Современные формы правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:46, курсовая работа

Описание работы

Каждое государство есть единство сущности, содержания и формы. Для эффективного функционирования нужна четкая организация государственной власти. Под этим мы понимаем форму правления. В современном обществе существуют множество форм правления. Автор хотел бы их охарактеризовать, указать достоинства и недостатки. Изучать государство с точки зрения его формы, — это значит, в первую очередь, изучать его строение, его составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа ТГП.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

          Исполнительная власть Великобритании осуществляется Правительством. Оно состоит из министров и  ведомств, государственных министров, парламентских секретарей и ряда других должностных лиц. Правительство  возглавляет Премьер-министр, им становиться лидер победившей на выборах, партии. Формально его назначает монарх. Премьер-министр формирует Правительство и руководит его деятельностью, осуществляет контроль за исполнение решений. Основные функции Правительства (Кабинета министра) - определение политического курса и его реализация. Кабинет министров возглавляет исполнительную власть – осуществляет координацию деятельности министерств и ведомств. К ведению Кабинета относится функции и полномочия, принадлежащие монарху, руководство внешней политике, заключение договоров. Правительство уходит в отставку в случае отказа ему Палатой общин в доверии либо выражения ею недоверия.

          Более широкое распространение, чем монархия, имеет в современном мире республиканская форма правления. Республика (от лат. «res publica» — общественное дело, всенародное) — форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется коллегиально выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Для республиканской формы государственного правления характерны следующие черты:

    а) выборность высших органов государственной власти и их коллегиальный характер; 
б) наличие выборного главы государства; 
в) избрание органов верховной государственной власти на определенный срок; 
г) производность государственной власти от суверенитета народа: «respublica est res populi» («государство — всенародное дело»); 
д.) юридическая ответственность главы государства.

          Зачатки республике можно проследить в Древнем Шумере, специальный совет старейшин  выбирал правителя, и его деятельность контролировалась советом знати и народным советом.  
 Известны два основных вида республики: президентская республика и парламентарная республика. 
 Президентская республика: глава государства избирается  независимо от парламента, путем прямых выборов, либо косвенным путем (исключение – Египет, кандидатура президента может предложить парламент). Президент обладает более широкими полномочиями, являясь и главой правительства, и зачастую главой правительства, верховным главнокомандующим вооруженных сил. Правительство формируется внепарламентским путем, его члены назначаются и освобождаются от должности президентом по-своему усмотрения. Президентской республике характерно жесткая система разделения властей, а отношения между властями строится на принципе сдержек и противовесов, то есть президент может  тормозить законодательную деятельность парламента, налагая на принятые им законы, отлагательное вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство голосов в обеих палатах парламента. В свою очередь, верхняя  палата парламента может воспрепятствовать назначению президентом должностных лиц, а кроме того, ратифицирует (и может отказать в этом) заключенные президентом международные договоры. Судебная власть контролирует конституционность и парламента, и президента, обеспечивая тем самым соблюдение правопорядка как законодательной, так и исполнительной властью. Правительство представляет собой совещательный орган при президенте, министры несут политическую ответственность перед президентом.

