Современные формы правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:46, курсовая работа

Описание работы

Каждое государство есть единство сущности, содержания и формы. Для эффективного функционирования нужна четкая организация государственной власти. Под этим мы понимаем форму правления. В современном обществе существуют множество форм правления. Автор хотел бы их охарактеризовать, указать достоинства и недостатки. Изучать государство с точки зрения его формы, — это значит, в первую очередь, изучать его строение, его составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа ТГП.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

    Бурятский филиал

    Юридическое отделение 
     
     
     
     

    КУРСОВАЯ РАБОТА  

    СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                                                                               Руководитель

                                                                                                        

                                                                                                ___________

                                                                                                Автор работы

                                                                                                ___________ Б.Ю.Ринчинов 
     
     
     
     
     

    Улан-Удэ 2010 

 

Введение

    Каждое государство  есть единство сущности, содержания и  формы. Для эффективного функционирования нужна четкая организация государственной власти. Под этим мы понимаем форму правления. В современном обществе существуют множество форм правления. Автор хотел бы их охарактеризовать, указать достоинства и недостатки. Изучать государство с точки зрения его формы, — это значит, в первую очередь, изучать его строение, его составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти. Формы государства, так же, как его сущность и содержание, никогда не оставались и не остаются раз и навсегда установленными, неизменными. Под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов они всегда изменялись и развивались. Постоянно менялось и представление о них. Справедливым является утверждение Л.Гумпловича о том, что "учение о различии государств или о государственных формах" является "столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия государства".

    Проблема  формы государства приобретает не только теоретическое, но  и первостепенное практически-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависит эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране, В последнее время отчетливо высветились многие актуальные проблемы теории и практики современного конституционного права, в частности вопрос о форме правления в его различных вариантах. Это связано, прежде всего, с тем, что в современных условиях прежние градации, сложившиеся в ХIХ в., изменяются, происходит взаимное  восприятие, переплетение элементов различных форм, возникают смешанные и "гибридные" формы  правления. Создание таких форм отражает определенные тенденции современного конституционного развития. В большинстве случаев это явление носит позитивный характер: оно способствует повышению  уровня  управляемости государством (в тех сферах, где такое повышение соответствует интересам общества). Но иногда, особенно если в республике воспринимаются некоторые монархические черты, такой процесс приобретает крайне негативный характер.

      В своей работе я попытаюсь вскрыть некоторые тенденции в развитии форм правления в целях анализа  плюсов  и  минусов  различных  институтов, форм, структур. Это особенно важно в связи с тем, что подобные процессы развиваются и в России. Их отражает новая Конституция России. Она предусматривает создание полупрезидентской, полупарламентарной республики  с доминирующим положением президента в структуре власти. В этой смешанной форме учтены положительные стороны обеих традиционных форм, в частности стабильность правительства и его подконтрольность парламенту. Путем применения института двойной ответственности (перед Государственной Думой и президентом), усложнения процедуры вотума недоверия преодолеваются негативные стороны как президентской, так и парламентарной форм правления. Но поскольку говорить о преимуществах и недостатках той или иной формы правления невозможно, не получив представления о самом понятии, я попытаюсь в своей работе дать понятие формы правления и охарактеризовать разнообразные формы с различных точек зрения.

 

  1. Форма правления
    1. Понятие формы правления
 
 

    Понятие форма правления в современное время трактуется в двух основных значениях: во-первых, основные принципы формирования высших органов власти и источник власти, во-вторых, структура органов, характер взаимоотношения между ними и гражданами, распределение прав и обязанностей. В ряде Конституций (Казахстана 1995,Бразилии 1988 и др.), даётся следующий термин в той или иной модификации «форма правления – организация верховной власти, порядок образования органов и распределения между ними полномочий, а также взаимоотношения этих органов с населением». Как правило, всегда указывается, какая форма правления – монархия или республика – функционирует в стране. Так, в п.2 ч.1 Конституции Дании устанавливается, что «формой правления государства является конституционная монархия». Форма правления имеет значение для конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. С помощью неё мы можем понять и разобраться в сути той или иной системе органов высшей государственной власти, их отношений между собой, принятие соответствующей конституции. Но иногда фактическое положение вещей во взаимоотношениях различных ветвей власти не соответствует конституционной модели поведения, а порой и противоречит ей. В разные периоды формирования государства вопросы, относящиеся к форме правления, были тоже разными. Например, в эпоху аграрного строя главным вопросом было, кто, каким образом меняется глава государства – в порядке наследования или путём выборов. В период ломки феодализма, становления индустриального строя, ослабевание власти монарха и становление представительных органов, значения приобрели иные вопросы: кто выбирает главу государства, как строится отношения между ним и другими органами власти, как происходит разделение властей, есть - ли оно вообще. В современной действительности при анализе государства  для нас важно не то, республика или монархия, а то, какая именно разновидность республики или монархии установлено в данной стране. 

