явления как пробел в праве, следует уяснить его смысл и назначение. В правоприменении проблема пробелов в праве возникла в буржуазную эпоху только после доктринальной и законодательной победы принципа законности. Согласно данному принципу судья уже не мог решать дело, руководствуясь только судейским усмотрением, собственным представлением о справедливом и должном, мотивируя свою позицию ссылками на нормы действующего права.
Пробел в праве связан с неурегулированностью только тех отношений, которые - имеют юридическое значение. Таким образом, пока не было требования законности, не было и проблемы пробелов в праве.
Пробел в праве – сложное явление, негативно отражающееся на правоприменительной практике и реализации законодательных предписаний. Вопросы о пополнении правовых норм тесно взаимосвязаны с учением о толковании закона.1
Для того чтобы установить пробелы в законодательстве, необходимо выявить2:
а) требуют ли правового регулирования данные общественные отношения;
б) обеспеченность правовой регламентации соответствующими социально-экономическими и иными условиями;
в) отсутствие нормы, регулирующей конкретную ситуацию (или она неполно регулирует ее);
г) сходство анализируемых
условий и обстоятельств и
тех, которые предусмотрены
д) отсутствие запрета в законе на восполнение пробела правоприменителем;
е) сходную норму сначала в той же отрасли права и лишь затем обратиться к другим отраслям.
Выделяя пробел в праве, следует учитывать определенный набор обязательных черт данного явления.
1. Пробел в праве
следует понимать как
2. Пробел в праве имеет место в том случае, когда отсутствует норма права (правило поведения), непосредственно регулирующая конкретное общественное отношение не только в определенном нормативном документе, но и в системе права в целом.
При этом следует учитывать, что отсутствие данной нормы в отдельном нормативном акте вовсе не означает ее отсутствия в другом законе, нормативном договоре, правовом обычае.
3. Пробел в праве
- это не любое отсутствие нормы
права, а отсутствие нормы
Этот признак следует учитывать при квалификации пробела в праве в правоприменительной деятельности. Он позволяет отграничить пробел в праве от смежного явления - мнимого пробела или квалифицированного молчания законодателя.
В современной теории права выделяются разные виды пробелов в праве. В основе их классификации - разные критерии. В том числе, по основе, по которой делается вывод о существовании пробелов, различают как минимум 2 их разновидности: пробелы, устанавливаемые из самого законодательства, и пробелы, устанавливаемые на основе анализа иных факторов (экономические потребности, правовое сознание, юридическая практика). Очень близка к подобному разделению пробелов их классификация на пробелы в праве в общесоциальном смысле и в собственно юридическом смысле.
По времени возникновения пробелы разделяют на первоначальные и последующие. I-е уже имеют место в миг издания нормативного акта, а вторые возникают после издания нормативного акта. Последующие пробелы обусловлены, в первую очередь, появлением абсолютно новых социальных отношений, новых обстоятельств, требующих правового опосредствования. Во-вторых, последующие пробелы появляются там, где возникает необходимость в регулировании нормой явлений, раньше безразличных к праву.
С позиции "вины" нормотворческого органа в появлении пробела различают "простительные" и "непростительные" пробелы. В первом случае, компетентный орган не знал и не мог знать о существовании отношений, требующих правового регулирования, а во II-м - знал об этом, однако упустил возможность их регулирования.
Различают к тому же мнимые и действительные пробелы в праве.
Действительный пробел
определяется как отсутствие нормы
права (или ее части), регулирующей конкретное
общественное отношение в том
случае, когда такое отношение
входит в сферу правового
К мнимым относят пробел, когда определенный вопрос, конкретная сфера социальных отношений не регулируются правом, впрочем, по заключению какого-либо лица, группы лиц, обязаны быть урегулированы нормами права. Утверждается, что нет реального пробела тогда, когда определенный вид социальных отношений, входящий в сферу правового регулирования, недостаточно регламентирован нормами права конкретного содержания, хотя есть более общие нормы, которые с полным основанием могут быть применены к данным общественным отношениям.
Кроме того считается, что пробел можно рассматривать в 2-х видах - в виде полного отсутствия некоего регулирования вопроса (полный пробел в праве) и в виде неполноты или неточности правового регулирования (неполный пробел в праве).
В литературе выделяют и аксиологические пробелы, отождествляемые с пробелами de lege ferenda. Подобные пробелы признаются в случае соответствия представлений о потребности издания новых (однако не взамен предшествующих) норм объективным потребностям правового регулирования. Одним из таких пробелов являются "конструктивные пробелы" (к примеру, законодатель предполагает выборность органа на основе специального закона, а последний отсутствует)4. Встречается указание и на наличие преднамеренных или умышленных пробелов, когда законодатель оставляет вопрос открытым с целью предоставить его решение времени или практике.