          Президентская модель создает условия для стабильного  функционирования политической системы. Главу президентской республики нельзя уволить по политическим мотивам, правительство не зависит от изменения соотношения сил между партиями в парламенте. Президентская республика создает возможность для контроля парламента за исполнительной властью вследствие неспособности главы страны распустить парламент. Но если возникает политический конфликт между президентом и парламентом, то это делает две ветви власти фактически неспособным решить проблему, основанную на противоборстве. Данная форма правления распространена в Южной Америке, встречается в Азии и Африке. Но в некоторых случаях власть главы государства выходят за конституционные рамки, например президентские республики Южной Америки, выделялись в суперпрезидентские республики. Классической моделью президентской республики является Соединенные Штаты Америки. Законодательная функция осуществляется Конгрессом, который состоит из двух палат – Палаты представителей и Сената. Палаты избираются на основе всеобщих, прямых и равных выборов при тайном голосовании и не могут быть распущены досрочно. Палата представителей избирается на два года, его численность составляет 435 депутатов по одномандатным округам с использованием мажоритарной системы относительного большинства. Выборы проходят в первый вторник после понедельника ноября каждого четного года. Между штатами места в палате распределяются пропорционально численности населения. Избранным может быть гражданин США не менее семи лет, достигшие 25 лет и проживающий в том штате, от которого он баллотируется. Сенат формируется путем избрания по два сенатора от каждого штата, независимо от численности населения, сроком на шесть лет. Сенатором может быть избрано лицо, являющееся гражданином США не менее девяти лет, достигшее 30 лет и проживающее штате, от которого он избирается. В Палате представителей председательствует спикер, который избирается на первой сессии Конгресса. Спикер Палаты представителей считается третьим лицом в государстве и располагает широкими полномочиями. Он назначает повестку дня палаты, руководит ее вспомогательным аппаратом, решает процедурные вопросы, вправе применять к депутатам дисциплинарные меры. Голосует спикер лишь при равенстве голосов и в таком случае его голос решающий. Руководит работой должностных лиц в палате. Важную роль в деятельности Конгресса играют комитеты, в рамках которых протекает работа палат. Различают постоянные комитеты, образование которых предусмотрено законом, и специальные, созданы по резолюции палаты. Постоянные комитеты имеют каждый свою сферу, формируется, как правило, пропорционально численности партийных фракций. Обычно работают над законопроектами по своему профилю, оценивают практику применения законов, контролирует деятельность соответствующих министров. Специальные комитеты формируют для изучения определенного вопроса или расследования определенных обстоятельств деятельности правительства. Также существуют объединенные комитеты Конгресса, образующиеся из представителей обеих палат. Компетенцию Конгресса можно разделить общую и специальную. Общие полномочия реализуются совместно палатами Конгресса, а специальные полномочия реализуются каждой палатой отдельно. К числу общим полномочиям относятся: финансы, экономика, оборона и внешние сношения, охрана общественного порядка. Специальные полномочия у Палаты представителей: при определенных обстоятельствах избирать Президента США, возбуждать обвинение против федеральных должностных лиц. Сенат же имеет право вынесения решения о виновности должностного лица в порядке импичмента, одобрения международных договоров, утверждение производимых президентом назначений на высшие должности в государстве. Исполнительная власть принадлежит Президенту Соединенных Штатов Америки. Кандидат в Президенты должен быть не моложе 35 лет, являться гражданином США по рождению и проживать на территории страны не менее 14 лет. Выбирают косвенным путем сроком на 4 года. Кандидаты по пост Президента США от двух ведущих политических партий – Демократической и Республиканской – выдвигаются с начала на проводимых в штатах партийных выборах, затем на общенациональных съездах. Каждый штат выбирает число выборщиков, равному числу его представителей в палатах Конгресса. Общий состав коллегии насчитывает 538 человек. Применяемая при голосовании мажоритарная система относительного большинства позволяет победившей партии получить все мандаты выборщиков от данного штата. В первый понедельник после второй среды декабря коллегия выборщиков голосуют в столицах своего штата. Результаты голосования направляются в Сенат, в начале января следующего года происходит официальное провозглашение итогов. Затем 20 января происходит инаугурация. Президент располагает широкими полномочиями в сфере исполнительной власти. Он представляет государство внутри страны и на международной арене, имеет право заключать международные договоры, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и национальной гвардии. Президент не имеет права законодательной инициативы, именно от него зачастую исходят предложения о принятии конкретного закона. Он назначает должностных лиц – федеральных судей, министры, послов и др. Эти назначения проводятся  «по совету и с согласия Сената», который, как правило, соглашается с выбором Президента. Также, он имеет право помилования, отсрочки приговора, награждения медалями и другими знаками отличия.

          Президент США не несет политической ответственности, но может, отстранен от своей должности в порядке импичмента, если будет признан виновным в измене и других тяжких преступлениях. Эта процедура возбуждается Палатой представителей, которая должна сформулировать обвинение. Далее, дело передается в Сенат, который рассматривает дело и выносит решение о виновности главы государства. Правительство (кабинет) обычно формируется из членов партии, победившей в президентских выборах, и рассматривается как совокупность советников при главе государства. Роль главы правительства выполняет сам Президент. Также, свои функции глава государства осуществляет при помощи Исполнительного управления при Президенте.  Парламентская республика. Данная разновидность республиканской формы правления функционирует в значительной степени, как и парламентарная монархия. Вместо монарха здесь глава государства президент, которого, как правило, выбирает парламент, или широкая коллегия, включающая членов правительства, депутатов парламентов субъектов федераций или региональных представительных органов самоуправления. Но возможны и выборы президента непосредственно населением. Главный признак парламентарной республики состоит в том, что правительство формируется на парламентской основе (партией, победившей на выборах) и ответственности правительства перед парламентом. Правительство формально назначает президента, глава государства должен пользоваться доверием парламента. Обширные полномочия, которыми порой конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента. Показательно, что в ч.1 ст.74 Конституции Республики Индия 1949 года в редакции 42-й и 44-й поправок прямо установила обязанность президента следовать советам правительства. В п.2 ст.67 Конституции Австрии 1920г. отмечается, что все постановления президента для обеспечения их действительности должны быть скреплены подписью канцлера или компетентного министра. Но порой президент может играть роль резервного механизма во время кризиса, когда правительство утрачивает влияние в парламенте и его деятельность парализуется партиями, различными группировками, глава государства может приобретать больше власти. Например, после расформирования чешского правительства Вацлава Клаус (президент Республики Чехии), согласно чешской Конституции, теперь обладает правом назначить нового главу правительства.

          Данная форма правления  является неустойчивость, в парламентском большинстве, правительство прямо зависит от доверия парламента, любое изменение в соотношении сил в парламенте может повлиять на правительство. Парламентскими республиками являются Республика Италия, Федеративная Республика Германия, Республика Греция, Республика Исландия, Республика Индия и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Нетипичные  формы правления
    1. Возникновение новых форм правления
 

          Форма правления  зависит от много различных факторов: традиции народа, его правовой культуры, внутренние положение в стране, субъективные факторы, соотношение общественных сил. Особенно это соотношение важно в революционный период, когда происходит ломка или замена старых институтов. Например, социалистическая революция в царской России и ряде Азиатских стран, когда провозглашалась диктатура пролетариата, власть народа, впоследствии чего провозглашалась республика с доминирование одной партии. Или революции в США и Европе, возглавляемые буржуазией, которые привели к ограниченной монархии, а в некоторых случаях и к республике. В дальнейшем подъем революционных настроений захватил и Латинскую Америку, в ней закрепилась президентская республика.

