Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:46, курсовая работа
Каждое государство есть единство сущности, содержания и формы. Для эффективного функционирования нужна четкая организация государственной власти. Под этим мы понимаем форму правления. В современном обществе существуют множество форм правления. Автор хотел бы их охарактеризовать, указать достоинства и недостатки. Изучать государство с точки зрения его формы, — это значит, в первую очередь, изучать его строение, его составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.
Ярким примером является Франция. Парламент Франции в своих полномочиях достаточно ограничен, в Конституции Франции 1958 расположен после положения о Президенте и Правительстве. Парламент состоит из двух палат – Национального собрания и Сената. Национальное собрание избирается по двухтуровой мажоритарной системе абсолютного большинства на срок 5 лет. Одновременно с избранием депутатов избираются их заместители. В случаи досрочного прекращения, по каким – либо причинам полномочий депутата, а также во время исполнения депутатом должностных обязанностей, несовместимых с депутатством, заместитель занимает его место. Верхняя палата – Сенат избирается путем косвенных выборов, создаваемыми в департаментах коллегиями, включающими депутатов всех уровней на срок 9 лет, состав обновляется каждые три года на одну треть. Структура палат одинакова, в каждой избирается председатель, секретарь, квестор. В каждой палате формируется шесть постоянных комиссий, помимо них могут учреждаться специальные законодательные комиссии (для работы с одним законопроектом), а также временные комиссии (следственные и контрольные). Полномочия Парламента очерчены Конституцией: регулирование гражданских прав и их основных гарантий, вопросов гражданства, семейных отношений, наследование и дарения, уголовное право, уголовный процесс и амнистия, судоустройство и определение статусов судей, денежная эмиссия, установление и взимание налогов, определение выборов в палаты Парламента и в органы местного самоуправления, государственная служба, национализация и приватизация предприятий; определение принципов организации национальной обороны, местного самоуправления, образования, режима собственности, других вещных прав, а также обязательств, трудового, профсоюзного права и права социального обеспечения, одобрение наиболее важных международных договоров. По указанным вопросам, но никаким другим, Парламент принимает законы. Остальные вопросы государственные и общественной жизни относятся к сфере регламентарной власти – решаются Президентом и Правительством. Парламент, также имеет контрольные полномочия. Контроль осуществляется путем вопросов Правительству или министрам, ответы на которые обязательны. Могут создаваться контрольные или следственные комиссии. Также контроль осуществляется с помощью Счетной палаты. Национальное собрание может выразить Правительству недоверие (принять резолюцию порицания). Резолюция порицания выносится по инициативе не менее чем 1/10 от общего числа парламентариев Национального собрания. Резолюция считается принятой, если за нее проголосуют абсолютное большинство общего числа депутатов палаты. Президент в праве осуществить роспуск Национального собрания. Конституция не связывает роспуск с конкретной политической ситуацией. Единственное что требуется – предварительная консультация с Премьер – министром и председателями обеих палат.
Президент является центральной фигурой в системе государственной власти Франции. Он избирается на 5 лет всеобщими и прямыми выборами по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства в два тура. Полномочия Президента можно условно разделить на две группы, Первая группа – это полномочия Президента собственно как главы государства. Вторая группа – полномочия по руководству исполнительной властью. Также полномочия могут осуществляться самостоятельно и полномочия, требующие контрассигнации Премьер – министра и в ряде случаев соответствующих министров. Отсюда следует, что Президент в некоторой степени зависим от Правительства – даже назначение на государственную должность может быть проведено только с согласия последнего. Реальные властные возможности Президента зависят от расстановки политических сил. Если и Президент, и парламентское большинства принадлежит к одной партии, то роль Президента возрастает – он, фактически, возглавляет исполнительную власть целиком. В иных случаях инициатива переходит к Правительству. Полномочия Президента в основном лежат в сфере исполнительной власти. Он назначает должностных лиц, председательствует в Совете министров, подписывает декреты, ордонансы (подзаконные акты), не редко сам издает акты, регулирующие сферу исполнительной власти. Полномочия Президента могут прекратиться досрочно в случае признания его виновным в совершении государственной измены, других тяжких преступлений и добровольной отставки. Обвинение Президенту могут предъявить только двумя палатами Парламента, принявшим решение абсолютным большинством. После этого дело рассматривается Высоким судом правосудия.
Правительство в соответствии с Конституцией «определяет и проводит политику нации». На нее возложено текущее управление страной. Реальное содержание полномочий вытекает из возможностей Президента. Чем они меньше, тем больше у Правительства, и наоборот. Правительство должно пользоваться поддержкой Национального собрания, ответственно перед ним. Оно может действовать, в качестве Совета министров (собрание под председательством Президента) и Кабинет министров (собрание под председательством Премьер – министра). Конституционные полномочия осуществляются Советом министров, и принимаемые акты подписываются Президентом.
Премьер – министр назначается
Президентом, но он должен
Министры
отстраняются от должности Президентом
по представлению Премьер –
Монархическая республика и республиканская монархия. Как уже отмечалось, глава государства в монархии — наследственный, пожизненный, но до его совершеннолетия, управляет государством регент или регентский совет. Выборы нового монарха обычно проводятся в том случае, когда прекращается династия (например, выборы царем Михаила Романова в России в 1613 г.). Вместе с тем, в современных условиях существуют такие монархии, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а переизбирается через определенный промежуток времени. Такая система существует в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах, своеобразных федеративных выборных монархиях. В каждом из этих государств глава государства переизбирается раз в 5 лет. Это принижает главу государства — монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской. Однако оба государства остаются монархиями, ибо главой государства не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из "местных монархов" — правителей составных частей федерации.
