Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:46, курсовая работа
Каждое государство есть единство сущности, содержания и формы. Для эффективного функционирования нужна четкая организация государственной власти. Под этим мы понимаем форму правления. В современном обществе существуют множество форм правления. Автор хотел бы их охарактеризовать, указать достоинства и недостатки. Изучать государство с точки зрения его формы, — это значит, в первую очередь, изучать его строение, его составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.
Исполнительная
Более широкое распространение, чем монархия, имеет в современном мире республиканская форма правления. Республика (от лат. «res publica» — общественное дело, всенародное) — форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется коллегиально выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Для республиканской формы государственного правления характерны следующие черты:
а)
выборность высших органов государственной
власти и их коллегиальный характер;
б) наличие выборного главы государства;
в) избрание органов верховной государственной
власти на определенный срок;
г) производность государственной власти
от суверенитета народа: «respublica est res populi»
(«государство — всенародное
дело»);
д.) юридическая ответственность главы
государства.
Зачатки республике
можно проследить в Древнем Шумере,
специальный совет старейшин
выбирал правителя, и его деятельность
контролировалась советом знати и народным
советом.
Известны два основных вида республики:
президентская республика и парламентарная
республика.
Президентская республика: глава государства
избирается независимо от парламента,
путем прямых выборов, либо косвенным
путем (исключение – Египет, кандидатура
президента может предложить парламент).
Президент обладает более широкими полномочиями,
являясь и главой правительства, и зачастую
главой правительства, верховным главнокомандующим
вооруженных сил. Правительство формируется
внепарламентским путем, его члены назначаются
и освобождаются от должности президентом
по-своему усмотрения. Президентской республике
характерно жесткая система разделения
властей, а отношения между властями строится
на принципе сдержек и противовесов, то
есть президент может тормозить законодательную
деятельность парламента, налагая на принятые
им законы, отлагательное вето, для преодоления
которого требуется квалифицированное
большинство голосов в обеих палатах парламента.
В свою очередь, верхняя палата парламента
может воспрепятствовать назначению президентом
должностных лиц, а кроме того, ратифицирует
(и может отказать в этом) заключенные
президентом международные договоры.
Судебная власть контролирует конституционность
и парламента, и президента, обеспечивая
тем самым соблюдение правопорядка как
законодательной, так и исполнительной
властью. Правительство представляет
собой совещательный орган при президенте,
министры несут политическую ответственность
перед президентом.
Президентская модель
создает условия для
Президент США не несет политической ответственности, но может, отстранен от своей должности в порядке импичмента, если будет признан виновным в измене и других тяжких преступлениях. Эта процедура возбуждается Палатой представителей, которая должна сформулировать обвинение. Далее, дело передается в Сенат, который рассматривает дело и выносит решение о виновности главы государства. Правительство (кабинет) обычно формируется из членов партии, победившей в президентских выборах, и рассматривается как совокупность советников при главе государства. Роль главы правительства выполняет сам Президент. Также, свои функции глава государства осуществляет при помощи Исполнительного управления при Президенте. Парламентская республика. Данная разновидность республиканской формы правления функционирует в значительной степени, как и парламентарная монархия. Вместо монарха здесь глава государства президент, которого, как правило, выбирает парламент, или широкая коллегия, включающая членов правительства, депутатов парламентов субъектов федераций или региональных представительных органов самоуправления. Но возможны и выборы президента непосредственно населением. Главный признак парламентарной республики состоит в том, что правительство формируется на парламентской основе (партией, победившей на выборах) и ответственности правительства перед парламентом. Правительство формально назначает президента, глава государства должен пользоваться доверием парламента. Обширные полномочия, которыми порой конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента. Показательно, что в ч.1 ст.74 Конституции Республики Индия 1949 года в редакции 42-й и 44-й поправок прямо установила обязанность президента следовать советам правительства. В п.2 ст.67 Конституции Австрии 1920г. отмечается, что все постановления президента для обеспечения их действительности должны быть скреплены подписью канцлера или компетентного министра. Но порой президент может играть роль резервного механизма во время кризиса, когда правительство утрачивает влияние в парламенте и его деятельность парализуется партиями, различными группировками, глава государства может приобретать больше власти. Например, после расформирования чешского правительства Вацлава Клаус (президент Республики Чехии), согласно чешской Конституции, теперь обладает правом назначить нового главу правительства.
Данная форма
Форма правления зависит от много различных факторов: традиции народа, его правовой культуры, внутренние положение в стране, субъективные факторы, соотношение общественных сил. Особенно это соотношение важно в революционный период, когда происходит ломка или замена старых институтов. Например, социалистическая революция в царской России и ряде Азиатских стран, когда провозглашалась диктатура пролетариата, власть народа, впоследствии чего провозглашалась республика с доминирование одной партии. Или революции в США и Европе, возглавляемые буржуазией, которые привели к ограниченной монархии, а в некоторых случаях и к республике. В дальнейшем подъем революционных настроений захватил и Латинскую Америку, в ней закрепилась президентская республика.