    1.   Классификация формы правления
 
 

    Существует  две основные формы государственного правления — монархия и республика. 
 Монархия — единовластие, единодержавие (от греч. «монос» — один и «архе» — власть, то есть «моноархия») — форма правления, где вся верховная власть пожизненно принадлежит одному лицу — монарху (фараону, королю, царю, шаху, султану и т. п.), который наследует ее как представитель правящей династии, выступает единоличным главой государства и не отвечает перед населением за свои властные действия, и его власть, считается, непроизводной от какого-либо другого органа или избирательного корпуса (населения). 
Типичные черты монархической формы государственного правления:

    а) существование единоличного носителя верховной государственной власти; 
б) династическое наследование верховной власти; 
в) пожизненная принадлежность власти монарху: законы монархии не предусматривают отстранения монарха от власти ни при каких обстоятельствах; 
г) власть монарха предстает как непроизводная от власти народа (власть приобретается «милостью Божией»); 
д.) отсутствие юридической ответственности монарха за свои действия как главы государства (по Воинскому уставу Петра I государь — «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»).

    Форма правления зависит, прежде всего, от типа общества. Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В государствах буржуазного типа сохранились лишь формальные черты монархического правления. Вместе с тем монархия является весьма гибкой и жизнеспособной формой государственного правления, несомненно, имеющей ряд позитивных качеств, не утративших значения для современности. Так, в 1975 г. народ Испании на плебисците высказался за установление монархии. Монархические настроения существуют и в современной Российской Федерации. 
 С точки зрения полноты власти монарха можно выделить такие виды монархии, как абсолютная (неограниченная), конституционная (ограниченная). Последняя же может различаться на дуалистическую и парламентарную. 
 В условиях абсолютной монархии как формы государственного правления монарх по закону обладает всей полнотой верховной государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной. Верховная власть ничем реально не ограничена и не распределена между другими субъектами. Законы издаются от имени монарха, ему подчинён весь административный аппарат. Иногда власть монарха усиливается тем, что он может являться высшим духовным лицом. Парламенты в современном понимании в абсолютной монархии, как правило, отсутствует, но это не исключает наличие совещательных органов. Они дают совет и рекомендации в провидении политики. Примером абсолютной монархии в настоящее время является Саудовская Аравия. Такой монархией долго была Российская Империя (до издания царем законов 1906 г.). Абсолютной монархии присущ авторитарный режим.

          Конституционная (ограниченная) монархия является особой разновидностью монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательный  орган - парламент и независимые суды. Такая монархия впервые возникла в Великобритании в конце ХVII в. в результате буржуазной революции. Характерными институтами данного вида монархии являются т.н. контрассигнатура и цивильный лист. Контрассигнатура представляет собой скрепление акта монарха подписью главы правительства или министра, означающее, что юридическую и политическую ответственность за данный акт несет скрепивший его министр. Формально она объясняется тем, что монарх как глава государства неответственен за свои действия. Контрассигнатура была введена в Англии в начале XVIII века как эффективное средство ограничения власти короля. Именно появление контрассигнатуры можно считать моментом окончательной победы конституционной монархии в Англии, как и в других странах. Цивильный лист - сумма денег, ежегодно выделяемая на содержание монарха в конституционных монархиях. Размер этой суммы устанавливается законом в начале каждого царствования и в дальнейшем может быть увеличен, но не уменьшен.

          В дуалистической монархии организация высших органов государственной власти носит двойственный характер: монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а законодательная власть принадлежит парламенту. Монарх наделён достаточно широкими полномочиями, позволяющее ему оказывать давление на парламент и осуществлять нормотворческую деятельность. При дуалистической монархии может быть предусмотрена ответственность перед парламентом. Чаще это становится фикцией, так как это ведёт к конфликту с монархом, которой может привести к роспуску парламента. Реальная роль монарха на практике обычно больше, чем это следует непосредственно из конституции, в силу некоторых факторов (влияние религии, традиций, слабость оппозиции). Правительство, если оно есть, несет ответственность перед монархом, но не перед парламентом. Парламент может воздействовать лишь при утверждении бюджета. Дуалистическая монархия представляет собой компромисс между феодальной верхушки и остальной частью народа. Такой монархией была, например, царская Россия после создания в ней Думы. В настоящее время — Королевство Марокко, Иорданское Хашимитское Королевство, Государство Кувейт, Государство Бахрейн и некоторые другие страны.