В Малайзии 9 из 13 субъектов федерации возглавляются наследственными султанами (направление в четырех других организовано иначе), и только эти 9 образуют Совет правителей, который раз в 5 лет избирает главу государства. На практике на этот пост султаны избираются по очереди, в Совете правителей ведется особый список. В Малайзии Совет правителей не обладает властными полномочиями, власть монарха тоже существенно ограничена (особенно после конституционной реформы 1983—1984 гг.). Малайзия — парламентарная монархия. Иначе обстоит дело в ОАЭ. Высший совет семи эмиров — субъектов федерации обладает всей полнотой власти — он принимает законы. Национальное же собрание, назначенное эмирами (каждый эмир назначает определенное число членов, установленное Временной конституцией 1971 г., и зависит от размеров эмирата), имеет лишь консультативный характер. Высший совет эмиров избирает главу государства раз в 5 лет, но в отличие от Малайзии им постоянно избирается глава крупнейшего эмирата Абу-Даби, занимающего 86% территории ОАЭ. Несмотря на такие выборы, основные полномочия главы государства сосредоточены у Совета эмиров. В ОАЭ действует по существу коллективный монарх.
Выше речь шла о монархиях, которые имеют республиканский признак — систематическую выборность главы государства. Вместе с тем, в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойствен важнейший элемент монархии — несменяемость главы государства. Речь идет не просто о чрезвычайном усилении власти президента и появлении суперпрезидентских республик (такая форма была широко распространена еще в XIX в. в Латинской Америке, а в XX в. воспринята рядом государств Африки), а о республиках президентско-монистических.
В суперпрезидентских республиках конституции предусматривали периодическое переизбрание главы. В отличие от суперпрезидентских президентско-монократические республики существовали при однопартийной системе, их конституции предусматривали пожизненных президентов, "руководителей государства". Начало этому явлению было положено, видимо, в Индонезии (президент Сукарно), затем последовала социалистическая Югославия. Согласно ст. 220 конституции 1963 г. переизбрание не распространялось на первого президента И. Броз Тито. Несменяемым президентом провозгласил себя Маркое на Филиппинах (в 1986 г. он все-таки провел выборы, где потерпел поражение). В 60—80-х годах пожизненными президентами провозгласили себя главы государств в Малави, Уганде, Тунисе, Экваториальной Гвинее и некоторых других странах, а пожизненный президент Центральной Африканской Республики Бокасса стал императором. Впоследствии почти все они были свергнуты в результате военных переворотов, лишь президент Туниса Бургиба был смещен конституционным путем в возрасте 84 лет после заключения медицинского консилиума о его неспособности выполнять обязанности президента. Ныне осталось лишь два пожизненных президента — в Малави и КНДР, причем в последней сын президента уже при жизни отца провозглашен его преемником.
Существуют страны, где на форму правления большое влияние оказывают политические силы, то есть партии, как правило, коммунистические. Обычно такую форму правления называют социалистической республикой. Преобладающей формой правления является парламентская республика. Это объясняется тем, что большинство стран были колониями, и в ходе социалистической революции провозглашается принцип «власть народу». Ведущая роль партии закреплена Конституцией, но это не значит, что других партий нет, просто их политический вес мал. Характерной чертой для данной формы правления является подчинение высших органов власти партии или политическим лидерам.
Ярким представителем социалистической республики является Китайская Народная Республика. Всекитайский съезд народных представителей (ВСНП) является высшим органом государственной власти и выполняет законодательную функцию, а именно выносит решение по наиболее важным вопросам политической жизни страны. Выполняет основные функции: контроль над исполнением Конституции и вносит необходимые изменения (теоретически); отменяет или изменяет утратившие силу постановления Постоянного Комитета ВСНП; утверждает и рассматривает план народнохозяйственного и социального развития страны; утверждает государственный бюджет; решает вопросы войны и мира. Депутаты ВСНП избираются собраниями народных представителей провинций, автономных районов и городов центрального подчинения, а также выборщиками от Народной освободительной армии Китая. Депутаты могут быть отозваны избравшими ими собраниями. Выборы проводятся на альтернативной основе (т.е. кандидатов выдвигается больше чем мест в Собрании) тайным голосованием по мажоритарной системе относительного большинства. Срок полномочий созыва составляет 5 лет, а сессии созываются Постоянным Комитетом ВСНП, как правило, 1 раз в год. Перед каждой сессией проходит подготовительное заседание, на котором избираются президиум и глава секретариата очередной сессии, утверждаются ее повестка дня. Руководит заседанием президиум, возлагая на несколько лиц поочередное председательство на заседаниях сессии. Законопроекты, выдвинутые президиумом ВСНП, Постоянным Комитетом ВСНП, различными специальными комиссиями ВСНП, Государственным Советом, Центральным Военным советом, Верховным Народным советом, Верховной Народной прокуратурой, а также проекты, представленные одной депутатской делегацией или депутатами численность свыше 30 человек, предаются по решению президиума на рассмотрение депутатских групп либо специальных комиссий. Те, в свою очередь, должны составить доклады, которые после рассмотрения президиума и по его решению передаются на последующее рассмотрение сессии ВСНП для решения. В случаях избрания и принятия решений обычно проводится тайное голосование. Иногда голосование проходит открыто, поднятием руки. Постоянным органом ВСНП является Постоянный комитет ВСНП, осуществляющий функции высшего органа государственной власти в период между сессиями. В состав Постоянного комитета входит председатель, заместитель председателя, ответственный секретарь, избираемые и смещаемые члены ВСНП, всего девять человек. При этом никто из входящих в состав ВСНП не может находиться на службе в государственных административных органах, органах суда и прокуратуры. В основном Постоянный комитет заседает дважды в месяц по созыву его председателя. Он, его заместители и ответственный секретарь образуют Совет председателя, который занимается текущей работой Постоянного комитета ВСНП.