Практически всегда классификация монархии и республик, их внутренние разделение на абсолютную, парламентарную, дуалистическую монархию, президентскую и парламентарную республику, носили жесткий характер.
В современное время на их основе возникают формы правления с новыми признаками, с новыми принципами существования ветвей власти, эта тенденция набирает все больше оборотов: на развалинах старых государств возникают новые государственные образования, которые различным путем соединяет разные признаки. Утрачивается фактические различия между республикой и монархией: Великобритания фактически мало, чем отличается от Италии. Пропадает юридические границы по имеющимся у нас классификациям, сочетаются черты монархии и республики, что приводит вопрос о смене формы правления (В Малайзии обсуждается вопрос о переходе от монархии к республике). Соединяются черты президентской и парламентской республике (Франция).
Такие изменения в форме правления обусловлены рядом причин. Во-первых, практика показывает, что важно не столько принцип разделения властей и система противовесов, сколько эффективная взаимосвязь между различными ветвями власти. Если возникнет конфликт между высшими органами власти государства, и, имея принцип разделения властей и систему сдержек и противовесов, то этот конфликт может тормозить работу, привести к острому политическому кризису в стране. Смешанная или гибридная форма правления, позволяет достичь понимания между высшими органами, улучшает взаимосвязь, хотя это достигается за счет уменьшение компетенции парламента, или сокращения полномочий президента, либо правительство будет подчиняться и парламенту, и президенту, что может привести к некой неопределенности. Но минус этой системы состоит в том, что власть премьер - министра усиливается, он сам назначает и смещает министров без утверждения парламента, превращаясь в хозяина правительства в условиях парламентарной формы правления. Роль правительства как коллегиального органа вытесняется единоличной властью премьер-министра.
Во-вторых, чистым формам правления присущи недостатки форме так таковой. Президентской республике характерна концентрация власти в руках президента, что может привести к президентскому авторитаризму. Пример тому формирование суперпрезидентских республик в Латинской Америке. Парламентарной республике присуща нестабильность правительства, его частые правительственные кризисы. В парламентской республике и парламентской монархии правительство, зависимо от парламентского большинства, и если утратить его поддержку это ведет к вотуму недоверия. Ярким примером является Италия, за последние пятьдесят лет сменилось около полусотни правительств, Другой пример Украина, постоянные объединение и раскол коалиции ведет к ухудшении работы всего государственного аппарата. Включение элементов президентской республике в парламентарную и наоборот, помогает преодолеть недостатки чистых форм правлений.
В-третьих, возникновение гибридных форм правление, так же связано с распространением во всем большем числе стран мира общечеловеческих идей. Под этим влиянием в эмиратах Персидского залива были дарованы Конституции. Хотя, по своей сути остались абсолютными монархиями, так как провозглашается, что вся власть фактически и юридически принадлежит монарху. Представительные органы, которые есть, по закону лишь имеют совещательный характер
Последнее, изменение в форме правления, появление смешанных, гибридных черт связанно с борьбой прогрессивных сил за эффективное функционирование государства. Примерами могут служить появление новой конституции Непала 1990 г. и фактическое изменение формы правления в Иордании в связи Королевскими прокламациями в 90-х годах при сохранении прежней власти одного и того же монарха.
Смешанная
(полупрезидентская) республика. Некоторые
страны стремятся преодолеть недостатки
парламентарной и президентской
республики, синтезировав их положительные
черты. Суть полупрезидентской модели
ведет к сильной президентской власти,
осуществляемой в условиях меньшей степени
разделения властей. Президент избирается
народом, что дает ему больше власти, он
формирует правительство, но правительство
должно пользоваться доверием нижней
палаты. Полномочия главы государства
и главы правительства переплетаются,
но президент отвечает за проведение и
решение стратегических вопросов, и контролирует
отдельные сферы деятельности правительства,
а премьер – министр отвечает за практическое
управление государства.
Но реальный объем власти президента зависит
от политических сил внутри государства.
Если совпадает партийная принадлежность
главы государства и парламентского большинства,
то первенство в сфере исполнительной
власти принадлежит президенту. Победа
в парламентских выборах партии, оппозиционной
президенту, усиливает дуализм в исполнительной
сфере, ограничение компетенции главы
страны. Вследствие этого механизм исполнительной
власти сложнее, чем в президентских республиках.
Однако, разрешить проблему между исполнительной
и законодательной здесь вероятнее, поскольку
президент вправе распустить парламент,
а последний в определенных ситуациях
добиться отставки правительства ил отдельных
министров.
Смешанными республиками являются Россия,
Португалия, Казахстан.