          Практически всегда классификация монархии и республик, их внутренние разделение на абсолютную, парламентарную, дуалистическую монархию, президентскую и парламентарную республику, носили жесткий характер.

          В современное время  на их основе возникают формы правления  с новыми признаками, с новыми принципами существования ветвей власти, эта тенденция набирает все больше оборотов: на развалинах старых государств возникают новые государственные образования, которые различным путем соединяет разные признаки. Утрачивается фактические различия между республикой и монархией: Великобритания фактически мало, чем отличается от Италии. Пропадает юридические границы по имеющимся у нас классификациям, сочетаются черты монархии и республики, что приводит вопрос о смене формы правления (В Малайзии обсуждается вопрос о переходе от монархии к республике). Соединяются черты президентской и парламентской республике (Франция).

          Такие изменения  в форме правления обусловлены  рядом причин. Во-первых, практика показывает, что важно не столько принцип  разделения властей и система  противовесов, сколько эффективная взаимосвязь между различными ветвями власти. Если возникнет конфликт между высшими органами власти государства, и, имея принцип разделения властей и систему сдержек и противовесов, то этот конфликт может тормозить работу, привести к острому политическому кризису в стране. Смешанная или гибридная форма правления, позволяет достичь понимания между высшими органами, улучшает взаимосвязь, хотя это достигается за счет уменьшение компетенции парламента, или сокращения полномочий президента, либо правительство будет подчиняться и парламенту, и президенту, что может привести к некой неопределенности. Но минус этой системы состоит в том, что власть премьер - министра усиливается, он сам назначает и смещает министров без утверждения парламента, превращаясь в хозяина правительства в условиях парламентарной формы правления. Роль правительства как коллегиального органа вытесняется единоличной властью премьер-министра.

          Во-вторых, чистым формам правления присущи недостатки форме  так таковой. Президентской республике характерна концентрация власти в руках президента, что может привести к президентскому авторитаризму. Пример тому формирование суперпрезидентских республик в Латинской Америке. Парламентарной республике присуща нестабильность правительства, его частые правительственные кризисы. В парламентской республике и парламентской монархии правительство, зависимо от парламентского большинства, и если утратить его поддержку это ведет к  вотуму недоверия. Ярким примером является Италия, за последние пятьдесят лет сменилось  около полусотни правительств, Другой пример Украина, постоянные объединение и раскол коалиции ведет к ухудшении работы всего государственного аппарата. Включение элементов президентской республике в парламентарную и наоборот, помогает преодолеть недостатки чистых форм правлений.

          В-третьих, возникновение  гибридных форм правление, так же связано с распространением  во всем большем числе стран мира общечеловеческих идей. Под этим влиянием в эмиратах Персидского залива были дарованы Конституции. Хотя, по своей сути остались абсолютными монархиями, так как провозглашается, что вся власть фактически и юридически принадлежит монарху. Представительные органы, которые есть, по закону лишь имеют совещательный характер

          Последнее, изменение  в форме правления, появление смешанных, гибридных черт связанно с борьбой прогрессивных сил за эффективное функционирование государства. Примерами могут служить появление новой конституции Непала 1990 г. и фактическое изменение формы правления в Иордании в связи Королевскими прокламациями в 90-х годах при сохранении прежней власти одного и того же монарха.

    1. Смешанные формы правления
 
 

    Смешанная (полупрезидентская) республика. Некоторые  страны стремятся преодолеть недостатки парламентарной и президентской  республики, синтезировав их положительные черты. Суть полупрезидентской модели ведет к сильной президентской власти, осуществляемой в условиях меньшей степени разделения властей. Президент избирается народом, что дает ему больше власти, он формирует правительство, но правительство должно пользоваться доверием нижней палаты. Полномочия главы государства и главы правительства переплетаются, но президент отвечает за проведение и решение стратегических вопросов, и контролирует  отдельные сферы деятельности правительства, а премьер – министр отвечает за практическое управление государства. 
Но реальный объем власти президента зависит от политических сил внутри государства. Если совпадает партийная принадлежность главы государства и парламентского большинства, то первенство в сфере исполнительной власти принадлежит президенту. Победа в парламентских выборах партии, оппозиционной президенту, усиливает дуализм в исполнительной сфере, ограничение компетенции главы страны. Вследствие этого механизм исполнительной власти сложнее, чем в президентских республиках. Однако, разрешить проблему между исполнительной и законодательной здесь вероятнее, поскольку президент вправе распустить парламент, а последний в определенных ситуациях добиться отставки правительства ил отдельных министров. 
 Смешанными республиками являются Россия, Португалия, Казахстан.

Информация о работе Современные формы правления