          Парламентарная монархия: данная разновидность монархии более прогрессивный вид конституционной монархии, распространена в странах современного мира, где переход от аграрного строя к индустриальному строю, осуществлялся плавно, без коренной ломки прежних институтов, а  приспособление новым условиям. Монарх не обладает реальными полномочиями в управлении государства (кроме князя Лихтенштейна, обладающий полномочиями в сфере исполнительной власти), действует согласно совету правительства, возглавляемый премьер-министром. Полномочия монарха носят больше представительный, церемониальный характер. Правительство формируется представителями победившей партии на выборах, главой правительства становится лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест в парламенте. Законы принимает парламент, которые подписывает монарх. Несмотря на отсутствие реальной власти, монарх может оказывать влияние на политические процессы в стране. Например, попытки переворотов в 1981 г. в Испании и Таиланде, монархи отказали подчиниться заговорщикам. Характерным примером парламентарной монархии является Княжество Лихтенштейн, Япония, Королевство Испания.

          Ярким примером парламентарной монархии служит Соединенное Королевство Великобритания. Положение монарха в системе власти определяется формулой «царствует, но не правит». При этом он наделен достаточно большими возможностями, как закрепленными статутами, так и рассматривается как прирожденные полномочия. Политические прерогативы монарха формально велики. Он назначает премьер-министра, руководит вооруженными силами, является главнокомандующим, назначает судей, подписывает законы, вправе созывать и распускать парламент, имеет право объявлять войну и заключать мир. Но эти полномочия монарх самостоятельно не осуществляет. Есть некоторые «скрытые» полномочия, которые он может осуществлять сам, сообразуясь с политической ситуацией. Например, несколько раз при отсутствие четкого определяемого большинства в парламенте, правительство было сформировано на основании выбора монарха. У монарха сохраняется право абсолютного вето на законы.

          Парламент является высшим органом законодательной власти. Состоит из Палаты общин и Палаты лордов. Палата общин избирается сроком на пять лет на основе мажоритарной системы относительного большинства в составе. Палата лордов имеет членов четырех видов: два из них занимают место по должности, духовные лорды (высшие иерархи англиканской церкви) и судебные лорды, наследственные лорды (пэры), и пожизненные лорды, назначаемые монархом (по рекомендации премьер-министра). Каждые палаты выбирают председателей (Спикера в Палате общин, Лорд-канцлера в Палате лордов) и других должностных лиц (секретарь Спикера, лидеры партий). Палата общин создают постоянные и временные комитеты. К постоянным    комитетам относится специализированные (по отраслям и функциям) и неспециализированные комитеты (имеют функцию работы с законопроектами). Временные комитеты, комитеты всей Палаты используется для обсуждения наиболее важных проблем.

    Палата  лордов создает комитеты по отдельным проблемам (комитет по науке и технологии). Комитеты могут создаваться обеими палатами по рассмотрению вопрос, находящиеся под ведением обеих палат.

          Основное полномочие законодательства. Полномочия Парламента по принятию законов неограниченны. Он может принять закон почти по любому вопросу, однако в последнее время сам предпочитает делегировать полномочия в этой сфере Правительству. Законопроект может вноситься в любую палату, кроме финансовых законопроектов, вносимых только в Палату общин. Также у парламента есть контрольные полномочия. В своем большинстве эти полномочия, сосредоточены у Палаты общин. Контроль осуществляется посредством устных и письменных вопросов, на которые должен был дать ответ, через специализированные комитеты, путем выражения сожаления о политике Правительства, более мягкая форма вотума, чем выражения недоверия. Контроль может, осуществляется с помощью специальных должностных лиц – Парламентского комиссара по делам администрации и Генерального аудитора. Высшим проявлением контрольных полномочий выражение недоверия, либо отказ в доверии. Палата лордов осуществляет контроль путем вопросов министрам и создание временных комитетов для изучения соответствующих проблем. Формально монарх имеет фактически неограниченное право роспуска Палаты общин, но это право может быть реализовано по инициативе Премьер-министра.

Информация о работе Современные формы правления